На многие тысячи километров вдоль северных берегов Черного и Каспийского морей, по значительным территориям Приднепровья, Подонья и Поволжья и дальше на восток, в пределах Средней Азии и Южной Сибири, тянулась полоса степей. Она связывала самые отдаленные области, глубоко различные как по климатическим и ландшафтным особенностям, так и по характеру и уровню историко-культурного развития их населения. Степная полоса граничила с тремя очагами раннеземледельческих культур на территории СССР — с югом Средней Азии, Кавказом, Северо-Западным Причерноморьем — и подходила к древнейшим центрам металлургии, возникшим в Южном Приуралье, на Кавказе и в Дунайско-Балканском районе.
Условия ковыльных и полынных степей ограничивали возможности земледелия и предопределяли развитие скотоводства. Земледельцы тяготели к речным поймам и кромкам пойменных лесов — единственным местам, пригодным тогда для примитивного земледелия. Что же касается скотоводов, то они нередко угоняли свои стада далеко от рек, в открытые степные просторы, где большая насыщенность солью придает особую ценность кормам.
Численность скота увеличивалась, стада росли, и скотоводы осваивали все новые участки степи. Так вслед за расширением пастбищных участков расширялись и основные территории племен.
«Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров — это было,— писал Ф. Энгельс,— первое крупное общественное разделение труда» *.
Несмотря на значительную роль скотоводства, степные пастушеские племена эпохи энеолита нельзя считать чисто скотоводческими. Хозяйство их было комплексным, и немалую роль в нем играло земледелие. Однако скотоводство стало ведущей отраслью в комплексном хозяйстве, и это отличало степные племена от раннеземледельческого населения юга Средней Азии, Закавказья и Дунайско-Днепровского междуречья. Скотоводы этого времени не были кочевниками. Кочевническая система скотоводства сложилась значительно позднее и, конечно, ни в коей мере не сочеталась с земледелием. В хозяйстве же в основном оседлых энеолитических племен скотоводство было при-домным или отгонным, с выгоном скота на горные пастбища в горных районах или в глубь степей в степной полосе.
Но и этот характер экономики предопределял большую подвижность населения и установление связей между племенными группами, разделенными иногда многими сотнями километров. Одним из значительнейших явлений древнейшей истории степной полосы явилось формирование больших культурных общностей, которые сложились под воздействием в основном двух факторов. Первым было распространение культурных явлений из первоначального общего центра. Такое распространение обусловливалось передвижением человеческих групп и активным культурным обменом, возможности которого были особенно велики в условиях степей. Не менее значителен и второй фактор, а именно: развитие племен в сходных естественных и исторических условиях, что при равенстве хозяйственного и общественного уровня закономерно приводило к возникновению близких культурных явлений.
Такая общность материальной, археологической культуры была характерна для ряда племенных групп. Однако, будучи во многом близкими, культуры отдельных племенных групп степной полосы обладали и своеобразными чертами, которые в значительной мере определили различные пути их дальнейшего развития. Поэтому под культурной общностью ряда племенных групп мы всегда подразумеваем культурно-историческую область, где в сходных условиях проходили свой исторический путь близкие друг другу племена.
Наиболее древняя из культурно-исторических областей, охватившая огромное пространство от Эмбы на востоке до Днестра на западе, получила наименование древнеямной, так как первоначально она стала известна по погребениям, совершенным в больших ямах под земляными насыпями — курганами.
Древнеямная культурно-историческая область окончательно сложилась на указанной выше территории в энеолите. Но начало ее формирования относится еще к неолитической эпохе. Более того, уже с мезолита можно отметить единые черты в материальной культуре значительной части степной полосы — на Левобережной Украине, в Приазовье, в Крыму, на Кавказе, в Нижнем Поволжье.
