История древнейшего человека на территории России

 

Эпоха первобытной общины охватывает огромный промежуток времени, не соизмеримый по своей хронологической протяженности со всей последующей историей человечества.

 

Если самые ранние классовые общества на земле появляются всего каких-нибудь 5 тыс. лет назад, то первобытнообщинный строй возникает по крайней мере 700—800 тыс. лет назад, а во многих местах продолжает пережиточно существовать и в настоящее время.

 

Сотни тысяч лет человечество не знало ни частной собственности, ни классов, ни государства; не обрабатывался металл, не было письменности. Все это появилось лишь около 5 тыс. лет тому назад. И хотя так называемый доисторический, дописьменный период существования человечества был наполнен историческими событиями, они долгое время не могли быть раскрыты, так как наука еще не стояла на должной высоте. До недавнего прошлого «доистория» человечества была погружена во мрак неизвестности. Только развитие геологии, палеонтологии, антропологии, этнографии и археологии рассеяло этот мрак, опровергло миф о сотворении человека богом, об извечности религии, частной собственности и государства.

 

Широкие археологические исследования конца XIX и XX в. привели к блестящим открытиям в области изучения не только древних цивилизаций (Египта, Малой Азии, Закавказья, Средней Азии, Индии, Древней Греции, Америки и т. д.), но и древнейших стадий в развитии человеческого общества. Раскопками на острове Ява, в Африке, Китае, Средней Азии и других местах открыты останки древнейших людей (питекантропа, синантропа, неандертальца), живших сотни тысяч лет назад.

 

В Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в Причерноморье и в других местах Советского Союза археологи открыли и исследовали развалины древних городов, некрополи, курганы, городища, селища и другие памятники культуры древних предков народов Советского Союза. Только благодаря археологии удалось выяснить прошлое многих народностей, не имевших ранее письменности, а значит, и написанной истории.

 

Археология изучает далекое прошлое человечества с помощью несколько иной методики и других материалов, чем история. Основным средством познания исторического процесса для нее являются вещи. Вещь — важнейший исторический документ, в котором скрыты мысли и дела исчезнувших поколений человечества.

 

Земля в своих недрах хранит огромный «архив» разнообразных вещественных источников: всевозможные орудия труда, предметы домашнего обихода, оружие, произведения искусства, остатки жилищ, укреплений, архитектурных памятников.

 

Значение этих археологических материалов для изучения далекого прошлого огромно. Они служат единственными источниками знания о происхождении человека, о развитии человеческого общества до появления письменности, но не теряют своей ценности и для изучения более поздних эпох.

 

Вещи становятся полноценным историческим документом только после их полевой и кабинетной обработки. Добываются они в раскопках различных археологических памятников: стоянок, пещерных жилищ, поселений, мастерских, городищ, грунтовых могильников, курганных погребений, кромлехов, дольменов, развалин городов и т. п.

 

В СССР открыто множество археологических памятников. Как ценные исторические источники все они находятся на учете и состоят под охраной государства.

 

Для приведения в определенную систему и хронологический порядок того огромного количества вещей и исторических явлений, которые сопровождали производственную деятельность людей на протяжении многих тысяч лет, археологи создали научную периодизацию, основанную на единстве и закономерности исторического процесса. Прежде чем первое каменное орудие, сделанное рукой человека, превратилось в каменный топор и прежде чем человек пришел к применению медных, а затем и железных топоров — человечество проделало огромный путь в своем развитии. Этот путь проходил в определенной хронологической последовательности, в определенных физико-географических условиях. Он был многообразен, противоречив, но в то же время подчинен единой закономерности и протекал по законам, общим для всего процесса исторического развития. Исходя из общности исторического развития человечества, можно создать единую археологическую классификацию.

