Первый послевоенный год, как отмечалось выше, оказался тяжелым: в 1946 г. страну поразила сильнейшая засуха. По охваченной территории, а в некоторых районах и по своей силе она была пагубнее, чем в 1891 и 1921 гг. Средняя урожайность зерновых с гектара составила в 1946 г. 4,6 ц. Иногда урожай едва возмещал колхозам семена. Так было, например, в Молдавии.
Районам, оказавшимся в наиболее тяжелом положении, государство оказывало помощь. Молдавия получила десятки миллионов рублей и более 15 млн. пудов продовольствия, семян и фуража. В молдавских селах были организованы сотни питательных пунктов, в которых бесплатно питалось ежедневно до 150 тыс. человек. Для Курской области, также сильно пострадавшей от засухи, была выделена продовольственная ссуда в размере 4 млн. пудов хлеба и т. д. Государство полностью освободило районы, пострадавшие от засухи, от обязательных поставок продуктов сельского хозяйства.
Только наличие социалистической системы сельского хозяйства, помощь, оказанная пострадавшим районам всей страной, помогли преодолеть последствия засухи.
В ходе выполнения пятилетнего плана колхозному крестьянству, деревне была оказана большая помощь со стороны государства, рабочего класса в техническом оснащении сельского хозяйства, в подготовке квалифицированных кадров и т. д. Несмотря на огромные трудности, труженикам сельского хозяйства удалось в короткие сроки восстановить довоенный уровень сельскохозяйственного производства.
Восстановление посевных площадей, выпавших из хозяйственного оборота за время войны, было одним из главных итогов развития сельского хозяйства в годы четвертой пятилетки. Совершенно очевидно, что самим колхозам (с их ослабленными трудовыми ресурсами) без помощи МТС эта задача оказалась бы непосильной. Темпы восстановления посевных площадей в первые послевоенные годы были особенно высокими в районах, подвергшихся оккупации. В колхозах Украины, например, с 1945 по 1947 г. посевные площади выросли на 2,7 млн. га. Быстро росли посевные площади в восточных районах страны, особенно с 1947 г. Колхозы Алтайского края за пятилетку увеличили посевные площади в 1,5 раза, Казахской ССР — в 1,3 раза.
Удельный вес зерновых в общих посевах колхозов в целом по стране снизился с 77,3% в 1940 г. до 74,4% в 1950 г., а кормовых вырос соответственно с 10,1 до 12,1 %• В отчетах об итогах производственной деятельности колхозов Украины за 1950 г. указывалось, что «в течение пятилетки шло сокращение удельного веса зерновых культур, особенно более урожайной озимой пшеницы». Шаблонное внедрение травополья, особенно в южных районах страны, наносило определенный ущерб сельскому хозяйству.
ЦК ВКП(б) в принятом 14 июля 1950 г. постановлении «О некоторых ошибочных положениях в учении В. Р. Вильямса о травопольной системе земледелия и недостатках в практике ее применения» осудил сокращения посевных площадей под зерновыми. Местным партийным организациям и земельным органам было предложено более дифференцированно подходить к определению системы земледелия, учитывая природные и экономические особенности различных зон.
20 октября 1948 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР». К 1965 г. намечалось создать около 6 млн. га лесных насаждений, в том числе восемь государственных лесозащитных полос большой протяженности (в сотни километров) — от Саратова до Астрахани, от Воронежа до Ростова и др. Для реализации этого плана в конце 40-х — начале 50-х годов было организовано 570 лесозащитных станций, обеспеченных рабочей силой и техникой, 230 крупных лесных питомников. На протяжении последующих лет были выращены многие миллионы деревьев и кустарников в полезащитных полосах местного значения и созданы государственные лесные полосы Камышин — Волгоград, Воронеж — Ростов-на-Дону, Пенза — Каменск, Белгород — Дон, Чапаевск — Владимировна и другие общей протяженностью более 6 тыс. км. Они благотворно сказались на урожайности в их районах. Однако в силу причин как субъективного, так и объективного характера план лесных насаждений не был до конца претворен в жизнь.
