Подготовка кадров специалистов в СССР в 30-е годы

К началу пятилетки сеть вузов и число студентов в них еще существенно отставали от растущей потребности в кадрах специалистов. Народное хозяйство (особенно промышленность) испытывало нехватку инженеров и техников, значительно отставая в этом отношении от передовых капиталистических государств. Среди занимавших технические должности был непомерно высок процент практиков (39%), т. е. людей, не имевших специального образования.

 

Такое положение с инженерно-техническими кадрами могло задержать техническую реконструкцию народного хозяйства. Требовалось коренное улучшение всей системы подготовки новых специалистов. Вопрос об этом был остро поставлен еще в 1928 г. в резолюции апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) «Шахтинское дело и практические задачи в деле борьбы с недостатками хозяйственного строительства». А в июле того же года пленум ЦК ВКП(б) принял развернутое решение «Об улучшении подготовки новых специалистов». Оно определило принципы перестройки высшей школы. Пленум отметил, что «в целом дело подготовки специалистов следует признать в настоящее время неблагополучным. Система подготовки специалистов органически не увязана с промышленностью и не приспособлена к требованиям и темпу ее развития» ’.

 

В развитие директив пленума ЦИК и Совнарком СССР в августе 1928 г. дали указание готовить инженеров и техников в сокращенный срок, переходя к узкой специализации и значительно расширяя производственную практику. Это, однако, привело к снижению качества подготовки специалистов. С 1933 г. специализация была вновь расширена.

 

Для улучшения социального состава втузов, усиления коммунистического влияния среди студенчества с осени 1929 г. на учебу стали направляться «парттысячники» — представители партийного актива. «Парттысячники» внесли живую струю в жизнь высшей школы, активизировали общественно-воспитательную работу среди студенчества. Коммунисты и комсомольцы по партийным и комсомольским мобилизациям шли в вузы, втузы и техникумы, хорошо понимая, что линия классовой борьбы проходила и в учебных аудиториях.

 

Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства (заочное и вечернее). На крупнейших предприятиях создавались техникумы и курсы по подготовке в вуз (заводы А МО и «Серп и Молот» в Москве, «Светлана» и «Красный путиловец» в Ленинграде и др.).

 

В целях приближения учебных заведений к производству все важнейшие втузы и техникумы были временно (до конца пятилетки) переданы из системы Наркомпроса другим наркоматам и ведомствам. Принципиально новым в системе подготовки кадров было создание в 1927/28 г. по постановлению ЦК ВКП(б) Промышленной академии для подготовки командного состава промышленности.

 

Переход к круппому социалистическому земледелию, механизация производства по-новому поставили проблему подготовки специалистов для сельского хозяйства. Деревня потребовала ire только агрономов, землемеров, ветеринаров, но и таких организаторов крупного сельскохозяйственного производства, а также механизаторов, т. е. специалистов, каких никогда не было в царской России. В этих целях в конце 1932 г. все коммунистические университеты (за исключением КУТВ и КУНЗ) были преобразованы в высшие коммунистические сельскохозяйственные школы. Дополнительно открылось еще семь новых школ (в Северо-Кавказском крае, на Украине, в Казахстане, в ЦЧО и Средне-Волжском крае). За первый учебный год эти школы дали социалистической деревне 3 тыс. организаторов, руководящих работников.

 

Совершенствовалась и система подготовки партийных кадров, кадров государственного аппарата и культурного строительства. Здесь по-прежнему большую роль играли специальные учебные заведения (курсы, совпартшколы, комвузы). К концу 1932 г. в СССР существовало 53 комвуза с 30,5 тыс. студентов и 230 совпартшкол с 37 тыс. учащихся. Значительный вклад в подготовку партийных кадров внес Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова, являвшийся по существу высшей партийной школой. Кроме этих учреждений, все более заметным источником пополнения кадров партийных работников становились общегосударственные учебные заведения.

 

Ряды идеологических работников пополнялись частично за счет окончивших институты красной профессуры, аспирантуру РАНИОН (Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук), Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, Государственный институт журналистики и др.

 

Общее число учащихся в вузах, втузах и техникумах значительно возросло и достигло в 1932 г. более 1,5 млн. человек. За 1928—1932 гг. страна получила более 198 тыс. специалистов с высшим образованием (из них более 76 тыс. инженеров) и более 319 тыс.— со средним. В 1933 г. молодые специалисты, окончившие втузы в годы первой пятилетки, составляли более 60% всех специалистов и руководящих работников тяжелой промышленности. Техников в тяжелой промышленности к концу пятилетки насчитывалось 60 тыс. против 21 тыс. в 1929 г. Коренным образом изменился социальный состав обучавшихся в высшей школе и техникумах: дети рабочих и крестьян стали преобладающей частью студенчества.

 

Развитие системы подготовки специалистов ярко выразилось в создании новых крупных очагов просвещения и высшего образования на Урале, в Сибири, Средней Азии, Закавказье.

 

В 1927/28 г. в Средней Азии и Казахстане было всего 4 вуза. К концу пятилетки там действовало 55 вузов. Из них 13 было в республиках, которые раньше совсем не имели вузов (в Киргизии — 3, в Таджикистане — 5, в Туркмении — 5). В вузах закавказских республик число студентов возросло почти в 2 раза, на Украине — более чем в 3 раза.

 

В Советском Союзе развернулась подготовка специалистов по таким отраслям науки и промышленности, которых не было в дореволюционной России: по электрификации железнодорожного транспорта, производству специальных сталей и других высококачественных металлов, механизации горного дела, синтезу аммиака, искусственного волокна, химическому машиностроению, автомобиле-, авиа- и тракторостроению и т. п.

 

В конце пятилетки (19 сентября 1932 г.) ЦИК СССР принял постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», которое определило дальнейшие пути перестройки высшего образования. Был осужден так называемый бригадно-лабораторный метод, резко снижавший индивидуальную ответственность студентов, поощрявший обезличку в учебной работе.

Категория: История | Добавил: fantast (12.11.2018)
Просмотров: 2415 | Рейтинг: 0.0/0