 

Первым, «кто со знанием дела попытался внести в предысторию человечества определенную систему» *, был выдающийся американский этнограф, археолог и историк первобытного общества Л. Г. Морган. Он разделил первобытную историю на две эпохи — «дикость» и «варварство» — ив каждой из них выделил три ступени: низшую, среднюю и высшую. Предложенную Морганом систематизацию высоко оценивал Ф. Энгельс. Однако он видел и ограниченность периодизации Моргана, в основе которой лежала не смена различных типов производственных отношений, а различные ступени в эволюции материальной культуры первобытного общества. В своей замечательной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной в 1884 г., Ф. Энгельс наметил принципы периодизации, основанной на развитии производственных отношений и прежде всего форм собственности. В соответствии с этими принципами в истории первобытного общества можно выделить два основных этапа: период первобытной орды, или стада, и период родового строя, который делится на две стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

 

Необходимо заметить, что неравномерность развития древних родовых и племенных групп и недостаточность наших знаний о них затрудняют использование этой общей периодизации при изучении конкретных исторических событий и процессов глубокой древности. Поэтому изложение материала в настоящем разделе первого тома построено в соответствии с более дробной археологической классификацией, что сделано, однако, с учетом исторической периодизации Ф. Энгельса.

 

Археологическая периодизация истории первобытнообщинного строя основана на исследовании постоянно совершенствовавшихся орудий производства, то есть по существу на анализе трудовых процессов, на анализе труда, создавшего, по словам Ф. Энгельса, самого человека.

 

По материалам, из которых делали основные орудия труда, археологи разделили древнейшие и древние этапы истории человеческого общества на три больших периода: каменный век, бронзовый век и железный век3. Каменный век характеризуется употреблением каменных орудий труда и отсутствием металлических. Бронзовый век — появлением медных и бронзовых орудий, которые, однако, не вытесняют и каменных. Железный век — появлением и совершенствованием орудий из железа и стали, а также окончательным исчезновением каменных орудий. Каменный век длился сотни тысяч лет, а бронзовый и железный — всего около 6 тыс. лет. Вследствие неравномерности исторического развития одни народы пришли к применению металлических орудий еще в древности (древние цивилизации Египта, Юго-Восточной Азии и пр.), а другие — племена севера и тропических стран — чуть ли не до XVIII в. пользовались каменными орудиями и жили на уровне первобытной общины. На протяжении каменного, бронзового и железного веков орудия труда и другие вещи непрерывно совершенствовались.

 

Каменный век по технике изготовления каменных орудий и другим признакам был разделен на палеолит, мезолит и неолит *, которые в свою очередь разделяются на эпохи, стадии и культуры, составляющие более мелкие хронологические этапы древнейшей истории человеческого общества.

 

В палеолите различают три эпохи: ранний (или нижний), средний и поздний (или верхний) палеолит. Ранний палеолит делится на стадии: дошелльскую, шелльскую и ашельскую. Средний палеолит составляет мустьерская стадия. Эта периодизация принята археологами всего мира 1 2.

 

Древний каменный век почти всюду отличается значительным единообразием. Каменные орудия труда — шелльские и ашельские рубила и мустьерские остроконечники — поразительно одинаковой формы встречаются и в Китае, и в Закавказье, и в Европе, и в Африке. Только в конце позднего палеолита возникают культурные области, в которых наряду с общими чертами можно выделить своеобразные местные особенности.

 

