В середине II тысячелетия до н. э. в Окском понизовье и в Поволжье, от устья Оки до устья Камы, происходят события крупного историко-культурного значения, но еще мало выясненные раскопками.
Так, в Чувашии были открыты курганные могильники, настолько своеобразные, что по ним была выделена особая культура — абашевская. Чувашия является лишь одним из районов этой культуры. Не менее многочисленны абашевские курганы в Марийской АССР, как на западном берегу Волги, так и в Волго-Вятском междуречье. Памятники, очень сходные с аба-шевскими, были обнаружены в значительном удалении от основной области их распространения: на севере — в районе Плещеева озера и на западе — у с. Огубь на Протве, близ Малоярославца. Еще более удаленными от Чувашско-Марийского Поволжья оказались памятники абашевской культуры, найденные на юге Башкирии.
Соотношение всех этих районов, занятых памятниками, безусловно культурно-исторически весьма родственными, пока неясно. Можно только сделать вывод, что в Чувашии абашевские племена появились после того, как там не осталось фатьяновцев. Около 1250 г. до н. э. абашевские племена в свою очередь были вытеснены из Чувашско-Марийского Поволжья проникшими сюда в большом количестве позднесрубными поселенцами и вынуждены были уйти за Волгу, где и расселились в Волго-Вятском междуречье. Однако дальнейшая судьба их и здесь остается пока невыясненной.
По обряду погребений абашевские племена более близки к срубным, чем к фатьяновским, так как они насыпали над могилами курганы. Покойников клали чаще всего в скорченном положении и ставили в погребения оригинального вида посуду: открытые круглодонные колоколовидные или полушарные плошки, цилиндрические банки, сосуды, приближающиеся к острореберным. Украшали их чаще всего резным орнаментом или зубчатым штампом, геометрическими и ямочными узорами. Встречаются и горшки иных форм, явно родственные позднесрубным и даяш зауральским — андроновским. В абашев-ских могилах найдено мало металлических изделий. Главным образом это различные украшения, в том числе серьги. Из украшений особенно характерны изготовленные из листка бронзы многолепестковые розетки, нашивавшиеся на одежду, головные повязки и венцы. Найдены также спиральные височные кольца, желобчатые браслеты, сходные со срубными и анд-роновскими, бронзовые шилья, аналогичные срубным.
Кроме находок из погребений, на территории распространения абашевских племен обнаружены бронзовые орудия и оружие второй половины II тысячелетия до н. э.: хорошие бронзовые копья и кинжалы с рукояткой, украшенной изображением змей, массивные клиновидные топоры, долота, зубила и серповидные ножи. Искусство бронзового литья особенно ярко видно по одной находке. В состав клада, обнаруженного на берегу Галичского озера в Костромской области, входили бронзовые фигурки идолов, выполненные в высокохудожественной манере. Вокруг голов изображено своеобразное сияние, переданное секирообразными лучами, совершенно аналогичными фестонам на стенках абашевских сосудов из Башкирии.
Находки костей домашних животных (овцы, коровы, лошади и свиньи) в абашевских курганах не оставляют сомнения в развитии у абашевцев скотоводства. Косвенным доказательством земледелия могут служить серповидные ножи — одна из наиболее распространенных находок в курганах этой культуры.
Об общественном устройстве абашевских племен пока можно сказать только, что они жили в условиях первобытнообщинного строя, но на более низкой ступени его развития, чем фать-яновцы. Во всяком случае у них не прослеживается никаких признаков нарушения старого матриархально-родового быта.
Относительно происхождения абашевских племен было высказано много предположений. Однако достаточного материала, чтобы прийти к определенному выводу, еще нет. Одно только можно считать установленным: абашевские племена не были потомками ни срубных, ни фатьяновских племен. Они представляли собой особую группу со своеобразной культурой, оставившей след в материальной культуре позднейшего финно-язычного населения Поволжья. | |
Просмотров: 658 | |