В конце неолита по обоим берегам нижней Волги и в степях к востоку от нее жила большая группа родственных племен. Они занимались охотой и рыболовством, но уже начали осваивать й производящие виды хозяйства, среди Которых особое значение приобрело скотоводство. Небольшие поселки этих племен располагались вблизи Волги и ее притоков, а следы временных стоянок пастухов открыты далеко в глубине астраханских степей. Наиболее характерен погребальный обряд жителей этих поселков. Для своих покойников они вырывали большие квадратные или прямоугольные ямы, дно которых густо посыпали красной охрой. Покойника клали головой на восток, на спину, с сильно подогнутыми в коленях ногами. Труп также густо посыпали охрой, красный цвет которой — цвет огня и крови — символизировал жизнь, свет, очищение. Сверху яму перекрывали деревом или камышом, после чего над ней насыпали большой земляной холм-курган. Обряд сооружения курганов над могилами получил позднее широкое распространение, и курганы стали неотъемлемым элементом нашего степного пейзажа. У разных племен в различных частях Европы, Азии и Африки курганы насыпались тысячелетиями. Обряд этот существовал вплоть до позднего средневековья. Но древнейшие из известных курганов появились в конце IV тысячелетия до н. э. в Нижнем Поволжье. Инвентарь подкурганных погребений небогат. В головах покойника иногда ставили сосуд с пищей — остродонный, с яйцевидным туловом и высокой отогнутой шейкой. Сосуды лепили от руки и украшали отпечатками штампа, составлявшими вертикальные или горизонтальные полосы. Кроме сосудов, в погребения клали немногочисленные кремневые орудия.
Все эти элементы погребального обряда и инвентаря, начавшие формироваться в Нижнем Поволжье уже в конце неолита, позднее стали основными и объединяющими для всей огромной древнеямной культурно-исторической области.
В энеолите курганов стало гораздо больше. Они составляли иногда большие группы, целые курганные поля. Основные черты погребального обряда не изменились, но инвентарь стал в них заметно разнообразнее: кремневые ножи, скребки и наконечники стрел, костяные гарпуны, рыболовные крючки, шилья, разные украшения (бусы, пронизки, булавки) и даже музыкальные инструменты (свирели). Появились плоскодонные сосуды. Остродонные и круглодонные сосуды теперь украшали не только резным орнаментом и отпечатками штампа, но и так называемым жемчужным орнаментом (вдавлениями изнутри) и особенно отпечатками простого или перевитого шнура.
В могилах находят также кости домашних животных (прежде всего овцы), земледельческие орудия (костяные мотыги, каменные зернотерки) и первые медные изделия (ножи, шилья). Все эти находки особенно важны, так как они безусловно свидетельствуют о том, что степные племена освоили производящие виды хозяйства и вступили в эру металлов. Прогрессивные сдвиги в экономике обусловили резкий рост и широкое распространение древнеямных племен нижневолжской группы и заметное усиление ее влияния на другие группы степных племен, близкие ей культурно, а возможно, и этнически. Немалую роль сыграла в этом близость нижневолжской группы к источникам металлов и древнейшим металлургическим центрам Кавказа и Урала.
В III тысячелетии до и. э. древнеямные племена широко расселились в Подонье, Приазовье, Нижнем Приднепровье, достигнув на западе Днестровско-Прутского междуречья. Древнее местное население этих территорий, подвергшись культурному воздействию пришельцев, было включено в процесс формирования единой культурно-исторической области. На юге древнеямные племена достигли предгорий Кавказа и вступили в тесный контакт с племенами майкопской культуры. На востоке они заняли оренбургские степи, продвинулись к Южному При-уралью и достигли земель, занятых энеолитическим населением Средней Азии.
Культурное единство этой огромной территории было весьма относительным. В различных частях культурно-исторической области выделялись своеобразные местные черты и культурные явления. Это было обусловлено прежде всего тем, что в процессе формирования в нее вошли различные племенные группы.
