Завоевание армянских земель Византией было лишь частью суровых испытаний, выпавших на долю армянского народа в XI в. Землям Армении угрожал новый и еще более жестокий враг — тюрки-сельджуки.
Завоевание сельджуками Армении было облегчено жестокой политикой Византии. Армянский народ, попавший под власть алчной имперской администрации, не мог оказать серьезного сопротивления сельджукам, впервые вторгшимся в Армению в 1048 г. Они рассеялись по стране для грабежа и захвата пленных и «мечом, огнем и пленением разрушили и разорили 24 округа»,—писал Аристакес Ластивертци. В 1064 г. сельджуки под предводительством султана Алп-Арслана приступили к завоеванию Армении. Завоевание сопровождалось массовым сожжением городов и деревень и тотальным истреблением населения. В 1071 г., после битвы при Маназкорте, в которой византийцы потерпели страшное поражение от сельджуков, тюрки почувствовали себя безраздельными хозяевами в Армении.
После неоднократных походов сельджуков прежние цветущие области и богатые города превратились в пастбища для стад пришлых кочевников.
Завоевав Армению, сельджукские султаны поделили всю страну между своими военачальниками в качестве военных ленов. Сложилось новое феодальное землевладение служилой военно-кочевой знати сельджуков. В результате в Армении появились сельджукские феодальные государственные образования, первоначально признававшие суверенитет «великих сельджуков», то есть центральной власти. Разорение страны, разрушение городов и уничтожение торгово-ремесленного населения привело к тому, что в большей части Армении стали преобладать полупатриархальные-полуфеодальные отношения, свойственные кочевым племенам — завоевателям страны. Армянские феодальные владения сохранились в виде отдельных оазисов в высокогорных областях Сасуна, Мокса, Рштуника и др. В этих ущельях спасалось обнищавшее население долин. Оно организовывало дружины сопротивления поработителям и вело постоянные войны с окружавшими их мусульманскими и византийскими владетелями.
При Сельджукиде Мелик-шахе (1072—1092 гг.), в период относительного спокойствия, было несколько восстановлено разрушенное феодальное хозяйство. Это в свою очередь способствовало развитию феодальных отношений среди военно-кочевой знати, переходившей к оседлому образу жизни.
Для Армении этого времени характерно, что наиболее богатая часть феодалов — земельная аристократия — была представлена иноземными завоевателями тюркского и курдского происхождения, смотревшими на местное трудовое население как на своих рабов. Армянские крестьяне — немусульмане — обязаны были, кроме общего хараджа (поземельного налога), вносить государству джизью (подушный налог), не считая других феодальных повинностей.
По мере восстановления и развития производительных сил стало усиливаться торговое значение городов Ани, Двина, Карса, Карина, Хлата и др. В этих городах, в первую очередь в Ани, среди купечества, ремесленников, духовенства и феодальной армянской знати начали возникать организации для борьбы с сельджуками. В Ани, например, восставшее население не раз обращалось к грузинским правителям с просьбой освободить их от сельджукских поработителей.
Борьба крестьянства и горожан за независимость в конце XI — начале XII в. обусловила победоносное продвижение грузино-армянских войск под руководством Давида Строителя в армянские области, подвластные тюркским феодалам. Действия грузино-армянских войск приняли характер освободительной войны. Это освободительное движение в Армении возглавил древний армянский феодальный род Захаридов.
В XII в. Грузия объединила разрозненные силы принявших ее покровительство армянских феодалов. В течение второй половины этого и начала следующего столетия грузинские и армянские войска освободили большую часть Армении, изгнав оттуда сельджукских владетелей. | |
Просмотров: 1446 | |