Период конца II и начала I тысячелетия до н. э. в Закавказье характеризуется выдвижением отдельных наиболее сильных племен, возглавлявших крупные племенные союзы. В результате межплеменных столкновений и грабительских походов против соседей военные предводители становились обладателями награбленных богатств. Росло имущественное неравенство внутри первобытных общин.
Падение Ассирии (VII в. до н. э.) и гибель Урарту (начало VI в. до н. э.) явились благоприятной предпосылкой для этнической консолидации армянских и грузинских племен. В крупные союзы, занимавшие обширные территории, объединились племена, близкие друг другу по уровню общественного, хозяйственного и культурного развития. Таким образом, в Закавказье сложились условия для тесных связей, для срастания племен, входивших в союзы, и для формирования народностей, связанных языковой и культурной общностью. Армения В VII в. до н. э. в юго-западных районах Армянского нагорья была расположена небольшая страна Арме, объединявшая ряд мелких союзов племен. В то же время северо-западная часть нагорья была занята родственным арме крупным племенным союзом, возглавляемым хайями. Эти два объединения сыграли главную роль в формировании древней армянской народности. Впоследствии, уже в VI в. до н. э., соседние племена и народы стали называть всех жителей западной части Армянского нагорья «армения-ми» — армянами, несмотря на то, что сами себя армяне вплоть до настоящего времени именуют хайк, а свою страну — Хайастан.
Из ассирийских источников известно, что племена арме принимали участие в борьбе мидян против Ассирии. В период создания Мидийской державы, когда пали Ассирия и Урарту, армянские племена, находившиеся на последнем этапе разложения первобытнообщинного строя, обрели полную независимость. Каждое племя, входившее в союз, имело вождя, который подчинялся власти предводителя всего союза лишь номинально. Именно поэтому необъединенные единой крепкой государственной властью армянские племена очень недолго пользовались независимостью. Из сочинения греческого историка Ксенофонта «Киропедия» мы узнаем о борьбе отдельных армянских вождей против индийского царя Астиага, в конце концов заставившего их признать свою власть. Во второй четверти VI в. до н. э. Армения оказалась под властью созданной Киром Персидской державы. При персидском царе Дарии она превратилась в одну из частей Ахеменидского государства и оставалась в составе его до разгрома державы Ахеменидов Александром Македонским. По свидетельству Геродота, области, которые впоследствии составляли основное ядро Армянского государства, вошли в состав XIII и XVIII сатрапий Дария.
Ксенофонт, возвращаясь через армянские земли с греческими наемниками Кира младшего, подробно ознакомился с обычаями и культурой армянских племен. Из его описания видно, что со времен урартского господства до начала V в. до н. э., когда Ксенофонт путешествовал по Армении, армянские племена прошли большой путь развития. Ксенофонт говорит об армянах как об оседлом земледельческом народе. Основной общественной организацией у них была сельская община, возглавляемая старшиной — комархом. Община делилась на семьи. Каждая семья занимала один дом. Под одной кровлей в таком доме жили глава семьи, его сыновья с женами и внуки. Из ряда таких домов состояли общинные поселки — деревни, окруженные валами.
Население деревень занималось скотоводством и земледелием. Земля составляла коллективную собственность общины. Основными полевыми культурами были пшеница и ячмень. Высокого развития достигли виноградарство и виноделие.
По словам Ксенофонта, Армения представляла страну деревень, о существовании городов он не упоминает. Между тем Западную Армению пересекал караванный путь из Колхиды в Мидию, проходивший через древний урартский г. Аргишти-хинили (позднее он назывался Армавир). Здесь находилось прославленное святилище армянских божеств Тира и Анахит. Расположенный в плодородной местности, город служил центром развитого земледелия. Верховным собственником земельных угодий святилища считалось божество, доходами с них пользовались жрецы святилища, а обрабатывались земли зависимыми от святилища земледельцами-общинниками. Лежавший на торговой магистрали город был, кроме того, торговым и, вероятно, ремесленным центром.
