Крупное, все более механизируемое сельское хозяйство требовало хорошо подготовленных, квалифицированных кадров. На выполнение этой задачи особо указывалось в постановлении февральского Пленума ЦК ВКП(б). Местные партийные и советские органы, выполняя решения Пленума, усилили внимание к укреплению колхозного производства квалифицированными кадрами.
Большую роль в решении этой проблемы в первые послевоенные годы сыграло широкое использование демобилизованных из армии воинов. Многие из них были избраны председателями колхозов. Так, колхоз «Рассвет» Могилевской области БССР возглавил один из видных партизанских командиров, Герой Советского Союза К. П. Орловский, колхоз «Молдино» Калининской области — бывший заместитель командира полка по политической части Е. А. Петров, колхоз имени Сталина Сталинской (ныне Донецкой) области — фронтовик В. Т. Литвиненко, колхоз «Тру-шки» Киевской области — фронтовик А. К. Лукьяненко. Возвращались к прежней работе и бывшие председатели артелей. Во главе колхоза «Память Ильича» Тамбовской области стал Ф. Я. Кузьмин, в колхоз «Красная заря» Псковской области из партизанского отряда вернулся И. Т. Попов. В 1946 г. в Чкаловской (ныне Оренбургской) области в 1125 колхозах из 2068 председателями работали демобилизованные, в Калужской области из 1221 человека, избранного на должность председателя артели, демобилизованные воины составляли 93%.
В целях укрепления руководящих кадров в колхозы направлялись выпускники сельскохозяйственных вузов и техникумов, специалисты сельского хозяйства, до этого работавшие в аппарате различных ведомств и учреждений. В Киевской области, например, уже в 1947 г. был избран председателем колхоза 81 специалист, в Каменец-Подольской — 42, Полтавской — 49, Винницкой — 70. А всего на Украине в том году в колхозы было направлено 1414 специалистов сельского хозяйства. Подобное же происходило и в других республиках. Но масштабы этого мероприятия были ограничены. Поэтому как в начале, так и в конце четвертой пятилетки колхозы возглавлялись по преимуществу практиками, причем многие из них не обладали даже достаточной общеобразовательной подготовкой. По данным на 1 января 1950 г., в числе председателей артелей процент лиц, имевших высшее и среднее специальное образование, не превышал 8,6, а 90,2% имели лишь начальное образование. Следует, однако, сказать, что в составе председателей-практиков было много талантливых организаторов общественного производства, подлинных вожаков колхозных масс, которые благодаря многолетнему опыту и умелому руководству вывели свои хозяйства в число передовых.
Отрицательно сказывалась на состоянии руководящих колхозных кадров большая текучесть среди них. Ежегодно по разным причинам освобождалось от работы около одной трети председателей колхозов, а в некоторых районах — почти половина. В практике работы местных органов были случаи, когда председатели артелей освобождались без достаточных на то причин, воспитательные меры подменялись административным вмешательством, что было осуждено партией в постановлении февральского (1947 г.) Пленума ЦК ВКП(б).
В июле 1950 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О задачах партийных и советских организаций по дальнейшему укреплению состава председателей и других руководящих работников колхозов». Постановление ориентировало партийные и советские органы шире выдвигать на пост руководителя колхозов специалистов сельского хозяйства, опытных практиков, хороших организаторов.
Состав руководителей и специалистов сельского хозяйства хотя и медленно, но неуклонно улучшался. Многими хозяйствами руководили люди, обогащенные знаниями и опытом работы. На всю страну получили известность такие председатели колхозов, как М. А. Посмитный, Ф. И. Дубковецкий, И. А. Буянов, А. М. Рогава, П. А. Малинина, Г. Е. Буркацкая и др.
В соответствии с указаниями февральского (1947 г.) Пленума ЦК ВКП(б) и другими решениями партии большая работа проводилась по укреплению руководящего состава работников МТС. Перед Министерством сельского хозяйства СССР, местными партийными^ советскими и сельскохозяйственными органами была поставлена задача в короткий срок обеспечить машинно-тракторные станции «подготовленными, знающими свое дело работниками, выдвигая на работу директорами МТС лиц, обладающих необходимыми знаниями и организаторскими навыками».
Осуществляя постановление февральского (1947 г.) Пленума ЦК ВКП(б), Министерство сельского хозяйства СССР в марте 1947 г. для укрепления МТС решило направить в них 1855 руководящих работников из партийно-советского аппарата, имеющих опыт организаторской работы и знающих сельское хозяйство.
Это положительно сказалось на укреплении МТС руководящими кадрами. Многие, умело используя свои знания и опыт, добились выдающихся результатов в работе МТС и были награждены правительством СССР за трудовые успехи орденами и медалями; в 1949 г. среди них было 38 Героев Социалистического Труда.
По уровню обеспеченности квалифицированными кадрами выгодно выделялись совхозы. Общая численность агрозоотехнических и инженерно-технических работников совхозов увеличилась с 60 тыс. в 1945 г. до 68 тыс. в 1950 г. Заметно улучшился состав руководящего ядра совхозов. В нем выросла прослойка лице высшим и средним образованием, особенно среди директоров совхозов (с 42 до 68%).
Многие директора и специалисты совхозов показали прекрасные образцы работы и были удостоены высоких правительственных наград. Среди них можно назвать И. А. Прудникова, директора зерносовхоза «Кубань» (Краснодарский край), А. Д. Саблина и Т. К. Осипова, директора и старшего агронома зерносовхоза «Гигант» (Ростовская обл.), Д. Д. Ангельева, директора совхоза «Мартовский» (Хабаровский край), и многих других.
Большое внимание уделялось обеспечению сельскохозяйственного производства массовыми механизаторскими кадрами. Подготовка и переподготовка массовых кадров для МТС производились в 356 школах механизации сельского хозяйства и на курсах при 7584 МТС, а для ремонтных предприятий — в ремесленных училищах и школах ФЗО, а также методом индивидуального ученичества. Школы механизации сельского хозяйства имелись во всех республиках, краях и областях (кроме Мурманской), хотя распределение и было неравномерным. В 1947 г. Управление подготовки кадров массовых квалификаций Министерства сельского хозяйства СССР выделило 14 млн. руб. на организацию и оснащение новых школ. Несмотря на то что многие школы механизации и машинно-тракторные станции, не вполне оправившись от последствий войны, еще не располагали необходимой учебнопроизводственной базой, в целом масштабы подготовки механизаторских кадров в годы четвертой пятилетки значительно возросли. За 1940—1950 гг. было подготовлено более 900 тыс. трактористов. В 1950 г. в колхозном производстве трудилось около 1,5 млн. трактористов, комбайнеров, слесарей, токарей, шоферов, механиков. Важно отметить, что наряду с расширением контингента кадров механизаторов повышался уровень их квалификации. Если трактористов первой категории в 1946 г. было 17,6%, то в 1950 г.— уже 31,8%, т. е. в конце четвертой пятилетки каждый третий тракторист имел первую категорию. Однако квалификация большинства механизаторов была недостаточной.
Формирование механизаторских кадров сельского хозяйства имело важные социальные последствия. Сам факт неуклонного роста в деревне числа механизаторов — людей индустриальной профессии — свидетельствовал о коренных изменениях в характере производительных сил села, в социальном составе крестьянства, служил одним из проявлений стирания граней между рабочим классом и колхозным крестьянством. | |
Просмотров: 738 | |