Жизнь закавказских племен в период бронзового века известна нам по памятникам триалетской культуры, сложившейся во второй четверти II тысячелетия до н. э. В древнегрузинской области Триалети, в долине р. Храми, раскопан курганный могильник, наиболее ярко характеризующий эту культуру. Здесь находились и большие курганы вождей, и маленькие курганы, сооруженные над могилами рядовых общинников. В рядовые погребения обычно положен очень скромный набор вещей: несколько глиняных сосудов, кремневые наконечники стрел, изредка бронзовое оружие.
Вождей хоронили пышно. Их останки, обычно кремированные, помещали в большие погребальные залы со стенами, сложенными из массивных камней, или в глубокие ямы с длинными входами. В одной из могил найдена четырехколесная колесница со следами воловьей упряжки. Колеса вырезаны из массивных досок и прочно скреплены осью. Колесница напоминает древнешумерские, только колеса ее скреплены не наружными планками, как шумерские, а шипами. В погребения клали великолепные золотые и серебряные изделия: чаши, кубки, оружие, украшения, а также ожерелья из самоцветов.
Особенно хороши два кубка из курганов Триалети. Один — из червонного золота — украшен спиральной аппликацией бирюзовыми и сердоликовыми камнями и цветной пастой. На другом — серебряном — изображена процессия людей в звериных масках, в меховых одеждах и мягкой обуви с загнутыми носками. В манере изображения чувствуется влияние хеттского культурного мира Малой Азии.
Влияние ювелирного искусства Месопотамии и Малой Азии ощущается и на других изделиях триалетских мастеров. Но они не просто копировали приемы древневосточных ювелиров, а, осваивая их, создавали свои оригинальные произведения. Это говорит о высоком уровне местной художественной обработки металла.
Памятники триалетской культуры распространены по всему Закавказью. Так, богатое погребение с вещами, похожими на триалетские, открыто под курганной насыпью в г. Кировака-не в Армении. Здесь найдены золотая чаша, серебряные сосуды, ожерелье из сердоликовых и золотых бус, бронзовое оружие. Во многих местах в Армении встречается при раскопках красноглиняная расписная керамика, такая же, как в Триалети.
Поселений этой эпохи исследовано немного. Из них лучше всего известны поселки в Эларе (Армения) и на Узерлик-тепе (Азербайджан). Это были поселения оседлых скотоводов. Скотоводство. значение которого было велико еще в эпоху энеолита, и теперь являлось основой хозяйства закавказских племен. Об этом говорят найденные в могилах остатки туш мелкого и крупного рогатого скота. Жители поселений занимались и земледелием, и изготовлением глиняной посуды. Но именно скот составлял главное богатство общин.
Можно судить о том, насколько развитым было триалетское общество. Уже разница между богатыми и бедными захоронениями ясно показывает, как велика была имущественная дифференциация среди общинников. Общины возглавлялись могущественными вождями, которым их соплеменники оказывали большой почет. Когда они умирали, сородичи сооружали для них огромные усыпальницы и укладывали туда несметные богатства, самое лучшее, что могли приобрести общины. Но быт этих общин вовсе не был идиллически мирным. Столкновения из-за богатств учащались, и каждая община стремилась укрепить свой поселок. Это особенно сказалось на более позднем этапе, когда поселения стали окружать стенами из громадных каменных плит. Такие оборонительные сооружения получили название циклопических крепостей. Показательно, что появляются стены и внутри поселков. По-видимому, предводители племен нуждались в том, чтобы оградить свои жилища и свои богатства от сородичей. Здесь уже не было места первобытному равенству.
Распад первобытнообщинных отношений продолжался и в следующий период, когда в Закавказье начался переход от бронзового века к железному. Это было время расцвета местного бронзолитейного производства.
Именно появление железных орудий повлекло за собой улучшение качества, технической и художественной обработки бронзовых изделий.
В Закавказье из Передней и Малой Азии привозили олово, необходимое для бронзы, а здесь, на месте, добывали медь и сурьму. Рудничные и бронзолитейные мастерские открыты во многих местах. Известны целые клады слитков металла весом до 8 кг каждый.
Из бронзы изготовляли великолепное оружие. Погребения этого времени буквально насыщены его богатейшими наборами. Здесь найдены самые древние на нашей территории мечи, а также массивные топоры-секиры, разнообразные украшения, бронзовые пояса, на которых гравировкой выполнены изображения различных мифологических и охотничье-бытовых сцен.
Массивные бронзовые кольца весом до 2 кг, возможно, служили своеобразным средством обмена.
В хозяйстве по-прежнему главную роль играло скотоводство, причем преобладало овцеводство. Как тягловую силу использовали уже лошадь. В одном из могильников того времени, в курганах у сел. Лчашен на берегу озера Севан, умершие похоронены в больших склепах, над которыми сооружены каменные насыпи. В склепах найдено множество драгоценных вещей.
Кроме того, в каждом из них стояла одна, а то и две деревянные повозки или колесницы. Четырехколесные повозки были снабжены еще сплошными колесами, такими же, как найденные в курганах Триалети. Двухколесным повозкам ставили уже колеса со спицами. В этих курганах была обнаружена бронзовая модель колесницы, запряженной парой коней. Это — явное доказательство использования в Закавказье лошади в качестве тягловой силы.
В общественной жизни этого времени прослеживается зарождение новых отношений. Известны случаи, когда вместе с богатым человеком хоронили насильственно умерщвленных людей, возможно рабов.
Процесс разложения родового строя у местных закавказских племен неминуемо шел к установлению новых, классовых отношений и образованию государства. Этому способствовало и общение с древневосточными рабовладельческими цивилизациями. Однако внедрение порядков классового строя произошло в Закавказье позднее, в I тысячелетии до н. э.
| |
Просмотров: 480 | |