На плоскогорьях и в долинах Туркмено-Хорасанских гор в древности колосились дикие ячмень и пшеница. Здесь же водились горные бараны и безоаровые козлы, ставшие повсюду на Древнем Востоке предками домашних животных. Наконец, здесь, в юго-западных областях Средней Азии, связи с процветающими переднеазиатскими культурами VII— V тысячелетий до н. э. были особенно тесными и постоянными. Все эти обстоятельства и привели к тому, что именно на юге Туркмении мы находим древнейшую в Средней Азии и едва ли не древнейшую в Советском Союзе культуру оседлых земледельцев.
По наиболее изученному поселению этих земледельцев культура носит название джейтунской. Время ее существования — VI—V тысячелетия до н. э. В хозяйстве и культуре джейтунцев сочетались элементы старого и нового, архаического и прогрессивного. Многое восходило еще к экономике и быту собирателей и охотников. Так, основную мясную пищу древним джейтупцам еще доставляла охота. Лишь сравнительно небольшой процент найденных костей животных принадлежит мелкому рогатому скоту с первоначальными признаками приручения. Охотники, сопровождаемые собаками, добывали безоаровых козлов, диких баранов и степных газелей — джейранов. Большая роль охоты сказалась и на производственном инвентаре: около половины кремневых орудий связано с охотой или с обработкой ее продуктов, а костяные иглы и проколки употреблялись при шитье из обработанных шкур одежды и различных других предметов бытового обихода. Ткачество, видимо, еще не было известно или находилось в зачаточном состоянии.
Однако эти архаические черты отнюдь не заслоняют того обстоятельства, что в целом переход к производящей экономике уже произошел. Сами поселения расположены в дельтах и по берегам небольших ручьев, стекавших с Туркмено-Хорасанских гор. Эти источники, широко разливавшиеся во время паводков, использовались для орошения полей, которые при паводках затоплялись, а оседавший ил повышал плодородие земли. Переход к начальным, еще весьма примитивным формам искусственного орошения был огромным достижением древних джей-тунцев. Именно на основе дальнейшего развития и совершенствования ирригационного земледелия в Средней Азии сложились высокоразвитые культурные центры древности.
Применение искусственного орошения полей позволило джейтунцам вести оседлый образ жизни. Их небольшие поселки располагались в непосредственной близости от возделывающихся участков. Вместо пещер — временных стоянок бродячих охотников — появляются постоянные поселения с прочными глинобитными домами.
В связи с переходом к оседлой жизни впервые осваивается изготовление плоскодонной глиняной посуды. Формы ее просты и однообразны: это чаши, кубковидные сосуды, а также большие корчаги, предназначавшиеся для хранения припасов. Иногда стенки сосудов украшены несложной волнистой росписью, нанесенной красноватой краской.
С земледелием связана и значительная часть производственного инвентаря джейтунцев. Кроме различных зернотерок, ступок и пестов, здесь были широко распространены серпы, у которых в костяную или деревянную основу вставлялись кремневые вкладыши. Такое орудие имело еще архаическую форму обычного прямого ножа, почему археологи иногда называют его не серпом, а жатвенным ножом. Это было наиболее распространенное орудие среднеазиатских земледельцев VI тысячелетия до н. э.: вкладыши таких серпов обнаруживают десятками в каждом доме на джейтунских поселениях.
Как бы ни были велики архаические элементы в джейтун-ской культуре, решающий шаг уже был сделан: обитатели юго-запада Средней Азии стали земледельцами. При этом у них сохранился родовой строи, сложившийся в предшествующий период. Показательна планировка наиболее хорошо изученного поселения — самого Джейтуна, расположенного к северу от Ашхабада. Весь поселок состоял из небольших однокомнатных домов площадью от 20 до 35 кв. м. Внутри жилищ были прямоугольные очаги и хозяйственные отсеки. В каждом отдельном доме жила одна парная семья. 30—35 таких парных семей проживали в Джейтуне, образуя родовой поселок. Обособление семей свидетельствует о дальнейшем укреплении семьи внутри рода. Однако уровень экономического развития был еще слишком низок, чтобы отдельная семья могла вести самостоятельное хозяйство. Экономической ячейкой общества оставался род, а позднее его крупное подразделение — материнская большая семья, куда входило несколько поколений родственников по женской линии. Во главе такой большесемейной общины стояла женщина. Этнографические материалы показывают, что женщины, ранее занимавшиеся собирательством, играют главную роль на ранних ступенях развития земледельческого хозяйства.
Джейтунские земледельцы пользовались еще исключительно кремневыми или каменными орудиями. Однако вскоре было сделано новое важное открытие: люди научились обрабатывать медь. Появились первые орудия, сделанные из самородной меди. Начинается медно-каменный век — энеолит. На юго-западе Средней Азии энеолит относится к IV—III тысячелетиям до н. э. По первому исследованному памятнику среднеазиатского энеолита — поселению Анау близ Ашхабада — культура этого времени называется анауской, а племена, оставившие эту культуру, самоназвание которых нам неизвестно, анаускими. | |
Просмотров: 775 | |