Южные неолитические культуры Украины, Молдавии, Подонья, Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Крыма развивались
на одной близкой основе микролитических стоянок позднего мезолита. Многочисленные реки и пойменные озера, богатые рыбой, крупные массивы лиственных лесов, в которых водились благородные олени, лоси, кабаны, косули, различные пушные звери,— все это способствовало развитию охоты и рыболовства у обитавших здесь племен каменного века.
Уже в V—IV тысячелетиях до н. э. в хозяйстве ряда неолитических племен, живших на Днестре, на Южном Буге и на Днепре, отмечаются признаки становления производящей экономики. Археологам удалось выделить здесь несколько областей (племенных групп), объединенных общими хозяйственными и культурными традициями.
Первая группа заселяла значительную часть бассейнов Днепра и Северского Донца. Наиболее характерным для нее археологическим признаком является керамика. Здесь все сосуды, как правило, украшены оттисками гребенчатого штампа и чередующимися рядами наколов.
Основой хозяйства днепро-донецких племен были охота и рыболовство, но они уже перешли к приручению домашних животных. На стоянках этих племен на Днепре попадаются кости домашних животных — быка, собаки, свиньи.
Своих покойников днепро-донецкие племена хоронили в бескурганных могильниках в вытянутом положении на спине. Часто скелеты засыпали красной охрой. В могилах находят украшения из зубов животных и рыб. Некоторые из могильников насчитывают несколько десятков погребений.
В целом культура днепро-донецких племен тяготеет к северо-западу и коренным образом отличается от других неолитических культур Украины. Окончательного решения о происхождении днепро-донецких племен еще нет. По-видимому, их можно связывать с древнейшим местным населением. Антропологические данные подтверждают эту гипотезу: люди, погребенные в днепро-донецких могильниках, по мнению антропологов, являлись прямыми и мало изменившимися потомками палеолитических кроманьонцев, обнаруженных в Костенках.
Вторая группа неолитических племен Украины в V—IV тысячелетиях до н. э. обитала на Южном Буге и частично на среднем Днестре. Стоянки южнобугских племен располагаются обычно в пойме рек, часто на островах или на низких надпойменных террасах. Можно предполагать, что это были сезонные стоянки. В жилищах здесь вместе с обычным кремневым инвентарем найдено значительное количество роговых и костнпых мотыг для обработки земли, каменных зернотерок, что говорит о зачатках земледелия. Важным признаком, по которому археологи смогли выделить племена южнобугской группы, служит очень своеобразная керамика. Это остродонные красновато-коричневые сосуды, покрытые узором из проглаженных полос, которые как бы оплетают весь сосуд.
К третьей группе неолитического населения Украины относятся племена, появившиеся на северо-западе Украины в IV тысячелетии до н. э. По самой характерной находке их называют племенами культуры линейно-ленточной керамики. Считается, что эти племена распространились с территории Верхнего Подунавья в Центральную Европу по Рейну, Одеру, Эльбе и Висле. С верховьев Вислы в начале IV тысячелетия до н. э. они прошли по Западному Бугу на Горынь и в верховья Днестра, а затем по бассейну Прута и вниз по Днестру и его притокам. У них уже в основном завершился переход к новым формам хозяйства — земледелию и скотоводству.
Процесс освоения производящего хозяйства происходил в V—IV тысячелетиях до н. э. у многих племенных групп Балканского полуострова и Средней Европы, причем несомненно, что южные племена испытывали культурное воздействие древнейших малоазийских очагов земледелия.
