Примерно с середины III в. н. э. античные государства Северного Причерноморья вступают в период общего экономического и социально-политического упадка, через сто с лишним лет приведшего их к окончательной гибели.
Процесс разложения рабовладельческого общества и вызревание внутри него новых производственных отношений длился несколько столетий. Нерентабельность рабского труда заставляла самих рабовладельцев частично переходить к новым формам эксплуатации; широко распространяется обычай отпускать рабов на волю с установлением экономической зависимости вольноотпущенника от его бывшего господина или от общины. В частности, на Боепоре и в Херсонесе, как свидетельствуют надписи, практиковался отпуск рабов на волю в форме посвящения раба какому-нибудь божеству, причем храм или религиозная община становились как бы покровителями вольноотпущенника. Кризис рабовладельческого общества в Северном Причерноморье выразился также в резком сокращении внешней и внутренней торговли и денежных отношений, в натурализации хозяйственной жизни. Каждый хозяин стремился произвести все необходимое для удовлетворения своих потребностей, не обращаясь к рынку. У нас почти нет сведений об усилении социальной борьбы в северочерноморских рабовладельческих государствах, которое, несомненно, должно было иметь место в период распада рабовладельческих отношений.
В начале III в. н. э. в Северном Причерноморье создается сильный союз племен, объединяющий различные этнические группы. Во главе его становятся готы. Готы ведут длительную и упорную борьбу с римлянами на Дунае. Ольвия к этому времени превратилась уже в небольшое укрепленное поселение, не игравшее почти никакой роли в экономической жизни Причерноморья. В первой трети III в. н. э. прекращается ольвпй-ская монетная чеканка. Дальнейшая судьба города почти неизвестна. Ольвия попала в руки «варваров». Поселение на месте Ольвии существовало до IV или V в. н. э.
В середине III в. н. э. готы и предводимые ими племена обрушиваются на Боспорское царство. Первым пострадал самый северный город Боспора — Танаис, который был полностью уничтожен и сожжен. Боспорское царство уже не имело достаточно сил, чтобы отразить натиск «варварских» племен, и боспорские правители были вынуждены пойти на какое-то соглашение с вождями подступивших к Боспору племен боранов и герулов, принадлежавших, вероятно, к готскому союзу. Бос-порцы обеспечили боранам и другим «варварам» возможность проходить на ладьях через Керченский пролив из Азовского в Черное море и предоставили в их распоряжение боспорский флот, который бораны использовали для пиратских набегов на различные районы Причерноморья и Средиземноморья.
В 50—70-х годах III в. н. э. отряды боранов, остготов, герулов, пользуясь боспорскими гаванями как базой, совершают грабительские набеги на греческие прибрежные города. Они грабят такие крупные центры, как Афины, Коринф, Эфес, Ки-зик, Синопа, Гераклея. Для боспорской экономики эти набеги были весьма неблагоприятны, так как -оказались разоренными все те торговые центры, с которыми Боспор -еще продолжал поддерживать связи. Следствием такого положения было почти полное прекращение внешней торговли Боспора.
К этому времени относится гибель многих мелких боспор-ских поселений, приходят в упадок и крупные города Боспора. Глубокий экономический кризис государства нашел яркое отражение в боспорской чеканке: первоначально золотые боспорские монеты, качество металла которых все время ухудшалось, ко второй половине III в. н. э. стали просто медными. В 30-х годах IV в. н. э. монетная чеканка Боспора совершенно прекращается. С середины III в. н. э. прерываются и связи Боспора с Римом.
Последний удар по Боспорскому царству был нанесен гуннами. Кочевые орды гуннов и подчиненных им племен вторглись на Боспор в последней четверти IV в. н. э. и учинили здесь страшный погром. Жители боспороких городов были либо перебиты, либо угнаны, жилища разрушены и сожжены. Бос-порские города, уже давно пришедшие в упадок, были теперь окончательно уничтожены, превращены в груды развалин. Бос-порское государство перестало существовать.
Херсонес, лежавший в стороне от основной дороги гуннов, не претерпел такого жестокого разгрома. Город жил и в последующие века, когда он перешел под власть Византийской империи.
Конечно, «варварские» нашествия не были главной причиной гибели рабовладельческих государств Северного Причерноморья. Они послужили лишь последним толчком, окончательно разрушившим уже совершенно обессилившие и разложившиеся государственные образования, покоившиеся на изживших себя рабовладельческих отношениях. Гибель античных государств была предрешена всем ходом исторического процесса, ибо дальнейшее развитие производительных сил было невозможно без замены рабовладельческих отношений новыми, более прогрессивными. И такие общественные отношения сформировались в новых раннефеодальных «варварских» государствах, возникших на развалинах античного мира. | |
Просмотров: 1735 | |