Лужицкая культура занимала в конце II—I тысячелетии до н. о. территорию всей Средней Европы. Ее северной границей было побережье Балтийского моря между устьями Вислы и Одера, восточной — западное течение Буга и верховья Припяти, южной — верховья Вислы и дунайское побережье, западной — среднее течение Эльбы. Эта территория в средние века была заселена славянами. Там жили племена бодричей, лютичей, поморян. Позднее они были истреблены немецкими феодалами, а отчасти ассимилированы. Однако славянский элемент сохранился в этих областях в названиях селений и урочищ, в некоторых фамилиях.
Кроме того, поныне живут на берегу Балтийского моря славянская народность кашубы, а в пределах Германской Демократической Республики — лужичане.
Реакционные немецкие историки, пытаясь обосновать захватнические устремления германского империализма, неоднократно делали попытки доказать, что лужицкая культура была создана древними германцами. Тенденциозность этой теории очевидна. Она носила ярко выраженный антиславянский характер и особенно поддерживалась фашиствующими лжеучеными и политиками.
В настоящее время славянская принадлежность лужицкой культуры вполне доказана. Некоторые частные разногласия в этническом определении лужицкой культуры, высказываемые рядом буржуазных ученых, легко объяснить и понять, если учесть политическую обстановку времени конца бронзового и начала железного века. Тогда на огромных пространствах Евразии происходил процесс распада первобытной общины и выделения родовой знати, формирования классового общества. Этот процесс был связан с расселением племен и их инфильтрацией в соседние области. Археологи находят отдельные погребения лужицкого типа и в Западной Европе — на территории Франции, Испании, Италии и на Дунае. С другой стороны, и на территории, заселенной племенами лужицкой культуры, встречаются отдельные памятники, оставленные носителями других культур, проникшими в пределы земель лужицких племен. Происходивший процесс культурной ассимиляции затрудняет анализ археологического материала и определение культурной и этнической принадлежности вещей.
Наибольшее значение в этническом определении имеет погребальный обряд. Как показывают археологические исследования, племена лужицкой культуры сжигали своих умерших, а остатки трупосожжений в специальных урнах ставили в неглубокие грунтовые ямы вместе с несколькими сосудами и различными украшениями. Этот обряд существовал в течение долгого времени не только в лужицкой, но и в более поздних культурах, генетически связанных с лужицкой: зарубинецкой, шпеворской и других. Бескурганные могильники с трупосож-жениями в урнах названы археологами «полями погребальных урн».
Инфильтрация лужицких племен прослежена во всей Европе, однако наибольшее движение шло на восток, в частности в Приднепровье. Эти области были связаны экономически: в Приднепровье нередко находят топоры особой формы, так называемые кельты, широко распространенные в Средней Европе. С другой стороны, на территории лужицкой культуры найдено большое количество типичных скифских вещей, попавших туда из Приднепровья. Возможно, что отдельные скифские военные отряды проникали на территорию лужицких племен. Памятниками этих вторжений являются широко известные всем их соседям грозные скифские стрелы.
Основными занятиями лужицких племен были земледелие и оседлое скотоводство, о чем можно судить по многочисленным находкам сельскохозяйственных орудий, зерен и разнообразных злаковых и огородных растений, а также огромному количеству костей домашних животных (лошадей, коров, овец, коз, свиней, собак).
Особенно ценный материал был получен при раскопках Бискупинского поселения в Польше. Там обнаружены развалины благоустроенных деревянных домов, деревянные мостовые и мощные укрепления, а также мастерские, где занимались кузнечным и литейным делом. Население владело искусством изготовления высококачественной посуды. Следует отметить находки разнообразных западноевропейских и античных вещей, свидетельствующие о широких связях лужицких племен с соседними странами. | |
Просмотров: 576 | |