Сасанидской Арменией управлял наместник «царя царей Ирана и не Ирана» — марзпан, совмещавший гражданскую и военную власть. Марзпана назначали обычно из среды армянской феодальной аристократии. К управлению страной широко привлекалось нахарарство.
Армения представляла собой совокупность малых и больших владений армянских нахараров. В пределах своей территории нахарар был облечен политической властью, выполняя функции управителя и судьи. Он имел своих чиновников из вассальной служилой знати — азатов, которые собирали подати и следили за выполнением повинностей трудовым населением в пользу нахарара. Каждый нахарар держал войско.
В этот период развивается так называемое сепухское право. Внутри нахарарских фамилий происходил процесс выделения отдельных семейств — сепухов, которые получали свою долю из общего фамильного достояния в качестве сепухской доли. Се-пухи, азаты и мелкие нахарары являлись вассалами крупных феодалов.
Таким образом, к середине V в. Армения представляла собой полузависимую страну и управлялась армянской знатью под верховным владычеством Ирана. Государственные налоги шли в казну Сасанидов. Марзпаном Армении в это время был представитель армянских нахараров Васак Сюни (443—451 гг.). Ему были подчинены ведомства государственного управления, во главе которых стояли нахарары. Армянская конница находилась в распоряжении самих нахараров. В стране не было по существу представителей сасанидской власти, поскольку иранские гарнизоны подчинялись армянскому марзпану в лице Ва-сака Сюни.
Положение, создавшееся в Армении, не устраивало Сасанидов. Армения являлась тем форпостом, откуда они могли контролировать Сирию и Малую Азию и преграждать преемнице Рима — Византии — доступ на Кавказ. Этот форпост надо было поставить в одинаковое положение с остальными частями государства, то есть уничтожить внутреннюю самостоятельность Армении.
Сасаниды, пользуясь тем, что Византия была поглощена войнами с Аттилой и церковными распрями, возобновили политику уничтожения внутренней самостоятельности Армении. Они постарались привлечь на свою сторону всех антивизантийски настроенных лиц среди армянской аристократии и заручиться их поддержкой. Уже в начале своей активной наступательной политики Сасаниды обратили серьезное внимание на владетелей Сюника, от ориентации которых многое зависело. Сюник оказался в центре внимания сасанидского двора особенно во второй четверти V в., когда остро встал вопрос об охране кавказских рубежей Сасанидской империи от нашествий кочевников с севера. Именно в это время иранский «царь царей» Ездегерд II назначил Васака Сюни марзпаном Иберии (Картли) и возложил на него охрану Аланских ворот. Васак Сюни завязал дружеские отношения с вождями пограничных гуннских племен.
Тем временем к востоку от Каспия, в Средней Азии, Ирану также приходилось вести энергичную борьбу с кочевниками. Ездегерд мобилизовал и направил в Среднюю Азию военные силы всех подчиненных ему стран, в том числе и закавказских. Этой мерой он лишил Армению военной силы и облегчил себе путь к уничтожению ее внутреннего самоуправления.
Прежде всего в Армении была проведена всеобщая перепись населения и всех объектов обложения. После переписи, точно выявив возможности обложения, Сасаниды наложили на Армению тяжелые подати, причем не только на шинаканов, ра-миков и городское население, но и на духовенство.
Сильное увеличение налогов вызвало недовольство среди всех слоев населения. К антисасанидскому движению примкнули даже нахарары, поскольку Иран начал наступление на их наследственные привилегии и фактически отстранил их от политического руководства страной.
В 450 г. началось народное восстание, охватившее всю страну. Организатором повстанческого движения стал известный в Армении полководец Вардан Мамиконян. Ему помогали многие нахарары и даже бывший ставленник Сасанидов — марзпан Васак Сюни. С армянами поддерживали тесный контакт восставшие грузины и албаны. Все слои народа были охвачены единодушным псрыг?м уничтожить врага и освободить свою страну. Войска восставших армян завладели всеми стратегическими пунктами страны и разместили там свои гарнизоны. Вардану Мамиконяну удалось одержать несколько побед над иранскими войсками. В Арташате он образовал новое правительство, став правителем страны и одновременно главой вооруженных сил. Начальниками ведомств он сделал близких себе людей.
