Культура племен древней Албании была преемственно связана с древнейшими местными культурами всего Закавказья.
К началу I тысячелетия до н. э. в хозяйственной жизни этих племен ведущая роль принадлежала скотоводству. С развитием скотоводства и увеличением поголовья пастбища, прилегающие к поселениям, перестали обеспечивать достаточную кормовую базу. Следствием этого было возникновение полукочевого яйлажного скотоводства — с зимовкой скота в низменных степных районах и с отгоном его на летние пастбища в горы. Эта форма скотоводства повлекла за собой увеличение поголовья мелкого рогатого скота и лошадей. Использование летних горных пастбищ давало неограниченные возможности для развития скотоводства. Скот стал основным богатством первобытных общин. В конце I тысячелетия до н. э. полукочевое скотоводство сочеталось у племен Азербайджана, как и у всех племен Закавказья с земледелием, которым занимались главным образом жители приречных низменностей и хорошо орошаемых предгорных районов.
Об этническом составе населения Азербайджана в I тысячелетии до н. э. некоторые сведения содержатся у античных писателей. Наиболее сильными и крупными племенами были кас-пии, давшие свое имя Каспийскому морю и стране Каспиане (Талыш и Муганская степь), утии, леги (у подножья Кавказского хребта) и албаны, жившие в древнейшие времена в районе левого берега Аракса, в нынешнем Карабахе и Мильской степи. В VII—VI вв. до н. э. в прикаспийских степях осела часть скифов (саков), разгромивших государство Урарту.
В период господства Ахеменидов в Передней Азии Каспиана входила в состав XI сатрапии. К середине I тысячелетия до н. э. ведущая роль в социально-экономической жизни племен Азербайджана переходит к земледельческому населению степных районов и речных долин — южных предгорий Кавказского хребта, долины Иоры и Алазани, районов Нухи и Кировабада и Куро-Араксинской низменности. Росту земледельческих поселений в значительной мере способствовали междуобщинный обмен, развитие ремесел и связи с передовыми странами Древнего Востока. По предположению некоторых советских ученых, найденные в Муганской степи пересохшие русла каналов представляют остатки оросительной системы, созданной в IV в. до н. э. и послужившей основой процветания земледелия и садоводства. Дальнейшее непрерывное развитие земледельческих поселений можно проследить по данным археологии.
Южные районы современного Азербайджана (так называемая Малая Мидия) входили в состав государства Ахеменидов. Северная часть Малой Мидии была занята высокими горами и отличалась суровым климатом. Здесь обитали воинственные племена кочевых скотоводов. На равнинах жило оседлое земледельческое население.
Атропат, правивший страной в качестве сатрапа при последнем царе из дома Ахеменидов — Дарии III Кодомане — и выступавший в составе персидской армии против Александра Македонского, стал впоследствии независимым правителем и основателем царской династии. По имени этого Атропата Малая Мидия в сочинениях античных писателей получила название Атронатена. Это было сильное, экономически развитое государство. На основе вполне сложившихся рабовладельческих отношений и частной собственности в Атропатене быстро развивались сельское хозяйство, ремесла. Столицей был г. Гандзак. Торговые пути связывали Атропатену с остальным Закавказьем ц Черным морем, со столицей Мидии Экбатаной и с Селевкией на Тигре. Опираясь на сильное войско, цари Атропатены вели энергичную внешнюю политику и отстаивали свои владения от посягательств сильных соседей, главным образом Армении и Парфии.
В начале I в. до н. э. племена северного Азербайджана, возглавленные албанами, объединились в мощный союз племен, а в середине I в. до н. э. на территории северного Азербайджана сложилось раннерабовладельческое албанское государство. Поэтому в античной литературе северный Азербайджан называется Албанией, а обитатели его — албанами. Область их расселения включала на западе долину Поры и Алазани, Ширак-скую и Караязскую степи. На базе объединения и этнической консолидации племен северного Азербайджана и сформировался азербайджанский народ.
В одной из самых плодородных, густонаселенных и наиболее развитых экономически областей Албании, у границ Иберии, находилось древнее святилище. Там почиталась Луна, главное божество земледельческих племен Албании. Областью этой управлял жрец, пользовавшийся наибольшим авторитетом в стране после царя. В ведении его находились многочисленные храмовые рабы.
Религия в древнем Азербайджане сохраняла в этот период некоторые древние культы, возникшие еще в эпоху бронзы. У скотоводов и охотников это были культы диких животных, связанные с тотемизмом и магией, оленя и домашних животных, в частности быка, имевшие также и астральное значение. Земледельцы почитали небесные светила, луну, солнце, гром и молнию.
Походы римских полководцев в Закавказье, начавшиеся в период борьбы с Митридатом Понтийским и повторявшиеся неоднократно и позже, коснулись и Албании. Римские легионы не раз вторгались в Албанию, но всегда встречали героическое сопротивление и не могли покорить свободолюбивый народ. Навязываемый временами правителю Албании титул «друга и союзника римского народа» имел чисто номинальное значение, а сравнительная удаленность Албании от римских владений обрекала на неудачу все попытки римлян вмешаться во внутреннюю жизнь страны.
Процесс сложения албанской народности к началу I в. н. э. в основном уже завершился. Развитие рабовладельческих отношений в Албании происходило менее интенсивно, чем в Атро-патене. Этим и следует объяснить то обстоятельство, что государство в Албании возникло позднее, чем в Атропатене. Тем не менее в первые века нашей эры в Албании существовали и росли города, развивалась частная собственность на землю, создавалась крупная земельная собственность. Столицей Албании был г. Кабалака на левом берегу Куры, в современном Куткаменском районе. Денежное обращение появилось в Албании еще в III—II вв. до н. э.; однако широкое распространение опо получило только в первые века нашей эры. Несмотря на большие экономические и социальные сдвиги, в некоторых местностях, удаленных от торговых путей, еще долго сохранялись первобытнообщинные отношения.
Мирные земледельческие поселения и города Албании и Атропатены немало страдали от набегов аланов, причинявших значительный ущерб и соседней Армении и не прекращавшихся до IV в. н. э. | |
Просмотров: 914 | |