В III в. н. э. разложение рабовладельческого строя привело Римскую империю к глубокому экономическому, социальному и политическому кризису. К началу III в. н. э. империя утратила свое былое могущество, она не могла уже противиться напору «варварских» племен и защитить от них свои земли.
В конце I тысячелетия до н. э. и в первых веках нашей эры многочисленные племена, населявшие огромные пространства Европы и Азии, переживали период распада первобытнообщинных отношений. У них складывались обширные союзы племен, характерные для эпохи военной демократии.
Эти союзы («варварских» племен направляли все силы против своего постоянного врага — ослабевшей, но все еще богатой Римской империи.
Первые признаки внутреннего экономического кризиса Римской империи и ослабления ее военной мощи выявились во время так называемой Маркоманской войны в Подунавье во второй половине II в. и. а. Римские легионы, собранные на Дунае, после жестоких поражений в первый период войны утратили боеспособность. Маркоманны, квады и союзные им племена взяли в захваченных районах огромное количество пленных. После окончания военных действий только квады передали римлянам около 100 тыс. пленников.
Вторжение «варварских» племен в пределы Римской империи было связано с передвижением племен в глубине «варварской» территории, к северу от Дуная и Карпат. Оно положило начало эпохе, известной в истории под названием «великого переселения народов». В первый период в «великом переселении» участвовали только те племена, которые так или иначе общались с Римской империей — племена Прикарпатья и Причерноморья (кельты, германцы, сарматы, славяне и др.). В продолжение многих веков они служили постоянным резервом, откуда римские рабовладельцы черпали рабочую силу — рабов. Естественно поэтому, что «варвары» особенно ненавидели Рим и ждали момента, чтобы сбросить его власть. Вторжение прикарпатских и причерноморских племен в империю нередко сопровождалось восстаниями рабов, борьбой угнетенных классов против своих поработителей.
В начале III в. н. а. театр военных действий против Римской империи переместился со среднего Дуная в его низовья, в Причерноморье и Меотиду. Война продолжалась с незначительными перерывами около 20 лет (с 232 по 251 г. н. э.). Ее инициатором был, очевидно, союз прикарпатских племен под предводительством карпов, к которым примкнули германцы — готы. «Скифы», как условно называли античные авторы, этот племенной союз, перешли Дунай и разорили Мезию и Фракию. Отряды «варваров» захватили Ольвию, Тиру и Ист-рию в дельте Дуная. Одновременно с натиском на Дунае «скифы» постепенно расширяют круг своих военных походов. «Варварские» отряды проникают из Приднепровья в район Меотиды и в Крым. Эпи- графические материалы из Танаиса свидетельствуют о неод- j нократном укреплении стен и башен города и о других оборонительных мероприятиях на рубежах Боспорского царства. Тем I не менее город был взят штурмом и погиб в пламени огромного ! пожара. Это произошло приблизительно в 40-х годах III в. н. э. Одновременно или несколько позже отряды «варварских» пле- j мен проникают в степные районы Крыма, захватывают и разо- | ряют Неаполь скифский. j
В 250—251 гг. н. э. вновь участились походы причерноморских племен во Фракию. После длительной осады в 251 г. н. э. был взят и разграблен один из крупнейших фракийских городов — Филиппополь. В том же году в сражении у Абритта
(в Болгарии) «варварские» отряды разгромили римские войска. Империя была вынуждена заключить мир с победителями.
Таким образом, в результате длительной и упорной борьбы причерноморские племена к середине III в. н. э. овладели Дакией и основными опорными пунктами римлян в Северном Причерноморье. Отсюда они продолжали наступление на Рим.
В 256—257 гг. н. э. боспорские правители уступили причерноморским племенам свой флот, на котором «варвары» совершили свои первые смелые морские предприятия. Богатейшие провинции и города по берегам Черного, Мраморного и Эгейского морей неоднократно подвергались нападениям причерноморских дружин. Многие города во время этих походов были разграблены и сожжены. Греческие авторы сообщают, что в некоторых случаях «варваров» поддерживали беднейшее местное население и рабы. Из каждого удачного похода они приводили множество пленных.
В 267 г. н. э. готы и их союзники, нарушив договорные отношения с боспорскими царями, вторглись на Керченский полуостров и захватили столицу Боспорокого царства Пантика-ней, а также другие города и сельские поселения. Многие из них так и не оправились после этого погрома, а столица Бос-порского царства, как свидетельствуют археологические данные, очень сильно от него пострадала.
В 269—270 гг. н. э. в военных действиях наступил перелом. Племена Северного Причерноморья предприняли в 269 г. н. э. новое грандиозное нападение на империю. В лимане Днестра (Тираса) был снаряжен большой флот. Число судов, по сообщению источников, превышало 2 тыс. Одновременно было организовано и сухопутное войско, численность которого биограф императора Клавдия определяет в 320 тыс. человек. Этот поход коренным образом отличался от предшествующих. Если более ранние походы предпринимались с целью грабежа и захвата пленных, то поход 269 г. н. э. представлял попытку переселения, так как «варварские» отряды шли со своими семьями и скотом. Морские отряды причерноморских племен разгромили Афины, Коринф, Спарту, достигли Крита и Кипра. Только в 270 г. н. э. римские войска под руководством императора Клавдия II одержали решительную победу над «скифами» при Наиссе в Мезии, за что император получил почетное наименование Клавдия Готского. Флот причерноморских племен также был разгромлен римлянами.
В последующие годы источники не сообщают о новых набегах причерноморского союза племен. Очевидно, многочисленные походы и обширные завоевания истощили силы причерно-морских «варваров». Некоторые факты указывают на то, что внутри этого союза началась междоусобная борьба различных племен.
В начале IV в. н. а. при Константине I возобновились боевые действия римских войск против готов и сарматов. На границах римского Лимеса, особенно на левом берегу Дуная, строились новые укрепления. Тем не менее, Римская империя не выдержала ожесточенного напора 'Причерноморских племен. Ее опорные пункты (за исключением Херсонеса) были разгромлены готами и их союзниками, а гарнизоны выведены из Ольвии и Крыма в другие районы. Скифское царство в Крыму прекратило свое существование. Боспорскоо государство в результате военных вторжений было серьезно ослаблено и переживало тяжелый экономический кризис. Римская Дакия была захвачена готами и сарматами и навсегда утрачена для империи.
Многочисленные сокровища и тысячи пленников, которые были захвачены племенами Причерноморья, способствовали обогащению родо-племенной знати и выделению дружинных элементов в среде причерноморских племенных союзов. Очевидно, труд пленных ремесленников широко использовался в строительстве морских судов, в гончарном, ювелирном и стеклоделательном ремеслах. Быстрое распространение гончарного круга в Приднестровье и Приднепровье в III в. н. э. было вызвано не только экономическими связями с Римской империей, но и использованием труда многочисленных пленников, захваченных готами и их союзниками в результате войн и грабительских походов III в. н. э. Распространение христианства в Северном Причерноморье и у готов в III—IV вв. н. э. также было связано с походами и войнами III в. н. э., когда среди «варваров» поселялись пленники — христиане из восточных римских провинций.
Разгром городов Северного Причерноморья (Тиры, Ольвии, Танаиса, Неаполя и других) привел к сокращению торговых связей античного мира с племенами Восточной Европы. С середины III в. н. э. усиливаются торговые связи с Подунавьем и западными провинциями Римской империи. | |
Просмотров: 472 | |