Однако международная обстановка была неблагоприятной для восставших. Византийский император Маркиан, занятый борьбой с гуннами, решительно отказал армянам в помощи и даже предоставил Ирану денежные субсидии для борьбы с восставшими. Именно этот факт послужил основной причиной решительного поворота политики марзпана Васака Сюни, сперва тайно, а затем явно перешедшего на сторону врага и помогавшего ему окончательно разбить восставших.
Васак Сюни и его сторонники прилагали все усилия, чтобы закончить восстание взаимным соглашением армян с персами и всячески стремились убедить «царя царей» смягчить свою политику в Армении.
Ездегерд II послал в Армению указ о прощении восставших. В указе он обещал освободить заключенных участников повстанческого движения и вернуть конфискованное имущество и земли. Взамен «царь царей» просил от нахараров Армении свидетельства о верности, а сам приносил клятву, обещая, что все будет забыто и никакого отмщения не последует.
На многих нахараров этот указ произвел большое впечатление. В их глазах поднялся авторитет Васака Сюни, которого считали инициатором этой политики уступок центрального правительства. Они полагали, что Васак Сюни стремится избежать кровопролития и разорения страны. На самом же деле он лишь помогал Сасанидам расстроить повстанческое движение, чтобы затем расправиться с его вождями. Многие из нахараров перестали участвовать в подготовке к войне. Среди восставших возникли разногласия.
Вардан Мамиконян и его сторонники из духовенства и нахараров, азатов и шинаканов решили продолжать дело борьбы за освобождение своей родины.
В апреле 451 г. войска персов были стянуты к границам Армении.
Узнав об этом, Вардан Мамиконян издал приказ, чтобы все нахарары со своими ополчениями собрались в Арташате. Там был устроен торжественный смотр войск, на котором была представлена конница 28 нахарарских домов с их предводителями. В армии восставшей Армении насчитывалось всего 66 тыс. человек, тогда как в иранском войске — 200 тыс. Но морально войска восставших были сильнее. По словам историка того времени, они имели «единое сердце и единое дыхание, они предпочитали смерть позорной жизни».
Чтобы предотвратить вторжение Ирана в страну, Вардан Мамиконян поспешил отправить свои войска на южную границу. Но к тому времени сасанидская армия успела вторгнуться в Армению и встретила двигавшихся на них армян на равнине около сел. Аварайр. Началась страшная битва, прекратившаяся только к вечеру. Поле было усеяно телами убитых. Пали многие из военачальников и среди них Вардан Мамиконян. Тогда восставшие, чтобы сохранить силы, рассеялись по неприступным горам и ущельям. Народ перешел к партизанской войне.
G огромным трудом, путем многочисленных уступок армянской знати, Ирану удалось подавить восстание. Ненавистного армянам Васака Сюни удалили от власти и на его место марз-паном Армении был назначен один из потомков армянских Ар-шакидов — Атр-Ормизд Аршакан. Новый марзпан рассылал по всей стране грамоты о мире: всем предоставлялась полная свобода вероисповедания; отменены были подати, уменьшен набор в армию, повстанцам разрешалось вернуться в свои дома. Только в 60-х годах V в. в стране наступил относительный мир.
Но уже вскоре в Закавказье вновь обострилась антисасанид-ская борьба. Особенное недовольство вызвал своими действиями царь Ирана Пероз. Разбитый кочевниками и вынужденный подписать с ними позорный мир, он возложил всю тяжесть контрибуции на Закавказье. Грузинский царь Вахтанг Горга-сал решил воспользоваться ослаблением Ирана и ростом недовольства. Он поднял восстание, убил сасанидского ставленника и начал войну с персидским военачальником Азаравухтом. Весть об этом явилась сигналом к новому восстанию. Вождем восстания в Армении стал старший из фамилии Мамиконя-нов — Ваан. После пяти лет кровопролитной борьбы, ведшейся с переменным успехом, Ирану пришлось признать Армению полусвободной страной, имевшей самоуправление. Марзпаном ее был в 485 г. назначен Ваан Мамиконян. Между армянской знатью и Ираном было достигнуто соглашение. Привилегии на-хараров и духовенства были восстановлены.
Несмотря на то, что после смерти Ваана Мамиконяна и его преемника Вардана Мамиконяна Армения вновь стала вассально-зависимой от Сасанидов, начавшийся после восстания 481— 484 гг. экономический подъем в стране продолжался и в первой половине VI в. Это в значительной степени благоприятствовало оживлению городов Армении, находившихся на главной военной и торговой магистрали: Двина, Нахчевана и Хера.