Восстановление сельскохозяйственного производства проходило неравномерно. Особенно заметный скачок в развитии земледелия произошел сразу же после засушливого 1946 г. В 1947 г. на большой территории Советского Союза сложились благоприятные для урожая условия. Производство зерна, картофеля и других продуктов растениеводства уже в 1947 г. значительно поднялось, приблизившись к довоенному уровню, что дало возможность отменить карточную систему снабжения продовольствием городского населения страны. В дальнейшем рост продукции земледелия шел главным образом за счет расширения посевных площадей, которые в 1950 г. достигли 146,3 млн. га (в 1940 г.— 150 млн. га).
К концу пятилетки важнейшие отрасли земледелия были в основном восстановлены, хотя и в неодинаковой степени по разным культурам. В 1950 г. валовой сбор зерна в стране был на 15% меньше, чем в урожайном 1940 г., а сбор хлопка превысил довоенный на 58%, сахарной свеклы и картофеля — на 16%. Вся продукция земледелия всех категорий хозяйств в 1950 г. составила 97% уровня 1940 г.
На валовых сборах безусловно отражались большие потери при уборке. Ежегодно значительная часть площадей убиралась с большим опозданием, часть урожая оставалась на поле. . Здесь сказывались и изношенность машинно-тракторного парка, и недостаток квалифицированных кадров, а также серьезные недостатки в работе МТС, которые, получая натуроплату с урожайности на корню, не были материально заинтересованы в сохранении всего урожая.
С большими трудностями восстанавливалось после войны животноводство. На состоянии этой отрасли сельского хозяйства особенно тяжело отразилась засуха 1946 г., сильно подорвавшая кормовую базу колхозов и совхозов. Поголовье скота уже в 1947 и особенно в 1948 г. значительно увеличилось. Только за 1948 г. численность крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств увеличилась на 23%, свиней — на 75%. В Казахстане поголовье скота в 1948 г. почти вдвое превышало уровень 1940 г. Пятилетнее задание по росту поголовья крупного рогатого скота к этому времени выполнили более 2800 колхозов республики. Успешно восстанавливалось животноводство в освобожденных районах. Все колхозы Украины к концу 1948 г. имели фермы крупного рогатого скота и по его поголовью уже превзошли довоенный уровень. К началу 1949 г. превысили довоенный уровень поголовья скота и колхозы Курской области.
В апреле 1949 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли «Трехлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства», рассчитанный на 1949—1951 гг. Развитие животноводства выдвигалось в плане «как центральная задача партии и государства в развитии сельского хозяйства»'. В конце пятилетки колхозы производили мяса в 1,3 раза, молока и шерсти — в 1,9 раз, яиц — в 2,5 раза больше, чем в 1945 г., и в целом превзошли довоенный уровень.
Однако трехлетний план развития животноводства в силу ряда причин не был выполнен полностью. Сказался, в частности, недостаток капиталовложений, необходимых для серьезного укрепления кормовой базы, строительства помещений для скота.
К началу 50-х годов была решена важнейшая задача четвертого пятилетнего плана — восстановление довоенного уровня сельскохозяйственного производства. Валовая продукция сельского хозяйства в 1950 г. составила 99% довоенного уровня. Но стоявшая в пятилетием плане задача превзойти этот уровень не была решена. Лишь по производству хлопка-сырца пятилетний план был перевыполнен по Союзу в целом и по отдельным республикам. Не выполнена была задача пятилетнего плана полностью восстановить земледелие и животноводство в областях, подвергшихся оккупации. Валовая продукция сельского хозяйства Украины составила в 1950 г. лишь 91% от довоенных показателей, Белоруссии — 87,2%. Еще большим было отставание от довоенного уровня в республиках Прибалтики. Многие колхозы, совхозы, .особенно в районах, подвергшихся оккупации, к концу пятилетки оставались экономически слабыми. Серьезное недовыполнение заданий пятилетки в области развития сельского хозяйства, в особенности в области животноводства, объяснялось рядом причин объективного и субъективного характера *. Они обусловливали «запущенность этой важнейшей отрасли во всей стране, о чем прямо и откровенно было сказано партией на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС 1953 года» 1 2.
Вместе с тем многие хозяйства, умело используя преимущества, заложенные в колхозном строе, добились значительных успехов в подъеме сельскохозяйственного производства.
