Второй центр древнего земледелия и скотоводства на территории СССР был расположен на Кавказе. Природные условия Закавказья были весьма благоприятны для освоения скотоводства и земледелия. В горных долинах и нагорьях встречались дикорастущие злаки, а количество выпадающих осадков в этих районах позволяло выращивать посевы без применения искусственного орошения. В лесах и на горных лугах водились дагестанский тур, кабан, горный баран (муфлон) и безоаровый козел — предки основных пород домашнего скота. Древние связи со странами Передней Азии также способствовали раннему переходу к скотоводству и земледелию на Кавказе.
В Закавказье уже в IV—III тысячелетиях до н. э. возникают первые поселки оседлых земледельцев и скотоводов. Остатки такого поселка сохранились, например, в нижних слоях Кюль-тепе у г. Нахичевани. Это типичное поселение раннеземледельческих племен, несколько напоминающее анауские деревни Средней Азии. Древние обитатели Кюль-тепе в течение многих столетий жили на одном месте, где остатки их глинобитных домов с каменными фундаментами, наслаиваясь друг на друга, образовали довольно высокий холм. Поля обрабатывались каменными мотыгами, а зерно полученного урожая растиралось на каменных зернотерках. При жатве употреблялся серп с кремневыми вкладышами. Мясную пищу доставляли охота и скотоводство. Однако значение охоты постепенно падало. Среди домашних животных первое место занимал крупный рогатый скот. Переход к новым формам хозяйства здесь уже полностью завершился.
При раскопках нижнего слоя Кюль-тепе обнаружено два обломка медных изделий. Кремневые орудия, найденные здесь, сравнительно немногочисленны и однообразны. Подобно большинству оседлых земледельцев, жители Кюль-тепе изготовляли глиняную посуду с плоским дном. Это были еще весьма грубые сосуды, лепленные от руки и в большинстве своем лишенные какого-либо орнамента. Как и анауские земледельцы, древние кюль-тепинцы хоронили умерших в пределах поселения, что свидетельствует, вероятно, о развитом культе предков. При раскопках Кюль-тепе вскрыто несколько могил, где скелеты лежали в скорченном положении и иногда были посыпаны красной краской.
Переход к земледелию и скотоводству способствовал росту населения и общему подъему культуры у кавказских племен. В III тысячелетии до н. э. племена оседлых земледельцев и скотоводов занимают уже большую часть современных Армении. Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа. На всей этой сравнительно обширной территории наблюдается значительная общность культуры, проявляющаяся в однородности типов жилищ, в наборе орудий труда и в бытовом инвентаре.
Повсюду, где природные условия были благоприятны для посевов и выпаса скота, располагались поселки родов или больших семей. В горных зонах для таких поселков выбирались возвышенные места; на равнине естественный холм постепенно вырастал за несколько столетий существования поселков на одном и том же месте. Эти поселки в южных районах (в Армении) состояли из домов, возведенных из сырцового кирпича на каменном фундаменте. Типичный жилой дом был круглым в плане помещением диаметром 5—7 м, с опорным камнем для столба в центре. Столб, по-видимому, поддерживал перекрытие. Такие дома раскопаны на поселении Шенгавит у Еревана, в средних слоях нахичеванского Кюль-тепе и на ряде других памятников. Рядом с круглыми домами располагались и прямоугольные постройки. Племена, населявшие более северные районы, строили хижины или полуземлянки, стены которых возводились из плетней, обмазанных глиной, иногда применялись глиняные блоки. Глиной обмазывали и пол жилища. Такими были, например, древнейшие поселения в Чечено-Ингушетии и в Дагестане. В Грузии поселки энеолитических скотоводов и земледельцев состояли из четырехугольных домов (иногда с округленными углами), стены которых также представляли собой обмазанный глиной деревянный каркас. Там, где имелся в большом количестве соответствующий строительный материал, такие дома возводились из камня.
Земледелие было основой хозяйства обитателей этих многочисленных поселков. При раскопках неоднократно встречались зерна возделывавшихся злаков. Главным образом это были пшеница и ячмень. В большинстве своем посевы производились под дождь, хотя, возможно, кое-где в долинах применялось уже искусственное орошение.
Все возрастало значение скотоводства. В начале энеолита повсеместно главную роль в стаде играл крупный рогатый скот (до 80% стада). Глиняные фигурки быков с отверстиями, очевидно предназначавшимися для упряжи, и колесики от моделей повозок свидетельствуют об использовании животных в качестве тягловой силы и при обработке полей. В конце рассматриваемого периода происходят некоторые изменения в составе стада: мелкий рогатый скот начинает приобретать первостепенное значение. Это говорит о зарождении отгонного скотоводства, которое сыграло такую большую роль в жизни кавказских племен во II и особенно в I тысячелетии до н. э.
Кавказские земледельцы и скотоводы III тысячелетия до н. э. были уже знакомы с медными орудиями и добывали медную руду в месторождениях, известных на территории Армении, Грузии и Азербайджана. Из меди изготовляли топоры, ножи, шилья, копья и различные украшения. Большинство медных изделий сделано из медно-мышьяковистых руд (иногда содержавших от 2 до 6% мышьяка), что значительно повышало качество орудий и оружия. Стало применяться литье в специальных каменных и глиняных формах, обнаруженных при раскопках поселений. Известны также золотые и серебряные украшения. Кремень шел лишь на изготовление наконечников стрел и вкладышей для составных серпов. На поселениях иногда находят по нескольку сот кремневых вкладышей.
Общий прогресс сказался и на производстве глиняной посуды. Хотя она по-прежнему лепилась от руки, но обжиг в специальных печах заметно повысил ее качество. Черные, тщательно залощенные, иногда до зеркального блеска, закавказские энео-литические сосуды поражают совершенством и изяществом пропорций и отделки. На раннем этапе их стенки украшал рельефный орнамент (в том числе спиральный), на позднем — прорезной геометрический. На Северном Кавказе преобладала красноватая керамика из хорошо отмученной глины.
Религиозные представления кавказских племен III тысячелетия до н. э. были тесно связаны с основными видами хозяйственной деятельности — земледелием и скотоводством. На поселениях уже сооружались специальные строения, игравшие роль святилищ. Таким святилищем было пятиугольное в плане здание на Сержень-Юртовском поселении в Чечено-Ингушетии. Стены подобного строения в Грузии были украшены несложной росписью, как в святилище анауских земледельцев. Значительную роль в религиозных представлениях играло женское божество — покровительница земледелия. Изображающие его глиняные и каменные фигурки иногда встречаются при раскопках закавказских поселений. Значительно больше попадается глиняных фигурок быков, коз и овец. Форму рогов быка имеют даже очажные подставки, а одна из них, найденная на поселении Шенгавит, украшена изображениями голов баранов. В эти фигурки и изображения древние земледельцы и скотоводы, вероятно, вкладывали определенный магический смысл. Кроме того, был распространен культ домашнего очага, сохранившийся у кавказских народов до весьма позднего времени.
По уровню культурного развития кавказские племена III тысячелетия до н. э. напоминают анаусцев Средней Азии. Как и в районах Средней Азии, на Кавказе в эпоху энеолита стали складываться патриархальные отношения. Так, у энеолитических племен Грузии, Армении и Азербайджана были распространены глиняные фигурки, изображающие мужчин.
| |
Просмотров: 1434 | |