Однако основой экономической жизни Армении являлось натуральное хозяйство. Торговля была развита слабо и осуществлялась в основном вавилонскими и арамейскими купцами. Через них армяне познакомились с денежной системой и мерами. Дань в пользу персидского царя взималась натурой и металлами в слитках. Ответственность за поступление ее от жителей деревень лежала на сельских старостах-комархах. Сатрапы, получавшие дань от комархов, сбывали ее купцам и переводили, таким образом, на деньги, поступавшие затем в казну. В стране сохранялась еще древняя племенная структура. Во главе областей, границы которых примерно совпадали с границами расселения племен, стояли местные правители из племенной аристократии, наследники бывших предводителей племен. Наряду с общинным землевладением появилась и частная земельная собственность аристократии. Представители знати жили в укрепленных каменных замках с башнями. Они эксплуатировали в своих хозяйствах труд рабов, главным образом пленников, и пользовались любой возможностью для захвата лучших участков общинной земли. При этом богачи принуж-далй свободных общинников отдавать им большую часть продуктов хозяйства.
Армянская аристократия, так называемые почтеннейшие армяне, противопоставляла себя народу, ориентировалась на Ахеменидов и принимала участие в сборе податей. Образ ее жизни мало отличался от образа жизни высшей персидской знати. «Почтеннейшие армяне» занимались охотой, составляли дружины вооруженных всадников, участвовали в военных походах. Из среды высшей армянской аристократии персы назначали и правителей сатрапий. Так, XIII сатрапией управляли представители древнего рода Ервандуни, власть которых передавалась по наследству. Они состояли в родственных связях с Ахеменидами.
Таким образом, в период господства Ахеменидов в основном завершился процесс распада первобытнообщинного строя и формирования армянской народности. Создалась классовая организация общества на базе частной собственности на землю, эксплуатации труда полузависимых общинников и примитивного рабовладения. Однако в отдельных горных районах со скотоводческим хозяйством еще продолжали существовать патриархальные отношения. Ослабление государства Ахеменидов привело к тому, что подвластные персам области Закавказья либо вышли из-под власти персидского государства, либо сохранили чисто номинальную зависимость от него. Поэтому завоевания Александра Македонского и перспективы подчинения армянских областей македонянам представляли угрозу независимости армян. В борьбе Дария против Александра армянские вожди держали сторону персов. После победы Александра над персами армяне, признав формально свое подчинение македонянам, продолжали упорно сопротивляться попытками греков проникнуть в Закавказье. Сразу же после смерти Александра области Армянского нагорья фактически стали свободными и на базе политических объединений, сложившихся еще при Ахемепидах, возникли сильные, почти независимые, армянские государства.
В предгорьях Кавказа, в древней области первоначального формирования армянского народа, создалось государство, известное в греческих источниках как страна, богатая рудами, прекрасными горными пастбищами и великолепными конями. Греки называли это государство Малая Армения. В первой половине II в. до н. э. она вошла в сферу политического влияния Понтийского царства, а в конце II в. до н. э. была включена в состав владений понтийского царя Митридата Евпато-ра. Позже (72 г. н. э.) она стала частью римских владений и таким образом оказалась надолго оторванной от участия в общественно-политической и культурной жизни армянской народности.
В конце IV в. до н. э. наследник знатного рода Ервандуни, представители которого были наследственными правителями XIII сатрапии Ахеменидов, объявил себя царем Араратского царства с центром в Армавире (прежний Аргиштихинили). Араратскую равнину, превращенную урартами в область высокоразвитого земледелия, еще в V в. до н. э. стали заселять спускавшиеся с Армянского нагорья армяне, ассимилировавшие остатки урартского населения. Развитие производительных сил и торгового обмена создало предпосылки для начала широкой градостроительной деятельности правителей страны. Свидетельством о ней служат сохранившиеся в армянских хрониках названия городов, связанные с наименованием династии Ервандуни: Ервандашат, Ервандакерт, Ервандаван.