Прославились на всю страну колхозы имени К. А. Тимирязева Городецкого района Калининской области, имени В. П. Чкалова Новомосковского района Днепропетровской области, «Память Ильича» Мытищинского района Московской области, совхозы «Ка-раваево» Костромской области, «Лесные поляны» Московской области, колхоз имени Серго Орджоникидзе Махарадзевского района Грузинской ССР и многие другие хозяйства. Эти колхозы и совхозы выделялись не только высокими показателями производства, они также расходовали большие средства на благоустройство сел, повышение культуры и улучшение быта населения. Колхоз имени К. А. Тимирязева, как и многие другие хозяйства с миллионными доходами, имел не только добротные животноводческие фермы, электростанцию, водокачку, теплицы, сад и парники, но и гостиницу, медицинский пункт, стадион, хорошо оборудованный детский сад, родильный дом и многое другое.
У каждого из этих передовых хозяйств была своя специализация: в колхозах имени Ильича и имени К. А. Тимирязева — льноводство, основанное на богатых традициях и длительном опыте; в колхозе «Память Ильича» — парниково-тепличное хозяйство, позволяющее выращивать ранние овощи; в совхозах «Караваево» и «Лесные поляны» — племенной крупный рогатый скот и т. д. У этих хозяйств было разное прошлое: одни в годы войны оказались в глубоком тылу, другие были разрушены дотла оккупантами; не сходны были и природно-хозяйственные условия. Но при всем отличии существовали некоторые общие черты, сложившиеся еще в 20-е годы: традиции общественного труда в коммунах, товариществах, кадры опытных руководителей-ком-мунистов, хорошо знающих сельское хозяйство, умелых организаторов артельного производства. Председатель колхоза имени К. А. Тимирязева И. А. Емельянов был избран на этот пост в 1930 г., О. М. Рузин руководил колхозом «Память Ильича» с 1932 г., А. В. Чухно возглавлял колхоз «Коммунистический маяк» с 1929 г. В трудные годы войны на пост председателя вступили в колхозе имени Ильича Е. И. Нилова, в колхозе имени В. Чкалова — А. Р. Щербина. Десятилетиями работали в совхозах «Лесные поляны« и «Караваево» зоотехники Ф. И. Тризно и С. И. Шейнман — организаторы племенного животноводства.
Восстановление довоенного уровня сельскохозяйственного производства сопровождалось ростом доходов колхозов и колхозников. В 1950 г. почти половина колхозов страны против примерно пятой части в 1945 г. выдавала на трудодень свыше 1 кг зерна. Кроме натуральной, колхозники получали денежную оплату. Более высокой была оплата трудодня в колхозах республик Средней Азии, Закавказья. Однако и к концу пятилетки доходы многих колхозов были низкие, не обеспечивающие достаточную оплату труда колхозников и необходимое расширение производства. В 1949 г., накануне массового укрупнения, более половины колхозов страны имели годовой денежный доход менее 50 тыс. руб. (в ценах тех лет). Таких доходов едва хватало для того, чтобы расходовать на самое необходимое, без чего ведение хозяйства вообще немыслимо. Во многих колхозах скудно оплачивался и трудодень колхозника. В 1950 г. 22,4 % колхозов вообще не распределяло денег по трудодням, более 20% выдавали на трудодень менее 0,5 кг зерновых. Особенно много таких колхозов было в БССР, Северо-Западных областях, Черноземной и Нечерноземной зонах Центра РСФСР.
Одна из причин медленного роста доходности колхозов этих зон — низкие заготовительные цены на основную продукцию колхозов: зерно, картофель, молоко и мясо. В годы четвертой пятилетки колхозы сдавали государству примерно половину всего произведенного зерна, больше половины мяса и молока, а заготовительные цены на эту продукцию не возмещали даже затрат на их производство, что сказывалось на экономике колхозов, размерах оплаты труда.
Удельный вес поступлений от колхоза в совокупном доходе семьи колхозника оставался еще невысоким. Они составляли всего 20,3% денежных доходов. Многие продукты питания колхозники получали из личного подсобного хозяйства, а большую часть денежных доходов — от продажи продуктов. Колхозный строй, успешно выдержавший испытания в суровые годы войны, продемонстрировал свои преимущества и в ходе послевоенного восстановления народного хозяйства. Советское крестьянство, как и в годы войны, проявило величайшее трудолюбие, выдержку, высокое понимание своего долга, беспредельное доверие к политике Коммунистической партии и Советского правительства.
В совместной борьбе за предоление послевоенных трудностей, за восстановление народного хозяйства развился и еще более укрепился союз двух дружественных классов советского общества: рабочих и крестьян. | |
Просмотров: 2929 | |