Внутри древнеямной культурно-исторической области можно выделить несколько вариантов археологической культуры, соответствующих большим племенным группам. Одна из таких групп, охарактеризованная выше,— нижневолжская — была наиболее древней. Вторая группа — оренбургская — образовалась восточнее, в степях Южного Приуралья. Третья группа — средневолжская — заняла район Самарской луки. С продвижением древнеямных племен на северо-запад в междуречье Днепра и Северского Донца образовалась донецкая группа. Здесь весьма сильны были влияния местных культурных традиций, отличных от древнеямных и сложившихся в более древнюю эпоху. Так, например, покойников хоронили не только в скорченном положении, обычном для древнеямных могил; здесь они нередко положены в вытянутом положении, на спину. Такой обряд захоронения характерен для погребальных памятников местных неолитических племен. Большая днепровско-азовская группа племен расселялась в Нижнем и Среднем Приднепровье, в Крыму и в Нижнем Подонье. В культуре этой группы ярко выражены местные неолитические традиции. Здесь найдены специфические погребения в каменных и деревянных ящиках, в ямах с каменными закладами, оформленными иногда в виде антропоморфных стел, погребения без курганов под каменными кольцами, своеобразная керамика. Особое место среди памятников днепровско-азовской группы занимают поселения, открытые в Нижнем Приднепровье. Долгое время о культуре древнеямных племен судили лишь по погребениям. Поселения восточных районов культурно-исторической области сохранились, как правило, очень плохо. И только на Днепре удалось исследовать несколько больших и интересных поселений.
Совершенно исключительное значение имеет Михайловское поселение, раскопки которого позволили по-новому осветить ряд основных вопросов истории и культуры древнеямных племен.
Поселение это открыто в Херсонской области, близ с. Ми-хайловки. Оно располагалось на трех смежных холмах, разделенных глубокими оврагами и возвышающихся на 25—30 м над уровнем р. Подпольной, правого рукава Днепра. Общая площадь поселения достигала 1 га. Жизнь на нем продолжалась на протяжении многих веков. Раскопки позволили выделить три больших этапа в его истории.
Вначале на центральном холме возник небольшой поселок одного из нижнеднепровских неолитических племен. Жители его сооружали большие полуземлянки (площадью до 70 кв. м) с камышовыми стенами, обмазанными глиной, и двускатной крышей, подпертой столбами. Они обогревались очагами, сложенными из камней, пользовались характерными плоскодонными сосудами в виде горшков, чаш и шаровидных амфор с лощеной черной или черно-бурой поверхностью, украшенной иногда зубчатым штампом, жемчужным или шнуровым орнаментом.
Обитатели поселка уже хорошо знали скотоводство: 95% найденных здесь костей принадлежит домашним животным.
По своему облику культура, представленная в нижнем слое Михайловского поселения, была отлична от древнеямной. Видимо, первый поселок возник здесь до того, как Нижнее Приднепровье было включено в древнеямную культурно-историческую область.
Однако вскоре картина заметно изменилась. Древнейший поселок был оставлен обитателями. Но почти сразу же на центральном холме возник новый поселок, больших размеров, принадлежавший другим племенам, пришедшим в это время в Нижнее Приднепровье. Жилища, сооружавшиеся создателями нового поселения, были двух видов: неглубокие полуземлянки и наземные дома. При строительстве домов, кроме дерева, камыша и глины, стали употреблять камень, из которого складывали основания стен. В домах были глинобитные полы и глинобитные очаги. Резко изменился облик керамики. Основной формой стали глубокие остродонные горшки с высокими венчиками. Поверхность сосудов богато украшена жемчужным орнаментом, вдавлениями крупнозубчатого штампа, простого и перевитого шнура. Эта керамика характерна для племен древнеямной культурной области и известна по многочисленным погребениям Приднепровья, Подонья и Поволжья.
Остатки второго поселения составили средний слой на центральном Михайловском холме. Большинство орудий этого слоя по-прежнему сделано из камня: скребки для очистки шкур, ножи, топоры, зернотерки. Однако три небольших медных шила свидетельствуют уже о знакомстве с металлом.
