«Сейминско-самусьское» бронзолитейное производство

На огромных пространствах от низовий Оки до Енисея археологи выделили еще одну культуру бронзовой эпохи. Ее называют сейминской по первому могиль-открытому на Оке, у станции Сейма. В этом могильнике были найдены многочисленные бронзовые изделия, кремневые стрелы и каменные украшения. Бронзовые изделия представлены прежде всего серией крупных изящных шестигранных кельтов, украшенных линейнорельефным геометрическим узором. Не менее эффектны втуль-чатые сейминские копья с ромбическим стержнем, имеющим вильчатое раздвоение при переходе от втулки на перо копья. Кроме того, в Сейминском могильнике найдены многочисленные кинжалы и ножи, к которым близки срубные и абашевские. Однако есть среди них и совершенно оригинальные. Наверпше рукоятки одного из кинжалов украшено головкой лося, а решетчатая прорезная рукоятка большого массивного ножа увенчана скульптурными изображениями двух диких степных куланов. Здесь же найден и вислообушный топор, несколько отличный от древпих фатьяновских.

 

Высокого совершенства достигли сейминские кремневые наконечники стрел, отличающиеся изящнейшей так называемой пильчатой ретушью. Так же обработаны кремневые пластинки, составлявшие, по-видимому, лезвие серпов.

 

Особый интерес представляют найденные в Сейме каменные кольца, вырезанные из белого нефрита. Уже вскоре после их находки было установлено, что материалом для них послужил нефрит, добывающийся ib восточносаянских горах около Иркутска.

 

Исключительно важные открытия были сделаны у дер. Тур-бино возле Перми, на правом берегу Камы. Здесь на двух возвышенностях открыты два могильника. В них также собрана богатейшая коллекция бронзовых изделий: несколько десятков кельтов, в том числе очень близкие к сейминским; множество копий, из которых особенно выделяется одно, отлитое из серебра. Кроме этих замечательных находок, в Турбииском могильнике оказались бронзовые ножи срубного типа, вислообут-пые топоры, клиновидные плоские топоры, клевцы-кирки и массивные браслеты. Кремневые орудия также отличались прекрасной пильчатой ретушью. Как и в Сейме, в Турбине были найдены кольца, высверленные из нефрита, на этот раз не только белого, но и зеленого, того же восточносаянского происхождения.

 

Турбинский могильник не единственный в Прикамье. В урочище Усть-Гайва на Каме был открыт могильник, в одной из могил которого обнаружен сейминский кельт. Рядом с могильником было найдено типичное сейминское копье. Итак, Западное Приуралье оказалось еще более богатым сейминскими находками, чем низовья Оки.

 

Однако производство бронзовых изделий сейминского типа прослеживается и дальше на восток. Так, на береговой стоянке Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила на Урале вместе с льячками и кусками бронзы найдена каменная литейная форма для изготовления типичного сейминского кельта. Наконец, в низовьях р. Томь, в 60 км к северу от Томска, у с. Самусь, была открыта стоянка, на которой обнаружена бронзолитейная мастерская с обломками литейных форм. В них можно было отливать кельты сейминского и турбинского типов четырех форм и сейминско-турбинские копья трех форм, в том числе и с вильчатым стержнем. Таким образом выяснилось, что орудия сейминского типа производились на огромном пространстве от Оки до Оби, а может быть, и на Енисее, поскольку под Минусинском также обнаружены сейминские кольты и копье.

 

Конечно, при такой широте распространения центров выделки сейминских бронзовых изделий было бы неправильно полагать, что на всем этом огромном пространстве существовала одна культура. И действительно, стоянки Турбинского района оказались несхожими с береговой стоянкой у Нижнего Тагила; сильно отличается от них по облику культуры и стоянка Самусь под Томском. Ничего подобного им нет и в Ачинско-Ми-нусинской лесостепи на Енисее. По-видимому, «сейминско-са-мусьское» бронзолитейное производство было распространено у многих племен различных культур. Однако заметна определенная локализация этих культур. Занятая ими территория тянется вдоль окраины леса и образует некую непрерывную цепь, идущую с востока на запад. Очевидно, распространение изделий сейминско-самусьских форм по этой цепи было обусловлено меновыми связями. Эти связи отражены и в передаче на огромное расстояние (больше чем на 5000 км) нефритовых колец, которые изготовлялись под Иркутском. Впервые в истории «нефритовый путь» связал Восточную Сибирь с Европой.

Категория: История | Добавил: fantast (14.11.2018)
Просмотров: 847 | Рейтинг: 0.0/0