С окончанием войны началась перестройка государственного н партийного аппарата. Введенное в начале войны чрезвычайное военное положение было отменено. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, и все функции управления перешли к Совнаркому СССР, председателем которого являлся И. В. Сталин. Были ликвидированы наркоматы танковой промышленности и боеприпасов и на их базе созданы наркоматы транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, Наркомсредмаш был преобразован в Наркомат автомобильной промышленности, а Наркомат минометного вооружения — в Наркомат машиностроения и приборостроения. В 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства.
В целях более конкретного и оперативного руководства восстановлением отдельных отраслей промышленности в первой половине 1946 г. на базе общесоюзных наркоматов периода военного времени было создано по два министерства: одно — для руководства хозяйством районов, подвергавшихся оккупации, другое — для восточных районов (угольная, нефтяная, рыбная промышленность). Такое разделение диктовалось различием условий в этих районах. По мере выполнения поставленных задач эти министерства вновь объединялись. Кроме того, были созданы специализированные министерства (строительного и дорожного машиностроения, средств связи, медицинской, пищевой промышленности). Некоторые родственные отрасли объединялись в одно министерство (черной и цветной металлургии, текстильной и легкой промышленности). В 1946 г. во всех министерствах были созданы заново или значительно обновлены коллегии, которые начали регулярно функционировать.
Обширный хозяйственный фронт страны возглавляли видные руководители, обогащенные опытом военных лет. Среди них были И. Ф. Тевосян (черная металлургия), В. В. Вахрушев и Д. Г. Оника (угольная промышленность), А. И. Ефремов (станкостроение), Д. Г. Жимерин (энергетика), П. Ф. Ломако (цветная металлургия), В. А. Малышев (транспортное машиностроение), Б. Л. Ванников (сельхозмашиностроение), Д. Ф. Устинов (оборонная промышленность), Н. К. Байбаков (нефтяная), М. Г. Первухин (химическая), В. П. Зотов, С. Г. Лукин, И. К. Седин (легкая и пищевая промышленность), А. А. Ишков (рыбная промышленность), С. 3. Гинзбург, П. А. Юдин, Д. С. Райзер (строительство), И. А. Бенедиктов (сельское хозяйство), И. В. Ковалев, 3. П. Шашков, П. П. Ширшов (транспорт), А. В. Любимов (торговля), А. Г. Зверев (финансы) и др. Они обладали знаниями, богатым организаторским опытом, энергией и инициативой, отдавали все силы подъему хозяйства страны после тяжелой войны.
Перестраивалась работа Советов. За годы войны произошли значительные изменения в численности и составе депутатов местных Советов. К 1 января 1945 г. осталось лишь 40,8% депутатов, избранных в 1939 г. Состав исполкомов был укомплектован на 85,2 %, причем депутаты составляли только около половины этого количества, а остальные были в военных условиях кооптированы (в различных звеньях Советов бывших фронтовых и прифронтовых районов они составляли от 75 до 80%). К работе в Советах было привлечено немало новых энергичных, деятельных людей. В постоянных комиссиях местных Советов работало более 1,5 млн. депутатов и активистов. «Уже самое количество депутатов, рассеянных по всему Советскому Союзу от Москвы до самых глухих уголков его, показывает, что Советская власть через депутатов может проводить и проводит действительно большие мероприятия, ибо этот актив, по существу говоря, охватывает все население нашей страны»,— писал М. И. Калинин в 1945 г.1 С окончанием войны во все звенья Советов пришло ценное пополнение из демобилизованных воинов. Местные Советы переключились на решение неотложных задач мирного хозяйственного и культурного строительства, на улучшение жизни и быта трудящихся. Большое место в работе Советов в первые же мирные дни заняли вопросы трудового устройства демобилизованных воинов й репатриированных граждан; забота об устройстве инвалидов Отечественной войны, о семьях воинов, погибших на фронтах войны, в партизанских отрядах, в подполье; ремонт, восстановление и новое строительство жилых домов, школ, больниц, культурных учреждений, городов, поселков, сел, ремонт дорог и т. д.
В постановлении от 8 июля 1945 г. CIIK РСФСР указывалось: «Совнарком РСФСР обращает внимание облисполкомов,
крайисполкомов, совнаркомов автономных республик, райисполкомов, сельсоветов и правлений колхозов на огромное хозяйственно-политическое значение дела восстановления разрушенных, строительства новых и капитального ремонта имеющихся жилых домов»
Под руководством ЦК ВКП(б) началась перестройка партийных организаций. Тяжелые испытания войны еще более укрепили партию. К началу 1946 г. она насчитывала свыше 5,5 млн. коммунистов вместо 3,8 млн. накануне войны. Боеспособные, обогащенные опытом гигантской организаторской работы в годы войны партийные организации страны под руководством Центрального Комитета ВКП(б) направили все усилия на дальнейшее совершенствование организационной, идеологической и партийно-массовой работы, на еще большее укрепление связи партии с широкими массами. Во второй половине 1945 г. повсеместно на пленумах, партийных активах и партийных собраниях коммунисты обсуждали новые задачи, вставшие с переходом к мирному строительству.
Перестраивались формы и методы партийного руководства в соответствии с условиями мирного времени, устранялись вызванные войной усиление централизации, известное ограничение внутрипартийной демократии.
Была осуществлена необходимая перестройка организационной структуры и содержания работы партийных органов. В Центральных Комитетах республиканских партийных организаций, обкомах, крайкомах и горкомах расширялась деятельность отделов, связанных с решением задач мирного строительства. Сократилось число отраслевых отделов. Институт парторгов ЦК ВКП (б) сохранялся, но он был значительно сокращен.