Следующий, третий период в жизни поселения начался после второго без какого бы то ни было перерыва. Здесь продолжали жить те же племена, но уровень их хозяйства стал более высоким. Выросла территория поселка. Были заселены еще два холма и часть примыкавшего к ним плато. Заметно совершенствуется строительное дело. Одним из наиболее знаменательных явлений этого периода было создание большой и сложной системы оборонительных сооружений, резко изменивших облик неукрепленного ранее поселка. Центральный наиболее укрепленный холм превратился в своеобразную цитадель, куда в случае опасности могло скрываться все население поселка. Мощные оборонительные стены были сложены из больших плит и кусков известняка на глиняном растворе. Подступы к холму в припо-дошвенной его части были преграждены рвами.
Дома в основном располагались на укрепленной стенами площадке, причем некоторые из них примыкали к самим стенам. Основания домов выкладывались из камня, стены были глинобитными. Двускатные крыши опирались на столбы, расположенные по центральной оси жилища.
Таким образом, в домостроительстве получили развитие традиции, возникшие еще в прежний период. Но сами дома стали больше и сложнее. Они состояли из ряда жилых и хозяйственных помещений, причем площадь таких многокамерных сооружений достигала 160 кв. м.
Третий период в жизни Михайловского поселения ознаменован наивысшим подъемом экономики и культуры энеолитиче-ских племен Нижнего Приднепровья, входивших в древнеямную культурно-историческую область. В верхнем слое поселения встречены наиболее разнообразные находки. Кроме прежней керамики, известной уже во втором слое, появляется посуда новых типов — миски, чаши на ножках. Орнамент на сосудах становится более скромным и ограничивается теперь вдавлениями шнура и штампов. Из кремня изготовляли скребки, наконечники копий и стрел и, что чрезвычайно важно, вкладыши для серпа; из других видов камня — топоры, песты, растиральники, зернотерки, камни для пращей; из кости и рога — шилья, проколки, гарпуны, мотыги, перстни, пронизки. Было обнаружено более 20 орудий из меди. Среди них, кроме шильев, известных уже и во втором слое, имелись ножи, долото, плоский топорик. Обрабатывали медь и изготовляли из нее орудия здесь же, на месте, о чем свидетельствуют находки многочисленных ступок для дробления руды, кувалд, сопел.
Тысячи костей, найденных во втором и третьем слоях поселения, принадлежат в большинстве своем домашним животным, среди которых явно преобладал крупный рогатый скот.
Раскопки Михайловского поселения и четкая стратиграфия этого замечательного памятника позволили значительно уточнить вопрос о датировке основных этапов истории древнеямных племен. Керамика, характерная для второго слоя, была найдена и на поселениях развитой трипольской культуры. В то же время развитая трипольская керамика была найдена на поселениях, которые по комплексу находок близки второму слою Михайлов-ки. Поэтому средний слой Михайловского поселения может быть признан одновременным развитому этапу трипольской культуры, а его относят к началу III тысячелетия до н. э. Соответственно более ранние памятники древнеямных племен должны быть в основном датированы первой половиной III тысячелетия до н. э., а верхний слой Михайловского поселения и одновременные погребения — второй половиной этого же тысячелетия.
Большие долговременные поселения типа Михайловского свидетельствуют о безусловной оседлости древнеямных племен Нижнего Приднепровья. Причем остатки больших и сложных сооружений — домов, оборонительных стен, рвов — позволяют говорить о значительном развитии у них строительного дела. Основными видами хозяйства древнеямных племен были скотоводство и земледелие. На поселениях и в погребениях найдены кости домашних животных всех основных видов, включая лошадь. Находки в древнеямных курганах остатков деревянных повозок говорят об использовании скота в качестве тягловой силы. Достаточно выразительно представлена и вторая отрасль производящего хозяйства древнеямных племен — земледелие. О нем свидетельствуют находки мотыг, вкладышей для серпов, зернотерок и самого зерна. Материалы поселений позволяют говорить о знакомстве древнеямных племен с металлургией, во всяком случае на позднем этапе их развития. Охота и рыболовство сохранили некоторое значение в общей системе комплексного хозяйства, но уже далеко не являлись ведущими отраслями.