Эпоха раннего палеолита — заря человеческой жизни — началась приблизительно 700 тыс. лет назад, а закончилась около 100 тыс. лет назад. Характеризуется она в начальной стадии становлением человека и человеческого общества, появлением людей типа питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека, появлением первых орудий труда — ручных рубил и режущих осколков. Древние высокоорганизованные обезьяны — ближайшие предки человека, а вслед за ними и первые люди не вынесли бы снежной зимы и пронизывающих холодных ветров. Первые свои шаги от обезьяны к человеку наш далекий предок сделал не па севере, а на юге (в Африке, Юго-Восточной Азии), о чем свидетельствует обилие там остатков древнейшей палеолитической культуры. Человек жил в теплом климате в окружении вымерших теперь животных: первобытных слонов, саблезубых тигров, гигантских оленей, бегемотов и т. д. Основными занятиями людей были охота на животных и собирательство. Однако стоило нашим предкам «стать на ноги» и оторваться от мира животных, как ничто уже не могло остановить их движения в новые области земного шара. Это распространение было прямым и неизбежным следствием разрыва узких рамок биологической эволюции. С употреблением готовых, естественных орудий, а затем и с изготовлением орудий труда первобытный человек приобрел огромное и все увеличивающееся превосходство над всеми другими обитателями земли в борьбе за существование, в борьбе с природой. Другим мощным оружием человека в борьбе с природой явилась организация человеческого коллектива, то есть образование крупных, более долговечных групп — стад, «в среде которых только и могло совершиться превращение животного в человека» К

 

Уже шелльский человек проник в южные области СССР (в Закавказье). Он принес с собой вполне зрелую технику обработки камня, преимущественно кремня, и сложившиеся навыки коллективной облавной охоты на крупных животных. Еще более широко расселяются люди на Украине и на Кавказе в ашельское время. В их распоряжении были ручные рубила характерной миндалевидной формы. Они пользовались огнем как могучим оружием в борьбе с дикими зверями. По уровню развития и сознания они оставили далеко позади своего предшественника — шелльца, то есть питекантропа и гейдельбержца.

 

Новый большой шаг вперед в освоении человеком пространств земного шара был сделан уже в эпоху среднего палеолита (мустье), в суровых условиях ледникового периода.

 

Широкое расселение мустьерского человека, несомненно, имело основой прогрессивные сдвиги в технике и хозяйстве, а также в его собственном физическом облике и психике.

 

Эпоха мустье, которая охватывает период от 100 тыс. до 30 тыс. лет назад, связана с появлением нового человека — неандертальца. Оледенение и общее резкое похолодание вынудили людей того времени постепенно совершенствовать охотничье хозяйство и охотиться на таких крупных животных, как мамонт, шерстистый носорог, первобытный бык, пещерный медведь и т. д. Появляются новые орудия труда: остроконечники, скребла, ножи. Человек изобретает способы добывания огня, пользуется естественными гротами и пещерами, строит первые жилища, объединяется в более крупные и сплоченные коллективы, в которых прослеживаются зачатки родового устройства. Впервые в это время появляются захоронения людей, что свидетельствует о значительных сдвигах в духовной жизни мустьерцев. Если ранее тела умерших оставляли без присмотра или, может быть, даже съедали, то теперь их заботливо и тщательно хоронят в земле. Возникает и определенный порядок таких захоронений — древнейший в мире погребальный ритуал.

 

Поселения мустьерских людей на Украине, на Кавказе и в Средней Азии были своего рода форпостами, с которых готовилось решающее наступление человека на север, на области, куда еще не ступала нога человека. Это великое наступление на необитаемые просторы земли совпало с решающим наступлением на остатки звериного в самом человеке. Сотни тысяч лет трудовой деятельности его предков не пропали даром. Они принесли великолепные и наглядно ощутимые плоды.

 

Поздний палеолит характеризуется прежде всего тем, что неандертальца сменяет новый человек, так называемый Homo sapiens, то есть разумный человек современного облика. Ископаемые останки современного человека обнаруживают специфические особенности людей, живших в различных географических районах земного шара. Эти особенности свидетельствуют о возникновении в позднем палеолите современных рас. Расы представляют собой исторически сложившиеся разновидности человека, имеющие ряд наследственных внешних физических особенностей, которые образовались под действием географических условий и были закреплены в результате изоляции различных человеческих групп друг от друга. Выразились они в цвете кожи, строении волос и в ряде других внешних признаков. Учитывая эти признаки, ученые делят человечество на три основные расы: европеоидную, негроидную и монголоидную.