Южные области Армении — бассейн озера Ван и Софена в нижнем течении Арацани, левого притока Евфрата,— вошли в состав государства Селевкидов. Софена, земля которой отличалась изумительным плодородием, была, как и Араратское царство, областью развитого земледелия и садоводства. Кроме того, через Софену проходила одна из дорог большого караванного пути из Малой Азии в Мидию и страны Передней Азии, а к югу от Софены пролегала магистраль, связывавшая две столицы царства Селевкидов — Антиохию на Оронте и Селев-кию на Тигре. Благодаря этому Софена раньше остальных армянских земель оказалась вовлеченной в международную торговлю эллинистического Востока. В стране возник ряд крупных городских центров с разноплеменным населением. Правители Софены начали чеканку монеты. При Селевкидах Софена составляла особый административный округ (стратегию), управляемый местными династами. Зависимость их от центрального правительства сводилась к уплате дани и обязательству выставлять военные контингенты. Благодаря широко развитым торговым связям с эллинистическим миром и наличию значительной прослойки греческого населения в городах Софены страна эта подверглась заметному воздействию эллинистической культуры.
В 220 г. до н. э. Антиох III Селевкид захватил Араратское царство и объединил его с основной областью Армении (бассейн озера Ван), которая получила с этого времени название Великой Армении. Правителем (стратегом) Великой Армении Антиох утвердил местного династа Артаксия (армянское Арташес) .
Так все армянские области (кроме Малой Армении) были подчинены Селевкидам. В города Армении широким потоком двинулись греческие купцы, ремесленники, работорговцы. Колонисты оседали в городах, присваивая себе земельные наделы. Быстро развивались торговля, ремесло, денежное обращение, укреплялись частная собственность на землю, рабовладельческие отношения. Широкое распространение получили греческий язык как международный язык эллинистического Востока и греческая письменность для внешнеполитических сношений, официальных актов и торговых сделок. Вошел в обиход сиромакедонский календарь.
Однако владычество Селевкидов в Армении было недолгим. Возникновение в Передней и Средней Азии на местной этнической основе царств Понтийского, Греко-Бактрийского, Парфянского привело к распаду державы Селевкидов. Великая Армения и Софена не замедлили воспользоваться ослаблением Селевкидов. После разгрома Антиоха III римлянами правитель Великой Армении Артаксий и правитель Софены Зариадр объявили себя независимыми царями. Из всех рабовладельческих государств Закавказья во II— I вв. до н. э. наибольшего расцвета и могущества достигла Великая Армения. Артаксий сильно расширил пределы государства, присоединив к своим владениям многие соседние области. К этому времени древняя столица государства — Армавир — уже не соответствовала своей роли, и Артаксий основал новую столицу — Арташат — в излучине р. Аракса, заселив город жителями завоеванных стран и переселенными из других городов армянами. Между переселенцами были распределены земельные участки. В город стекались также ремесленники и купцы — греки, сирийцы, арамейцы. Последние занесли в Армению арамейскую письменность.
С правлением внука Артаксия, Тиграна II, связано время наивысшего могущества Армянской державы. Людские резервы и накопление экономических ресурсов дали возможность перейти к широкой завоевательной политике. Благоприятна была и внешнеполитическая обстановка: ослабевшее царство Селевки-дов стояло накануне окончательной гибели, а Римское государство переживало тяжелые внутренние потрясения. Тигран присоединил к своему царству Софену (94 г. до н. э.) и объединил таким образом все армянские области в едином государстве. Затем он завладел рядом албанских (азербайджанских) областей и северо-западными областями Парфянского царства. Правители Парфии Аршакиды вынуждены были уступить титул «царя царей» Тиграну и его преемникам.
Кроме того, Тигран завоевал Северную Сирию, Восточную Киликию и большую часть Финикии и овладел остатками царства Селевкидов. Столица их — Антиохия на Оронте — стала одной из столиц Тиграна. Множество людей из захваченных областей (главным образом купцы и ремесленники) было насильственно переселено со всем имуществом в армянские города, в частности в Тигранакерт — новую столицу, основанную Тиграном в прекрасной плодородной местности, в бассейне Тигра, на скрещении важных торговых путей.