Двин, столица марзпанской Армении, был транзитным пунктом для перевозимых с Востока на Запад товаров. Город поддерживал оживленные торговые связи с приволжскими и придонскими странами, а также с Крымом. В середине VI в. Двин стал одним из крупнейших торговых центров Востока.
Основная масса торгового элемента в этот период состояла из сирийцев и евреев, ремесленники же были преимущественно из иранцев, объединенных в особые ремесленные организации. Армяне составляли в городах в основном военно-аристократический слой, живший на доходы с городской торговли и земельной собственности. В связи с введением новой податной системы, по которой подати взимались деньгами, положение народных масс в Армении резко ухудшилось. Крестьяне попадали в лапы ростовщиков, а феодалы, пользуясь бедственным положением разорившихся шинаканов, лишали их последних клочков земли. Все это выводило из терпения угнетенный народ. Антииран-ские настроения росли и среди нахараров, особенно после того как в 550 г. должность марзпана вновь перешла к представителям иранской знати. Более других были недовольны Мамико-няны, отстраненные от управления страной. На сторону недовольных стало и духовенство.
В 571 г. вспыхнуло восстание. Во главе его стал Вардан Мамиконян Кармир (Красный). Он занял Двин и объединил всех недовольных. К армянам присоединились грузины и ал-баны.
Восставшие послали к императору Византии Юстину II послов с просьбой прислать им помощь. Они же в свою очередь обещали Юстину, что Армения станет вассалом империи.
Император Юстин II с радостью принял прибывших в Константинополь армянских послов, поскольку давно искал повод, чтобы расторгнуть мирный договор, заключенный Юстинианом I с Ираном. Согласно этому договору, Византия ежегодно должна была платить 30 тыс. золотых монет в казну Сасани-дов. Это нарушало суверенные права империи и ставило ее перед Ираном в положение данника. Восстание армян было как раз кстати, чтобы отказаться от всяких даней. Юстин II обещал послам армян помощь оружием и войском.
В первой же битве (572 г.) персы были наголову разбиты армянскими повстанцами. После этого значительная часть марзпанской Армении и Картли отделилась от Сасанидов и перешла на сторону Византии, а император Юстин II выступил в роли покровителя и защитника подчинившейся ему армянской знати.
Восстание, постепенно разрастаясь, приняло характер длительной, продолжавшейся около 20 лет, войны между Византией и Сасанидами из-за Армении и Картли. Военные действия в этих странах не прекращались до 90-х годов VI в. Для усмирения восставших и очищения Армении и Картли от византийских войск Сасаниды предприняли не менее девяти походов.
Ормузд IV, сасанидский царь, стремился расположить к себе знать оставшейся верной Сасанидам части Армении. Правителем страны (ишханом) он назначил Давида Сааруни (586—601 гг.). С этого времени наряду с марзпанами, которые ведали лишь военными вопросами, Арменией правили представители нахараров с титулом ишхан Армении. На них были возложены все гражданские функции управления. Военные действия в марзпанской Армении, особенно в ее юго-западных пределах, не прекращались вплоть до 591 г., когда Византия стала хозяином положения во всей Армении.
В Иране в 589 г. Ормузд IV был свергнут с престола, его место занял Хосров Парвез, против которого началось восстание местной знати. Восстание удалось подавить только с помощью Византии. За это Хосров Парвез уступил императору Маврикию большую часть Армении и Картли.
Маврикий проводил в Армении политику уничтожения устоев нахарарского общества и ассимиляции Армении с другими малоазийскими провинциями империи.
Однако при императоре Ираклии Армения все еще была только вассальным государством Византии. Она управлялась представителем армянской знати — ишханом Армении, который получил пышные титулы византийского двора — натрикия и куропалата. Армения некоторое время пользовалась внутренней самостоятельностью.
Византия не могла долго терпеть столь широкие привилегии вассальной Армении и пыталась превратить ее в обыкновенную имперскую провинцию. Эта политика привела к тому, что армянская знать стала стремиться к сближению с новым врагом империи — Арабским халифатом, в котором нахарары видели освободителя от власти Византии. | |
Просмотров: 616 | |