 

Следует подчеркнуть, что представители разных рас отличаются друг от друга только внешними признаками, но ни различий физиологического порядка, ни различий в размерах и строении черепа, в нервной системе и в нервно-психической деятельности между ними нет.

 

На разум человека, на его способности принадлежность к той или иной расе не оказывает влияния. Все выдумки буржуазных лжеученых, пытающихся доказать, что среди рас есть «высшие» и «низшие» и тем самым оправдать эксплуатацию и насилие, не имеют реальных оснований. В процессе развития общественных отношений, развития связей между человеческими группами расы скрещивались и смешивались, а особенности, присущие возникшим расам, сглаживались и стирались. Никаких «чистых» рас, придуманных лженаукой, не существует. Продолжающийся и сейчас процесс смешения рас приведет в конечном счете к их исчезновению.

 

Поздних! палеолит совпадает с межледниковым и ледниковым временем. Он длился меньше, чем в предыдущие эпохи: начался 30 тыс. лет назад, а закончился приблизительно в XIII тысячелетии до н. э. Переход к новому человеку привел к крупным изменениям в жизни общества. Появляются новые способы коллективной охоты на диких животных (мамонта, первобытного быка, северного оленя, лошади и т. д.). Изменяется техника выделки каменных орудий. Наряду с традиционным сырьем — камнем и деревом — в технику широко входит необычный материал: рог и кость. А это открыло целый новый мир технических приемов и привело к возникновению множества небывалых орудий и предметов вооружения: прочных наконечников копий, кинжалов, различного рода острий, копье-металок, гарпунов. С тагам же увлечением, как когда-то кремень, люди осваивают этот новый материал, который тысячелетиями поставляла им охота, но полезные свойства и удивительные качества которого стали им известны только теперь. Начинается как бы своего рода «костяной век»!

 

В это время крепнет первобытная община и устанавливается родовой строй — матриархат. Люди продвигаются все дальше и дальше на север и осваивают новые земли, новые охотничьи угодья, новые реки. Расширяется их кругозор и богаче становится духовная жизнь.

 

Самое интересное в культуре позднепалеолитичесхшх племен — их искусство. Скульптурные изображения животных, обнаженных женских фигурок, множество орнаментированных предметов, разнообразные украшения со стоянок Костенки и Гагарино на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре, орнаментальные нарезки на стенах пещер в Мгвимеви (Грузинская ССР) и, наконец, великолепные росписи Каповой пещеры на Урале говорят о таланте и наивном реализме палеолитических художников. Их искусство в полной мере отражает особенности своего времени. Оно так же наивно, как и сами охотники ледникового времени. В нем причудливо сочетаются элементы реальной жизни и первобытная фантастика. Господствующие в нем образы, две основные его темы — женщина-мать и зверь — неразрывно связаны с грубой охотничьей магией, с культом плодородия и тотемизмом. Следующий период — мезолит — время великих переселений человечества, время изобретения лука и стрел. Он длился примерно от XIII до V тысячелетия до н. э. и совпал с геологической эпохой окончательного отступания ледника — голоценом. В это время появляются новые виды диких животных. Развивается микролитическая техника, которая названа так потому, что для изготовления орудий человек стал применять мелкие кремневые вкладыши — микролиты. С другой стороны, совершенствуется и макролитическая техника, приведшая к созданию таких орудий, как топор, тесло и пр.

 

Экономическое развитие человечества с мезолита становится неравномерным. На юге возникают зачатки земледелия и скотоводства. На севере основным видом хозяйства продолжает оставаться охота. В мезолитическом слое поселения каменного века на месте библейского Иерихона были обнаружены первые в Старом Свете следы земледелия. В крымских мезолитических пещерных стоянках (Таш-Аир I, Замиль-Коба II) обнаружены кости прирученных животных (свиньи, собаки), что свидетельствует о появлении первых домашних животных. Начинается новая эра истории человечества — эра производящего хозяйства.

 

В мезолите появляются различные культурные области, отличающиеся друг от друга своими особенностями и традициями. В это время люди проникают во все уголки земного шара.

