Памятники раннего бронзового века на огромной территории от Енисея до Урала и до южных пределов казахстанских степей весьма однородны. Они оставлены племенами андронов-ской культуры. По вопросу о происхождении андроновской культуры, равно как и ее носителей, мнения исследователей расходятся. Одни склонны считать, что андроновокая культура первоначально сформировалась на востоке, в Минусинской котловине, в результате постепенного изменения более древней афанасьевской культуры под влиянием развития там земледельческого быта. Другие исследователи основываются на том, что андроновские памятники очень близки срубиным. По-видимому, обе культуры возникли в непосредственной близости друг от друга при постоянных связях между древнейшими срубными племенами Поволжья и Приуралья и древними племенами андроновской культуры. Наиболее старые памятники андроновской культуры находятся в Южном Приуралье, в Башкирии, в Северо-Западном Казахстане, в Оренбургской и Челябинской областях. I
Поселения андроновской культуры, как и срубной, принадлежали оседлым племенам. В них жили общины земледельцев j и пастухов. Андроновские жилища аналогичны жилищам срубпой культуры. Они имели вид четырехугольных полуземлянок, деревянная кровля которых опиралась на ряды столбов. Особенно близка к срубной андроновекая керамика: баночные горшки с простым елочным узором и горшки с округлыми боками и высоким, несколько отогнутым венчиком, украшенные ромбами и треугольниками. Такое же сочетание баночных и горшковидных форм характерно и для срубной керамики.
Близость культур подчеркивается и бронзовыми изделиями. Для обеих типичны браслеты из выпуклой пластинки, бронзовые украшения, покрытые золотым листком, кинжалы с отделенным двумя боковыми выемками черенком. Это родство и близость наблюдаются на всем протяжении развития андронов-ской и срубной культур. Выше отмечалось, что на средней ступени развития срубной культуры в состав ее инвентаря входят высокоразвитые бронзовые изделия еейминских форм. В погребениях и на стоянках средней ступени андроновской культуры также встречены копья и кельты типично еейминских форм.
Поразительно сходство позднеандроновских и лозднееруб-ных памятников. И андроновские и срубные сосуды этого времени украшены налепными валиками с насечкой. И андроновские и срубные мастера вырабатывают вещи таких форм, которые станут затем характерны для раннего железного века, для культуры скифов на западе и савроматов на востоке. Так, в позднеандроновских памятниках, например, на Алексеевской поселении на верхнем Тоболе появляются большие корчаги и округлые сосуды, которые позднее широко распространятся у савроматов в Южном Приуралье. Там же найдены первые бронзовые втульчатые наконечники стрел, уже очень близкие стрелам скифского времени.
Андроновские поселения и могильники ярко отражают земледельческий характер хозяйства и оседлый быт оставивших их племен. Находки серпов, зернотерок, ям для хранения зерна говорят об этом с достаточной убедительностью. Это же подтверждает и солнечная символика орнаментов андроновской посуды — кресты, меандры, свастики. Около Алексеевского поселения на возвышенности, обращенной к солнцу, оказалось жертвенное место. Здесь было множество ям с остатками жертвоприношений. В ямах стояли сосуды с зерном и стеблями пшеницы. В местности Бес-оба в Центральном Казахстане удалось обнаружить святилище солнца в виде круга с лучеобразно положенными массивными плитами и жертвенным сосудом.
Андроновцы занимались и скотоводством. Они впервые вырастили в восточных степях верховых лошадей.
На западе территории расселения андроновоких племен прослежены теснейшие связи между позднеандроновскими и сав-роматскими памятниками, постепенное переоформление позднеандроновской культуры в типичную савроматскую. На основе андроновских племен Казахстана и Южного Приуралья сформировались савроматские, а также, по-видимому, и сакские племена североиранской языковой группы.
Таким образом, к концу бронзового века на огромных пространствах степей Евразии устанавливается большое сходство исторических и этногенетических процессов, развивавшихся на основе взаимодействия близких друг другу племенных объединений срубной и андроновской культур.
Только на востоке, в степях Саяно-Алтайского нагорья андроновская культура не дожила до развития новых культур так называемого скифо-сибирского типа. Андроновское население этих мест подверглось постепенной ассимиляции со стороны окружающих племен таежной зоны, среди которых наиболее активными были потомки энеолитических афанасьевских племен. Временно вытесненные андроновцами из степных районов, они, естественно, стремились вернуться на свои старые места, с которыми были связаны не только традиционно, но и экономически. Их хозяйство осталось скотоводческим, более соответствующим жизни в степных просторах.
В позднеандроновский период прослеживаются многие признаки оживления афанасьевских традиций, например в керамике племен, заселявших минусинские степи.
В конце бронзового века в степях Саяно-Алтая возникла новая культура — карасукская, одновременная позднеандронов-ской культуре минусинских степей. Основой ее послужила древняя культура местных племен.
Население, оставившее на Енисее карасукские памятники конца II — начала I тысячелетия до н. э., достигло высокого уровня в бронзолитейном деле. Судя по приемам орнаментации карасукских изделий, украшенных необычайно реалистическими изображениями головок оленей, лосей, баранов и горных козлов, это искусство бронзового художественного литья восприняло многие более древние традиции «сейминско-самусь-ского» бронзолитейного дела, отличавшегося высоким качеством литья и большим искусством реалистической бронзовой скульптуры.
Племена карасукской культуры уже обладали высокоразвитым сельскохозяйственным инвентарем — серпами, косами-горбушами, которые служили им для сбора урожаев и заготовки кормов.
Сложение карасукской культуры на Енисее не было единичным явлением в Сибири. Сходная культура позднего бронзового века выявляется в Забайкалье. Близкие памятники находят в последнее время и в Тувинской АССР, в бассейне верхнего Енисея. Карасукская культура оказала большое влияние на ход развития племен позднего бронзового века и в других, более западных областях Сибири.
Здесь, в степях Западной Сибири и Приаралья, в среде местного населения — андроновоких, тазабагъябских и срубных племен — постепенно накапливались новые элементы, выразившиеся в области хозяйства — в развитии скотоводства и особенно в успешном разведении коней, и в области социальной — в создании крупных племенных объединений с элементами военной демократии. Этим объединениям племен предстояло сыграть роль уже в последующий период раннего железного века. | |
Просмотров: 796 | |