Таким образом, новые формы хозяйства, появившиеся в конце неолита в ограниченных районах юга нашей страны, в энеолитическую эпоху были освоены на колоссальной территории каспийско-черноморских степей. Это вызвало прежде всего резкий скачок в развитии производительных сил древнеямных племен, которые благодаря своей подвижности и активному контакту с другими племенными группами распространили крупнейшие культурные достижения на огромной территории. Под их воздействием производящие виды хозяйства и металлургия начали проникать и к северу от степной зоны, в лесостепную полосу. Особого развития этот важнейший процесс достиг в бронзовом веке, но начало ему было положено энеолитиче-скими древнеямными племенами.
В ходе своей дальнейшей истории отдельные группы древне-ямных племен вступали в контакт с новыми племенными группами, оказывались в различном культурном окружении, что в значительной степени повлияло и на их собственное развитие. Так, одна из групп продвинулась к северу по Днепру, где сыграла большую роль в формировании племен среднеднепровской культуры, включившись тем самым в сложнейший процесс создания культур шнуровой керамики. Другая группа вклинилась в Западное Причерноморье, достигла Северной Болгарии, и на территории Румынии дала начало развитию весьма специфической племенной группы, оставившей так называемые погребения с охрой. В центральной части причерноморских степей древне-ямные племена вступили в сложное взаимодействие с племенами иной, катакомбной культуры. В Поволжье, где инородные влияния чувствовались значительно меньше, продолжалось внутреннее развитие самих древнеямных племен, накопление новых элементов, приведших в начале II тысячелетия до н. э. к формированию срубной культуры бронзового века.
Как ни различны были исторические судьбы конкретных групп древнеямных племен, единство их огромного массива в энеолитическую эпоху сыграло важную роль в дальнейшей истории значительной части нашей страны и прилегающих к ней областей Европы. Последующее этническое и культурное развитие обитателей этой огромной территории было связано с древнеямными племенами.
Постепенное распространение производящих видов хозяйства у охотничье-рыболовческих племен отмечено в эпоху энеолита и на более восточных территориях.
Так, в Сибири, в бассейне верхнего Енисея, на юге Минусинской котловины и на Алтае, производящие виды хозяйства были освоены большой группой племен так называемой афанасьевской культуры, получившей свое наименование по могильнику у горы Афанасьевская в Хакасской автономной области. В развитии афанасьевских и скотоводческо-земледельческих племен древнеямной культурно-исторической области было много общего, что объясняется не только сходными историческими условиями, но и активнейшими связями, характерными для всей степной полосы.
На территории расселения афанасьевских племен изучены остатки небольших поселений и могильники. Афанасьевцы хоронили своих покойников под курганами или под каменными кладками в ямах, куда иногда вставляли срубы или каменные ящики. Неоднократно встречены совместные погребения мужчины и одной или нескольких женщин и детей. Одиночные погребения принадлежат чаще всего женщинам.
Инвентарь афанасьевцев разнообразен и интересен. Наиболее многочисленны глиняные сосуды, прежде всего остродонные яйцевидные горшки. Каменных орудий еще много. Афанасьевские племена достигли уже некоторых успехов в обработке меди, из которой изготовляли листовидные ножи, кольца, трубки-игольницы, иглы и жатвенные ножи. Хотя охота играла у них немалую роль, однако скотоводство и земледелие были уже прочно освоены.
Афанасьевские племена жили оседло в полуземлянках с бревенчатой наземной конструкцией. Но их поселения не были долговременными. Быстрое развитие скотоводства в общей системе хозяйства требовало подвижности. Переходя со своими стадами с места на место, афанасьевцы вступали в сношения с культурно близкими им степными племенами и с многочисленными охотниками и рыболовами лесной зоны. Для последних контакт со степными племенами сыграл решающую роль в процессе освоения земледелия и скотоводства. | |
Просмотров: 1157 | |