 

Неолит был последним этапом каменного века. Он длился сравнительно недолго и закончился на юге в IV тысячелетии до н. э., а на севере — во II тысячелетии до н. э. Всюду он был связан с развитием и совершенствованием технических приемов выделки каменных орудий — пиления, сверления и полирования, с развитием колющих и рубящих орудий (топоров, тесел, долот, стамесок и пр.), с появлением керамического производства (посуды), ткачества, судоходства и разных ремесел.

 

В то время как северные неолитические племена продолжали вести жизнь охотников и собирателей, южные племена, обитавшие на лёссовых плато Причерноморья и Кавказа и в сухих оазисах Средней Азии, пошли по новому пути. У них развивались скотоводство и земледелие. Для орошения полей у причерноморских земледельцев с избытком хватало атмосферной влаги. Существование же древних земледельцев Средней Азии было немыслимо без регулярного искусственного орошения. Это различие отразилось и на их дальнейшей судьбе. Древнее население Украины и соседних с ней областей в ту эпоху так и не вышло за рамки первобытнообщинной жизни. Поселки здесь оставались маленькими замкнутыми мирками, объединенными межродовыми связями внутри одного племени. Веками, а может быть и тысячелетиями, держался древний уклад материнского рода. По-иному сложилась жизнь земледельцев Средней Азии. Необходимость в больших и неустанных работах по устройству и поддержанию ирригационной сети рано привела к возникновению прочной власти и крупных политико-административных центров. Так, уже в глубокой древности возникли здесь первые государства, а вместе с ними общественно-экономическое неравенство и классовые, рабовладельческие отношения.

 

История первых земледельцев и скотоводов нашей страны, начавшаяся еще в условиях господства старой мезолитической н неолитической техники, развернулась в энеолите 1 и бронзовом веке.

 

Конец III и все II тысячелетие до н. э,— время первоначального развития культуры металла на территории СССР. Прогрессивные сдвиги, связанные с появлением металла, очевидны: медь и позднее сплав ее с оловом — бронза — были первыми в истории человечества металлами, которые вступили в соревнование с камнем и костью в качестве основного материала для изготовления орудий труда и оружия. С их распространением в технике и материальной культуре началась эпоха металлов.

 

Распространение меди и бронзы означало крупнейший сдвиг в первобытной технологии — появились ковка, а затем и литье металла. Новые орудия труда были во многом производительнее прежних. Они экономили и облегчали труд, делали его более эффективным и тем самым открывали возможность ускоренного накопления добавочного продукта.

 

Спрос на медь и бронзу стимулировал развитие обмена и связей между различными областями.

 

В эпоху энеолита скотоводы отделились от земледельцев и охотников. Основой хозяйства скотоводческих племен стало пастушеское скотоводство. Наступило время первого крупного общественного разделения труда, что повлекло за собой множество самых разнообразных перемен.

 

Произошли кардинальные изменения общественных отношений. Выросла роль мужского труда в металлургии и пастушеском скотоводстве. Это привело к тому, что на смену матриархату пришел отцовский родовой строй — патриархат. Появилось и стало интенсивно расти имущественное неравенство.

 

Начальные культуры бронзового века повсеместно были культурами более или менее оседлых общин, которые вели комплексное многоотраслевое хозяйство. Это значит, что земледельцы параллельно с ведущей отраслью хозяйства — земледелием — разводили домашних животных и занимались рыболовством и охотой, а скотоводы, занимаясь пастушеством, возделывали около своих поселков пашни и, как и земледельцы, продолжали промышлять охотой, рыболовством и даже в какой-то степени собирательством.

 

Однако уже в I тысячелетии до н. э., а может быть и ранее, возникает степное, табунное скотоводство. Складывается новый уклад жизни — кочевых скотоводов. Владельцы огромных стад вынуждены постоянно менять места выпасов. Заниматься земледелием, требовавшим хотя бы временной оседлости, у этих племен уже не было возможности. Начинается интенсивное освоение древними животноводами великого пояса пустынь Средней и Центральной Азии, высоких нагорий Памира и Тянь-Шаня.