В результате завоеваний огромная держава раскинулась от Средиземного моря до Каспийского и от берегов Куры до границ Палестины.
Как и другие цари эллинистического Востока, Тигран был неограниченным монархом и верховным собственником всех земель, входивших в состав царства. Внутренние области считались наследственной собственностью царского дома. Некоторые из них составляли царские поместья, другие были во владении армянской знати, находившейся на службе царя. Завоеванные области становились особыми наместничествами: правители их назначались царем и соединяли в своих руках гражданскую и военную власть. Наряду с царскими поместьями и поместьями знати в Армении, как и в Малой Азии, существовали древние богатые святилища, владевшие обширными земельными угодьями, иногда даже целыми областями.
Господствующим классом являлась рабовладельческая атш-стократия, к которой относилось и жречество; экономической базой ее служило крупное землевладение. Управление страной осуществлялось через многочисленных должностных лиц. Основу армии Тиграна составляло армянское пехотное ополчение. Союзники и подвластные династы выставляли вспомогательные отряды. Постоянная армия состояла из конных копьеносцев и лучников. Кроме того, в ней был особый отряд тяжеловооруженной конницы, закованной в панцири и набиравшейся из аристократии.
В поместьях царя и знати, на землях святилищ трудились рабы и жившие на землях полузависимые крестьяне-общинники. Рабский труд применялся при строительстве городов и крепостей, в рудниках, каменоломнях, в эргастериях и на земельных наделах эллинизированных горожан, принесших привычные им формы рабовладельческого хозяйства. Тем не менее рабовладельческие отношения в Армении никогда не достигали того уровня, как в античной Греции и Риме. Свободное и полузависимое крестьянство продолжало быть главной производящей силой, и сельская община, несмотря на проникшее в ее среду имущественное расслоение, сохранялась как основная социальная организация сельского населения.
Армянское и Понтийское царства, два наиболее крупных государства Переднего Востока, в I в. до н. э. контролировали фактически международную транзитную торговлю Средиземноморья со странами Востока. Митридат Евпатор стремился обеспечить развитие северных торговых путей через Боспор и Закавказье, а Тигран — торговых путей через Малую и Переднюю Азию. Торговые пошлины приносили огромный доход царской казне, а торгово-ростовщические элементы городов, крупные работорговцы и владельцы эргастериев оказывались заинтересованными в сохранении и процветании державы Тиграна, обеспечивавшего им нормальные условия торговли.
Весьма существенную роль в торговле играло выросшее и окрепшее в крупных городах ремесленное товарное производство. Вещи, сделанные в армянских ремесленных мастерских, не только шли на внутренний рынок, но и вывозились в соседние страны. Рост городов, постройка в них архитектурных ан-самблей — дворцов и храмов — способствовали совершенствованию строительного дела и требовали большого мастерства от городских строителей и архитекторов.
Особенности исторического развития Армении сказались на армянской культуре. В период господства Ахеменидов особенно сильно ощущалось влияние иранской цивилизации. Проникновение греческой культуры началось со времен Селевкидов, но особенно интенсивным оно стало в годы правления Тиграна. Тигран был женат на дочери Митридата Евпатора, получившей воспитание в духе греческой культуры. При дворе Тиграна находились крупные греческие писатели и философы. В театрах Тигранакерта и Арташата греческие актеры исполняли произведения греческих трагиков.
Официальной религией армянской аристократии был иранский зороастризм и культ бога солнца Митры. Однако наряду с этим существовали местные культы, уходящие в глубочайшую древность. В народе особенно почиталась богиня плодородия Анахит, с ней были связаны сложные обряды поклонения воде и огню. Созданная завоеваниями Тиграна великая держава была лишена органического единства, являлась непрочным и случайным объединением областей, различных но уровню хозяйственного и общественного развития, с разноплеменным и разноязычным населением. К концу царствования Тиграна обострились внутренние противоречия и сепаратистские тенденции в кругах рабовладельческой знати. Кроме того, назрели серьезные противоречия между Тиграном и его союзником и тестем Митридатом Евпатором Понтийским: Тигран отказал ему в помощи в войне против римлян, начавшейся в 75—74 гг. до н. э. Однако после поражения Митридата Тигран предоставил ему убежище в пределах своего царства и оказал военную помощь. Тем самым он дал повод для вторжения римлян в Армению.
