Невысокий общий уровень колхозного производства в период массовой коллективизации серьезно сдерживал в годы первой пятилетки рост материального благосостояния колхозников. Тем не менее в ряде районов доходы крестьянства, особенно бывших батраков и бедняков, возросли. Так, в 1930 г. на Северном Кавказе и в других зерновых районах, завершавших сплошную коллективизацию, доходы вступивших в колхозы батрацких и бедняцких хозяйств поднялись в 1,5—2 раза по сравнению с доколхозным периодом.
В 1931 г. в связи с недородом в большинстве колхозов на трудодень выдавалось в среднем не более 1—1,5 килограмма зерна, с учетом общественного питания во время полевых работ.
В жизни колхозника большую роль играло личное подсобное хозяйство. В конце первой пятилетки в среднем на одну колхозную семью приходился приусадебный участок с посевной площадью 0,3 гектара. Около 60% колхозников имело в личной собственности крупный рогатый скот, многие держали овец, коз и свиней. Это давало возможность крестьянам удовлетворять свои потребности в продуктах овощеводства, садоводства, животноводства, которые они не могли еще получить за счет колхозного производства.
В ряде постановлений партии и правительства подчеркивалось серьезное значение приусадебных хозяйств в деле повышения материального благосостояния колхозников. В этих целях по указанию партии не только принимались меры против «левацкого» свертывания приусадебного хозяйства в некоторых районах в 1930—1932 гг., но даже обобществленные фонды (в частности, скот) в необходимых случаях частично передавались колхозникам для организации личного хозяйства. Подсобные хозяйства были основным источником снабжения колхозников животноводческой продукцией, картофелем и овощами. Это предопределило качественные различия в отраслевой структуре подсобных хозяйств и общественного производства. Зернобобовые культуры, например, занимали 75,5% колхозных посевов и лишь 22,6% посевной площади подсобных хозяйств, в то время как овоще-бахчевые культуры и картофель колхозами тогда почти не производились (около 5% посевов), а в личных хозяйствах они заняли около 72% площади. Большое значение для колхозников имели постановления партии и правительства о колхозной торговле, принятые в мае 1932 г. Колхозам и колхозникам было предоставлено право беспрепятственной торговли излишками продукции после выполнения плана заготовок. Колхозная торговля производилась по складывавшимся на рынке ценам, причем рыночные доходы колхозов и колхозников не облагались налогом. Колхозники вывозили на рынок и продукты, полученные в своих хозяйствах: картофель, овощи, молоко и т. д.
Если частнособственническое хозяйство характеризовалось классовым антагонизмом, беспощадной эксплуатацией трудящихся крестьян кулаками, то колхозы и совхозы сразу же ликвидировали социально-экономическое неравенство, создавали основу для повышения материального благосостояния бывших бедняков и середняков. Колхозно-совхозный строй уничтожил социально-экономическую основу расслоения крестьянства, подорвал почву, из которой в деревне вырастали беспросветная нищета на одной стороне и зажиточность, основанная на эксплуатации,— на другой.
Социалистическое преобразование сельского хозяйства устраняло основу относительного аграрного перенаселения, источником которого было мелкотоварное производство. Индустриализация страны и расширение общественного хозяйства колхо8ов и совхозов (увеличение посевных площадей, внедрение интенсивных технических культур и т. и.) обеспечивали работой миллионы беднейших крестьян и сельскохозяйственного пролетариата, прежде не находивших занятия.
Миллионы батраков и бедняков составили основной источник формирования кадров рабочих в совхозах. По данным единовременного учета совхозных кадров в 1930 г., около 40% рабочих совхозов были в недавнем прошлом батраками. В совхозах они были избавлены от кулацкой эксплуатации, получали гарантированный заработок, пользовались всеми политическими, социальными благами, которые предоставило трудящимся Советское государство.
Вступившие в колхозы батраки, бедняки и середняки стали совместно владеть всем имуществом артели, они стали коллективными собственниками всех ее богатств. Таким образом, экономическая основа существования различных социальных групп внутри крестьянства была ликвидирована. Крестьяне-колхозники получили равные возможности в повышении своего благосостояния в соответствии с количеством и качеством вложенного труда
Материальное благосостояние колхозников повышалось вследствие организации сети общественного питания в колхозах, расходования части средств артели для помощи нетрудоспособным и инвалидам, на строительство культурно-бытовых учреждений и премирование передовиков.
Весной 1931 г. около 40% колхозов имело стационарные и полевые пункты общественного питания. Ясли были созданы в 7з, а детские сады — в ‘/в части колхозов.
Вводя оплату по труду и отдельно учитывая труд каждого работника, колхозы и совхозы дали женщинам и молодежи самостоятельный заработок. Тем самым их вклад в благосостояние семьи, ранее скрытый, стал наглядным и не зависящим от произвола «старшего» в доме.
Освобождению женщин от порабощения домашним хозяйством и втягиванию их в производство содействовали расширение в деревнях сети детских и медицинских учреждений, строительство торговых точек, хлебопекарен и т. д. Из числа женщин выросло много талантливых руководителей колхозов, замечательных передовиков производства. Именно в те годы села за руль трактора П. Н. Ангелина, одна из первых советских трактористок. Была избрана председателем сельсовета потомственная батрачка А. Я. Соколова — прототип героини известного фильма «Член правительства», первой жетциной-председате-лем колхоза стала В. А. Украинская, выдвинулись тысячи других женщин-колхозниц.
Огромную роль в сельскохозяйственном производстве и в общественной жизни деревни стала играть молодежь, о которой Советское государство проявляет особую заботу. Именно молодежь начала составлять основной источник формирования наиболее квалифицированных и, следовательно, наиболее высокооплачиваемых массовых производственных кадров — механизаторов. Из молодежи вышло немало талантливых руководителей колхозного движения.
Нелегкий жизненный путь прошли многие организаторы колхозов. Вот одна из характерных судеб. В вятской деревне Чекоты действовал колхоз «Красный Октябрь». Со дня его организации в 1924 г. председателем бессменно был П. А. Прозоров. В раннем детстве он гнул спину на кулаков, работал «в людях». В гражданскую войну он с оружием в руках сражался против Колчака, вступил в Коммунистическую партию. Председателем колхоза он стал в 23. года. Но за плечами у него была уже немалая школа классовой борьбы, борьбы за социализм. Подобный путь прошли Ф. И. Дубковецкий (один из зачинателей колхозного движения на Украине), С. К. Коротков (в Чувашии), С. Урунходжаев (в Таджикистане) и другие герои коллективизации.
Величайшим итогом социалистического преобразования сельского хозяйства в годы первой пятилетки было решение вопроса «кто — кого?» в пользу социализма. Это означало, что капиталистические элементы были вытеснены до конца из всех сфер народного хозяйства, что была ликвидирована многоукладность экономики и создан прочный экономический фундамент социалистического общества. | |
Просмотров: 852 | |