 

Это стало возможным благодаря ряду открытий и изобретений, революционизировавших скотоводческую технику и экономику. Были изобретены бронзовые литые удила, позволившие обуздать коня и перейти к кочевому скотоводству. Прочно вошла в жизнь кочевника войлочная юрта — тип жилища, впервые сделавший возможным сносное существование бродячих скотоводов — номадов.

 

Люди бронзового века создали, наконец, новое вооружение: гибкий эластичный лук скифского типа, склеенный из многих частей, острые наконечники стрел, мечи и кинжалы-акинаки. С таким оружием легко было защищать главное богатство скотоводов — табуны лошадей, коров и овец, а заодно жен и детей. Пользуясь этим грозным оружием, можно было с успехом и грабить чужеродцев.

 

Вся история кочевников-скотоводов была с тех пор историей военных столкновений и набегов. В пламени набегов и грабежей складывалась и крепла хищная воинственная аристократия, верхушка патриархально-родовых объединений. Зарождались все более и более мощные, хотя и эфемерные, племенные союзы кочевников, властвовавших во II—I тысячелетиях до н. э. на огромных пространствах от Дуная и берегов Каспийского моря до Тихого океана. Появление в степях Евразии этих мобильных объединений конных воинов сразу почувствовали их ближайшие соседи, а за ними более отдаленные народы и даже гордые своим могуществом восточные деспотии и Египет.

История древнейшего населения нашей страны в эпоху первобытнообщинного строя, основные этапы которой намечены выше, одновременно развертывается по трем главным линиям, в трех аспектах. Это было прежде всего время все более широкого освоения нашими предками безлюдных некогда областей, лежавших вне первоначального очага, где происходило выделение человека из мира животных. Грандиозный по пространственным масштабам процесс длится сотни тысяч лет и заканчивается уже в неолите выходом человека к естественным водным рубежам нашего материка — Тихому и Ледовитому океанам. В итоге этого процесса уже 3 тыс. лет назад складывается основа той этнической карты нашей страны, общие контуры которой устойчиво сохранялись вплоть до появления первых письменных источников, сообщающих о древнем населении.

 

Древнейший человек на территории нашей страны совершил множество открытий и изобретений. Он последовательно прошел здесь все ступени развития материальной и духовной культуры, лежащие между шелльской стадией палеолита и началом употребления железа, и создал оригинальные культуры.

 

В глубинах этой истории таятся истоки национальных традиций, исторические корни своеобразной и самобытной культуры народов Советского Союза.

 

Изменяя и преобразуя окружающий мир, человек в то же время и сам изменялся и совершенствовался. Он прошел путь от обезьяноподобного существа типа питекантропа и неандертальца до человека нашего типа — Homo sapiens. История первобытнообщинной эпохи была историей становления первых форм общественной организации и развития социальных связей от зародышей родовой организации до ее расцвета и упадка.

 

Наконец, в эпоху первобытнообщинного строя зародились зачатки больших культурно-этнических общностей, из которых затем складываются позднейшие народы. В процессе сложных конкретно-исторических взаимоотношений исходные первобытные родовые и племенные коллективы, с одной стороны, дробились, расселялись в новые области, а с другой,— сталкивались и сближались друг с другом, сливаясь во все более обширные объединения, сначала в союзы племен, а потом и в народности.

 

Все это богатство форм исторического развития было заключено в рамки первобытнообщинного строя. Но по мере дальнейшего развития производительных сил эти рамки становились все более и более тесными. Первобытная община сделала свое дело. В муках рождалось новое, классовое общество, первой формой которого было общество, разделенное на два антагонистических класса — рабов и рабовладельцев.

Категория: История | Добавил: fantast (13.11.2018)
Просмотров: 751 | Рейтинг: 0.0/0