В середине IV тысячелетия до н. э. в Молдавию пришли из Румынии племена культуры Бонн. В раскопанном в Молдавии поселении Флорешты видно, как племена культуры Бонн основались на месте, ранее занятом населением, изготовлявшим линейно-ленточную керамику. Однако, несмотря на этнографические различия, хозяйство племен обеих групп было одинаковым. Их поселки состояли из прямоугольных наземных домов или полуземлянок, стены которых были облицованы обмазанными глиной плетнями. Почти половину мясной пищи жителям этих поселков уже доставляло скотоводство, причем главную роль играл крупный рогатый скот. Роговые мотыги, каменные зернотерки, зерна пшеницы и проса свидетельствуют о развитии земледелия. Сельское хозяйство дополнялось охотой и рыболовством. Племена культуры Бонн были знакомы уже и с обработкой самородной меди, но изготовляли лишь небольшие украшения и простые шилья.
Начавшийся на территории Молдавии и Украины массовый переход местных племен к новым видам хозяйства и влияние со стороны земледельцев и скотоводов культуры Боян привели к сложению земледельческо-скотоводческой культуры, получившей название трипольской.
На Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, в Восточном Предкавказье и в Крыму развивались своеобразные варианты неолитических культур. Из них наиболее исследована крымская. Раскопки двух многослойных пещерных стоянок — Таш-Аир I и Замиль-Коба II —позволили выделить две стадии крымской культуры: раннюю и позднюю.
Ранненеолитические поселения Крыма, относящиеся к V тысячелетию до н. э., крайне немногочисленны. Они расположены главным образом в горной и предгорной частях Крыма и изредка — в степи. Это в основном пещерные стоянки, «а открытых местах селились еще очень редко. По-видимому, в пещерных стоянках жили небольшие коллективы людей. Впрочем, несколько одновременных стоянок в пяти пещерах балки За-миль у Черкез-Кермена могут, несомненно, рассматриваться как поселения одного большого родового коллектива.
В неолитических слоях стоянок Крыма среди кухонных остатков встречаются изредка кости домашних животных: коровы, свиньи, овцы. Очевидно, к этому времени можпо отнести появление зачатков примитивного скотоводства и земледелия, которые, наряду с охотой на диких животных, становятся важными факторами в хозяйстве первобытных обитателей Крыма. Появление примитивного земледелия подтверждают находки массивных мотыг, изготовленных из рогов благородных оленей.
Почти всюду на ранних неолитических поселениях Крыма попадается толстостенная остродонная глиняная посуда, слепленная на травяной или корзиночной основе.
Поздняя стадия неолита Крыма относится к IV — середине III тысячелетия до н. э. Поселения этого времени известны не только в юго-западной горной части, но и на Керченском полуострове, и в степной части Крыма.
В это время резко увеличивается количество стоянок открытого типа. Они, как правило, располагаются около небольших озер или значительных источников воды. Оседлость, возникшая еще в раннем неолите, укрепляется. Пещерные жилища, обжитые веками, благоустраиваются. Появляются особые заслоны, загораживающие вход в пещеру. Эти заслоны, по-видимому, служили для утепления жилища.
Об изменениях в хозяйстве крымских племен свидетельствуют усовершенствования кремневых и костяных орудий труда и техники их изготовления, а также улучшение керамического производства. Однообразные грубые сосуды заменяются тонкостенными горшками с богатым нарезным и штампованным орнаментом.
Хотя охота, рыболовство и собирательство продолжают играть большую роль в хозяйстве, все большее и большее значение приобретают скотоводство и примитивное земледелие. На стоянках находят большое количество костей домашних животных, попадаются плитки для растирания зерна, песты, мотыги, кремневые вкладыши для Серпов а т. д. Только развитием производящих видов хозяйства можно объяснить сравнительно прочную оседлость населения, его рост и распространение люден по всему Крыму.
Выше уже отмечалось, что все южные неолитические культуры удивительно однотипны. Сейчас нам трудно установить причины этой общности. Можно только предполагать, что открытые степные пространства облегчали постоянные связи между племенами и способствовали их взаимовлиянию. Кроме того, вполне вероятно, что на всей огромной степной территории от Каспийского моря до днепровского Надпорожья в V— III тысячелетиях до н. э. обитали этнически близкие племена с одинаковым социально-экономическим укладом.
| |
Просмотров: 571 | |