Важной частью перестройки партии, направленной на решение задач мирного строительства, явилось перераспределение коммунистов из военных организаций в территориальные (местные) организации. Уже с начала 1945 г. наметился рост местных, территориальных организаций, числа коммунистов в них и сокращение партийных организаций и численности коммунистов в Красной Армии и Военно-Морском Флоте. Особенно заметные сдвиги произошли во второй половине 1945 г., когда количество коммунистов в территориальных организациях увеличилось с 2928 тыс. (49,6% общей численности) до 3696 тыс. (67,1% общей численности), а количество первичных партийных организаций — со 163,9 тыс. до 185,3 тыс.1
Всего в результате демобилизации из вооруженных сил возвратилось в территориальные партийные организации более 2,6 млн. коммунистов. Большинство из них было направлено в промышленность, строительство и сельское хозяйство. С окончанием демобилизации удельный вес военных в партии составил 15%, т. е. почти достиг довоенного уровня (14,4%) 1 2.
Происходило перераспределение коммунистов внутри территориальных организаций. Уже во второй половине 1945 г. заметно выросло число коммунистов в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве. В январе 1946 г. в этих отраслях работало более 1817 тыс. коммунистов (33%) вместо 1296 тыс. (22,5%) на 1 января 1945 г.3
Восстанавливались партийные организации и росло число коммунистов в районах, подвергавшихся оккупации во время войны. К середине 1945 г. здесь насчитывалось уже свыше трех четвертей довоенного количества коммунистов4. Этот процесс значительно ускорился в связи с демобилизацией, реэвакуацией ряда предприятий и учреждений из восточных районов и осуществлением намеченных партией и правительством мер по укреплению кадрами этих районов.
Одновременно развернулась сложная работа по расстановке руководящих кадров на различных участках партийного, государственного, хозяйственного и культурного строительства. Большая группа партийных работников тыловых областей была отозвана для работы в органах ЦК ВКП(б). Это были опытные организаторы, секретари крупнейших областных и краевых организаций: А. А. Кузнецов (секретарь Ленинградского обкома), Н. С. Патоличев (секретарь Челябинского обкома), М. И. Родионов (секретарь Горьковского обкома), М. А. Суслов (секретарь Ставропольского крайкома) и др. В целях усиления контроля со стороны ЦК за деятельностью партийных организаций и помощи им в первой половине 1946 г. в ЦК ВКП(б) было создано Управление по проверке партийных органов. Для работы в нем были привлечены опытные и авторитетные секретари областных и краевых комитетов партии: В. М. Андрианов (секретарь Свердловского обкома), Н. И. Гусаров (секретарь Пермского обкома), Г. А. Борков (секретарь Хабаровского обкома), Г. А. Денисов (секретарь Оренбургского обкома), В. Г. Жаворонков (секретарь Тульского обкома), С. Б. Задионченко (секретарь Кемеровского обкома), С. Д. Игнатьев (секретарь Башкирского обкома), И. М. Пегов (секретарь Приморского крайкома) и др.1 К руководству партийными организациями в республиках, краях и областях было выдвинуто немало опытных и инициативных партийных работников; Л. Б. Аристов, JI. С. Баранов, А. А. Белобородов и др.
Партийные организации получили большое подкрепление за счет вернувшегося из армии командного и политического состава. Среди воинов-коммунистов, выдвинутых на партийную, государственную и хозяйственную работу, было 30 членов военных советов и начальников политуправлений фронтов, 50 членов военных советов и начальников политотделов армии. ЦК утвердил секретарями обкомов: начальника Политуправления 4-го Украинского фронта Л. И. Брежнева (Запорожский обком), Героев Советского Союза и руководителей подпольных обкомов и партизанских соединений: В. И. Козлова (Минский обком), А. Ф. Федорова (Черниговский обком), В. Е. Чернышева (Барановичский обком). П. К. Пономарейко возглавил ЦК Белоруссии.
В помощь местным партийным организациям были направлены ответственные работники аппарата ЦК партии. Для работы в республиках Прибалтики, западных областях Украины, Белоруссии и Молдавии ЦК ВКП(б) послал значительную группу опытных партийных и советских работников. Большую помощь партийным организациям в воспитании и выдвижении местных национальных кадров оказывали созданные еще в условиях войны временные органы — Бюро ЦК ВКП(б) по Латвии, Литве, Эстонии и Молдавии2.
ЦК ВКП(б) проявлял большую заботу о комсомольских кадрах. Многие признанные вожаки молодежи — воины и партизаны — вновь возглавили республиканские, краевые и областные организации ВЛКСМ: М. В. Зимянин, К. Т. Мазуров, Ф. А. Сур-гапов и др.
Коммунистическая партия уделила большое внимание усилению идеологической работы среди трудящихся. Восстанавливалась и расширялась деятельность всех идеологических учреждений. В соответствии с задачами мирного времени в 1945 г. ЦК ВКП(б) принял решение «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Был восстановлен четырехполосный объем газет, приняты меры к серьезному улучшению содержания публикуемых материалов, их литературному оформлению, расширены штаты редакций, улучшена полиграфическая база. Возобновился выход на украинском языке журнала «Партработник Украины» — органа ЦК КП (б) Украины. Начали издаваться на таджикском языке журнал «Большевик Таджикистана», на белорусском языке — «Большевик Белоруссии» и др. Улучшилась работа с партийным, советским, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским активом. Для повышения идейнополитического уровня секретарей райкомов и оказания им помощи в практической работе при многих обкомах партии проводились семинары. Во второй половине 1945 г. повсеместно прошли семинары пропагандистов, редакторов газет, работников культурно-просветительных учреждений. Основой агитации и пропаганды в новых условиях стали задачи мирного строительства. Под руководством партии перестраивалась работа комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций страны. | |
Просмотров: 832 | |