В 69 г. до н. э. римские войска под командованием Лукулла нанесли Тиграну жестокое поражение под Тигранакертом; сам царь спасся бегством с небольшим отрядом. В осажденной столице возник мятеж греческих наемников и насильственно переселенных иноземцев, и город сдался римлянам. В результате разгрома войск Тиграна от его державы отпал ряд крупных областей (Сирия, Коммагена и др.). Отступившего в глубь страны Тиграна преследовали римляне. Однако ослабленные голодом и партизанскими действиями армянских отрядов римляне в битве у переправы через Евфрат были разбиты. Лукулл вынужден был покинуть Азию.
На смену ему в 66 г. до н. э. пришел в Азию Помпей. Он вел успешную войну против Митридата Евпатора в Малой Азии, склонил парфян к вторжению в Армению и, наконец, во главе римского войска подошел к Арташату. Тигран вынужден был сдаться на милость победителя. Помпей сохранил за Тиграном лишь Армению и Верхнюю Месопотамию, взыскал с него большую контрибуцию и включил его в число «друзей и союзников римского народа», что означало фактическую зависимость Армении от Рима. Вместо великой державы осталось Армянское царство, включавшее лишь области с армянским населением.
В середине I в. н. э. на армянский престол вступил Тиридат, происходивший из парфянского царского рода Аршакидов.
В последующее время, когда главной задачей Рима на Востоке стала борьба против Парфии, Армения превратилась в своего рода буфер между двумя борющимися государствами. Наступил период длительных и тяжелых для Армении войн, особенно тяжелых для армянского народа, эксплуатируемого знатью и разоряемого войной. Борьба между Римом и Парфией продолжалась и в конце II —начале III в. н. э. Только в 218 г. н. э. император Макрин заключил мир с Парфией. На престоле Армении остался Аршакид Тиридат II в качестве «друга цезарей и римского народа».
В 20-х годах III в. н. э. кончило свое существование Парфянское государство. На его развалинах сложилась в Иране сильная держава Сасанидов. С этого времени не столько ослабевшая Римская империя, сколько Сасаниды создают угрозу свободе Армении. Сасанидский царь Шапур I захватил Армению и посадил на армянский престол Артавазда V, заставив его признать зависимость от Сасанидов. Но при персидском царе Нерсе в конце III в. н. э. Армения вновь стала независимой.
Постоянная борьба за царский престол, ослабление центральной власти и деление царского земельного фонда привели к тому, что в стране развились центробежные стремления. Армянская знать почувствовала себя почти независимой от царя. Разорение городов во время войн и разрушение производительных сил также способствовали быстрому процессу децентрализации. Имущественное расслоение внутри сельской общины усиливалось в результате войн, обогащавших одних и разорявших других. Обедневшие земледельцы попадали в окончательную зависимость от господ, оставаясь на их земле, работая на них и мало отличаясь от рабов. В то же время рабский труд становился невыгодным и малопродуктивным. Общество Армении делилось на аристократию, превращавшуюся в феодалов, и мелкий и средний люд, работавший на аристократию.
Кризис рабовладельческих отношений и зарождение феодальных нашли свое отражение и в идеологии. Распространяется новая религия — христианство. Первые христианские общины появились на юго-западе Армении еще во II в. н. э. В III в. христианство получило в Армении уже широкое распространение. Так же, как и в Римской империи, христианская религия в то время наиболее соответствовала мировоззрению угнетенных трудовых масс. Для феодализирующейся знати христианство стало знаменем борьбы за независимость армянских земель от Персии. В 301 г. н. э. христианство было объявлено в Армении общегосударственной религией. | |
Просмотров: 632 | |