Неимоверно трудно было восстановить все то, что уничтожил враг на временно оккупированной им территории. Битый фашистский генерал Штюльпнагель, отступая под ударами Советской Армии, «утешал» Гитлера: «Промежуток в двадцать пять лет — вот какой срок понадобится России, чтобы восстановить разрушенное». На это рассчитывали и американские империалисты, начавшие против СССР, недавнего союзника США по антигитлеровской коалиции, «холодную войну». И не только рассчитывали, но и всячески пытались тормозить процесс восстановления народного хозяйства в СССР. «Американцы, например, взялись изготовить для Днепрогэса полный комплект агрегатов, но, продав три машины, вдруг прекратили поставки. Они внесли стальной лист в перечень стратегических материалов и так же неожиданно перестали его нам продавать... Расчет был простой: все равно, мол, Советский Союз запросит эти машины, этот стальной лист, никуда коммунисты не денутся, придут с поклоном, станут на колени... И что же, погибли мы? Отступили? Приостановили свое движение? Нет! Просчитались в своей политике заморские мудрецы, о чем полезно сегодня напомнить, поскольку это и поучительно, и актуально» *. Советский народ, руководимый Коммунистической партией, нашел в себе силы для свершения великого трудового подвига — он решил задачу послевоенного восстановления народного хозяйства в кратчайшие сроки.
Возросшая индустриальная мощь восточных районов, многолетний опыт социалистического строительства, наконец, созидательный опыт военных лет были мобилизованы на помощь труженикам освобожденных районов. Получив всестороннюю помощь всего Советского Союза, мобилизовав собственные трудовые и материальные ресурсы, трудящиеся освобожденных республик и областей вернули к жизни тысячи разрушенных шахт, рудников, электростанций, заводов, фабрик. Многие предприятия восстанавливались, используя новейшие достижения науки и техники, на технически более совершенной основе.
За 1946—1950 гг. были в основном восстановлены все разрушенные в годы войны электростанции, полностью или частично возрождены действовавшие до войны металлургические заводы. Снова зажглись огни 25 домен, 49 мартенов, вступили в строй 34 прокатных стана. Ожило подавляющее большинство угольных, горнорудных, машиностроительных и других предприятий. Высокие темпы строительно-монтажных работ позволили восстановителям за годы четвертой пятилетки возродить разрушенные индустриальные центры Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Карело-Финской ССР, ввести в эксплуатацию основную часть производственных мощностей промышленности пострадавших районов и этим внести крупный вклад в послевоенный подъем всей советской индустрии. Предприятия, восстановленные в течение 1946—1950 гг., дали народному хозяйству в 1950 г. пятую часть добытого в стране угля, около 30% выплавленной стали, 30% проката, 40% чугуна. На долю восстановленных предприятий приходилась значительная часть выработанной электроэнергии, продукции машиностроения, металлообработки, химической, легкой и пищевой промышленности.
К началу 1951 г. задача восстановления разрушенных в годы войны промышленных предприятий была в основном решена, но не завершена полностью. Не закончено еще было возрождение шахт общей мощностью 16,1 млн. т угля в год. В стадии восстановления находились 7 доменных печей, 10 мартенов и 26 прокатных станов. Не были восстановлены довоенные производственные мощности хлопчатобумажной и льняной отраслей текстильной промышленности и т. д. Великое дело восстановления индустрии было полностью завершено в начале 50-х годов. | |
Просмотров: 607 | |