В начале IX в. власть халифата в Закавказье пошатнулась. Особенно способствовало этому начавшееся в Азербайджане знаменитое восстание Бабека, которое продолжалось вплоть до 837 г. В период борьбы с Бабеком халифат был крайне заинтересован в поддержке армянской знати. К этому времени из среды армянской аристократии выделился знатный и богатый род Багратидов. После гибели ряда нахарарских фамилий при подавлении арабами восстания 774—775 гг. Багра-тиды прибрали к рукам все земли уничтоженных и изгнанных из страны аристократов. В течение короткого времени они захватили почти всю Армению. С 775 г. ишханами (правителями) страны постоянно назначались представители рода Багратидов. В 30-х годах IX в. ишхан Баграт Багратуни приобрел право сбора налогов по всей Армении. Халиф вынужден был признать его суверенные права над всеми армянскими феодалами. Таким образом, к середине IX в. Армения фактически освободилась от арабского владычества. Однако окончательное свержение власти халифата произошло только в конце X в, после нескольких удачных походов армянских и грузинских войск против арабских наместников Юго-Западной Армении.
Уже в первой половине IX в. страна вновь вступила в период бурного экономического и культурного подъема. Именно этот подъем и способствовал освобождению Армении от иноземного ига. Создаваемые материальные ценности оставались теперь в стране и служили новым источником для дальнейшего расширения экономической базы политического господства армянских феодалов.
В IX—X вв. небывалого доселе подъема достигли горное дело и ремесла. В богатой полезными ископаемыми Армении добывали золото, медь, железо, мышьяк, буру. Все это служило предметом вывоза. Кроме того, в Армении добывались горные смолы, ртуть, медный купорос, свинец и соль. В городах развивались и процветали разнообразнейшие ремесла. Ремесленная продукция, как и сырье, не только шла на внутренний рынок, но и вывозилась в далекие страны. Особенной славой пользовались на международных рынках армянские ткани и ковры. Развитие ремесла в различных частях страны привело к появлению новых городов. Все они находились на большой магистрали караванной торговли из Константинополя через Малую Азию и из Трапезунта в Армению и Персию. Наиболее крупным из них стал в конце X в. Ани. По сообщениям писателей, в нем насчитывалось около 10 тыс. домов. Под защитой городских стен располагались богатые кварталы, застроенные домами знати и купцов. Трудовой люд ютился в нищенских лачугах и частично жил за пределами городских укреплений.
Управление страной было сосредоточено в руках династии Багратидов. Во второй половине X в. Багратиды стали самостоятельными владыками-царями. Царь проводил свою политику, опираясь на многочисленную гвардию, которую набирал преимущественно из азатов — мелкопоместной знати. Земля считалась собственностью государства. Царь жаловал своим приближенным земли в качестве военных ленов. Багратиды считали своих ленников не наследственными владетелями земель, а лишь правителями-ишханами, которые в любое время могли быть смещены. Однако на деле с течением времени эти земли сделались наследственными владениями. Попытки центральной власти изменить положение приводили к мятежам знати.
Таким образом, главные земельные фонды в стране были сосредоточены в руках ишханов, их мелких вассалов и подвассалов — нахараров и азатов. Среди феодалов первыми собственниками были сам царь и члены династии. Царю не уступал лишь глава армянского духовенства — «католикос всея Армении». Он владел крупными земельными фондами во всех армянских княжествах, поскольку церковь была одной из опор феодального строя.
Наиболее характерной чертой периода развитых феодальных отношений, в который вступила Армения, было появление крупных вотчинных хозяйств. Феодальная вотчина стала важной ячейкой хозяйственной жизни страны. Повысилась техника сельскохозяйственного производства, а значит и урожайность. Основными отраслями хозяйства феодальной вотчины были земледелие (полеводство, садоводство, виноградарство), а также скотоводство, пчеловодство и рыболовство. Кроме того, в вотчинах, как и в городах, появились многочисленные ремесленные мастерские, особенно металлургические и текстильные.
Безудержная концентрация земель в руках крупных вотчинников — феодалов и монастырей, тяжелые барщинные работы вызывали протест народа. Вновь оживилась деятельность пав-ликианских общин. В 830—840 гг. в Армении зародилось новое народное движение — тондракийцев (по названию первого их центра, находившегося в дер. Тондрак). Движение тондракийцев охватило все центральные области страны. Учение их, основным содержанием которого, как и у павликиан, была идея равенства, находило отклик в крестьянских массах и долго держалось среди народа. Христианское духовенство огнем и мечом уничтожало его последователей. Движение тондракийцев было ликвидировано только после захвата большей части Армении Византией при самом активном содействии армянских феодалов и церкви.
Наиболее ярким примером народного восстания, проходившего под лозунгами тондракийцев, является восстание крестьян Татевского монастыря, длившееся более 70 лет. Борьба крестьян из соседних с монастырем деревень, у жителей которых монахи отобрали земли, превратилась по существу в долголетнюю крестьянскую войну и охватила, видимо, многие районы Армении. С большим трудом удалось феодалам подавить это восстание.
Размах крестьянских движений, выработанная идеология эксплуатируемых социальных низов свидетельствует о продолжавшемся росте классовых противоречий, присущих обществу, вступившему в фазу развитого феодализма.
Параллельно с ростом городов, появлением крупных феодальных вотчин шел характерный для периода развитых феодальных отношений процесс экономического и политического дробления страны. Единство Армении, объединенной в IX в. Багратидами, не было прочным. Обособлялись города, стоявшие во главе областей (Ани, Двин, Карс, Муш и др.). Крупные феодальные княжества становились самодовлеющими экономическими единицами, слабо связанными с центром государства. В результате в середине X в. верховное право Багра-тидов свелось к территории, непосредственно им подчиненной. В Армении образовалось несколько крупных, почти самостоятельных царств: Ширак, Айрарат, Васпуракан, Сюник и Тарой. Причем в каждом из них шел процесс внутреннего дробления.
Естественно, что страна, разделенная на мелкие феодальные владения, не смогла противостоять Византии, агрессивная политика которой в Закавказье особенно усилилась после свержения власти халифата.
В 966 г. к Византийской империи было присоединено княжество Багратидов в Тароне. В течение первой половины XI в. Византия постепенно заняла все земли Армении. В борьбе против завоевателей армянский народ проявлял чудеса самоотверженности и доблести. Только в 1045 г. был взят и разграблен героически сопротивлявшийся византийским войскам Ани, центр Ширакского царства. Руководил защитой города полководец Вахрам Пахлавуни. Его княжество, расположенное в Северной Армении, было последним владением, захваченным византийцами после разгрома Ани.
В присоединенных армянских областях была введена византийская административная и налоговая система. ^Страной управляли византийские наместники —катапаны. Часть местного дворянства с его войском была переселена в Болгарию. С их помощью Византия рассчитывала держать в повиновении непокорных болгар. Болгары же в свою очередь были частично переселены в Армению для защиты чуждых им византийских интересов на Востоке.
Создавшееся в Армении положение ярко описано одним из средневековых армянских историков, Аристакесом Ластиверт-ци: «Кто переселился в Персию, кто в Грецию, кто в Грузию. Царские дворцы — в руинах, безлюдны. Густо населенная страна опустела, нет обитателей. Ни кликов радости не слышно на сборах винограда, в садах, ни привета с добрым пожеланием попиравшим в давильнях виноград». | |
Просмотров: 486 | |