Техническая база сельского хозяйства за время войны крайне ослабла. Машинно-тракторный парк сократился на треть, а оставшиеся тракторы физически износились. Поэтому одной из первоочередных задач было обновление техники. В первые послевоенные годы были не только восстановлены старые, но и построены новые заводы тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Было освоено производство новых марок машин, тракторный парк укомплектовывался экономичным дизельным трактором ДТ-54 на гусеничном ходу.
Новые машинно-тракторные станции размещались главным образом в Прибалтике, Молдавской ССР, западных областях Украины и Белоруссии. В этих районах, где в годы четвертой пятилетки решалась задача коллективизации крестьянских хозяйств, МТС явились большой силой, способствовавшей социалистическому преобразованию сельского хозяйства. К концу пятилетки сотни новых станций были созданы также в центральных областях РСФСР и районах Урала, где уровень механизации сельского хозяйства был невысоким. Таким образом, выравнивался уровень механизации — Запад, Центр, Северо-Запад догоняли по степени механизации основные житницы страны: Поволжье, Северный Кавказ, Украину.
Большое распространение при восстановлении и строительстве МТС получил метод народной стройки. К 1946 г. этим путем было создано свыше 400 МТС. Большую помощь в строительстве и оснащении МТС техникой, в обучении кадров оказывали шефы — промышленные предприятия и учреждения.
Рост технической вооруженности сельского хозяйства позволил значительно поднять уровень механизации сельскохозяйственных работ. К концу пятилетки МТС выполняли в колхозах свыше 80 % всех основных полевых работ — в 2 раза больше, чем до войны. Это было достигнуто прежде всего благодаря дальнейшей механизации таких основных процессов полеводства, как пахота, посев зерновых, хлопчатника, свеклы, уборка зерновых и т. д. Кроме того, машины стали частично выполнять и многое из того, что раньше целиком делалось вручную: посадку картофеля, силосование, сенокошение.
Сельскохозяйственные работы при меньших затратах труда стали выполняться в более сжатые сроки. Постепенно повышался уровень культуры земледелия. Вместе с тем многие важные виды работ, в частности междурядная обработка и уборка пропашных культур, были механизированы слабо. Очень мало машин было в животноводстве. Дойка, очистка помещений, приготовление кормов, их подвозка — все это делалось почти целиком вручную, поглощая большое количество сил и времени.
Своим техническим оснащением выделялись совхозы, в первую очередь специализированные. Около половины ферм крупного рогатого скота племенных совхозов применяли автопоилки, впутрифермский транспорт, доильные агрегаты. Но в целом по стране этой техникой располагало не более 7% ферм.
Для повышения уровня механизации сельского хозяйства, и в первую очередь животноводства, требовалось значительно увеличить применение электроэнергии. Еще продолжалась война, а правительство приняло решение об электрификации сельского хозяйства (8 февраля 1945 г.). В 1948 г. мощность сельских электростанций вдвое превзошла довоенный уровень. Совет Министров СССР принял план развития сельской электрификации на 1948—1950 гг. Стали появляться межколхозные электростанции, которые намного превосходили по мощности ГЭС отдельных колхозов. В Рязанской области 47 колхозов построили Рассыпу-хинскую гидроэлектростанцию мощностью 2 тыс. киловатт, тогда как средняя мощность сельских электростанций составляла не более 40 киловатт; колхозы Белоруссии, Латвии, Литвы на границе этих трех республик создали сельскую гидроэлектростанцию «Дружба народов». Много внимания развитию сельской электрификации уделялось в республиках Закавказья и Средней Азии. Например, за годы четвертой пятилетки в Таджикистане было построено 75 колхозных электростанций. Общее число сельских электростанций в республике по сравнению с 1940 г. удвоилось, а мощность их возросла в 3,2 раза. В целом за годы пятилетки мощность сельских электростанций, увеличилась более чем в 4 раза. Во столько же возросло количество электрифицированных колхозов и МТС. В 1950 г. электроэнергией пользовалось 15% колхозов (в 1940 г.— 4%), 80% МТС и 76% совхозов.
Однако, несмотря на значительное развитие сельской электрификации, ее роль в колхозном производстве была еще невелика, большая часть энергии, как и прежде, использовалась на освещение. Только 9% электрифицированных колхозов применяли электроэнергию в производственных целях.
Процесс восстановления материально-технической базы сельского хозяйства, сильно подорванной войной, был трудным и сложным. Не все ее элементы развивались одинаковыми темпами. Серьезно отставало ремонтное дело, хотя по сравнению с довоенным периодом общее количество ремонтных предприятий и их оснащенность несколько увеличились. Оставались еще целые области и районы, которые по своей технической оснащенности в 1950 г. не достигли показателей 1940 г. Но по своему основному звену — энергетике — материально-техническая база социалистического сельского хозяйства в результате героических усилий рабочего класса и крестьянства в годы четвертой пятилетки была не только восстановлена, но и получила дальнейшее развитие.
Всего сельское хозяйство за послевоенное пятилетие получило 536 тыс. тракторов (в 15-сильном исчислении), тогда как в предвоенном пятилетии — 512 тыс., а также 93 тыс. зерновых комбайнов, 341 тыс. тракторных плугов, много других машин и орудий. Уже в 1948 г. мощность тракторного парка вплотную приблизилась к довоенному уровню, а в 1949 г. превзошла его. В 1950 г. в сельскохозяйственном производстве было занято почти 600 тыс. тракторов (в 1940 г.— 531 тыс.). Уровень энерговооруженности сельскохозяйственного труда и обеспеченности колхозов и совхозов энергетическими мощностями за этот период изменился следующим образом. В энергетике социалистического сельского хозяйства наряду с количественным ростом продолжались важнейшие качественные изменения. С 1940 по 1950 г. при общем росте энергетических мощностей с 47,5 млн. до 62,3 млн. л. с. численность рабочего скота (в пересчете на механическую силу) уменьшилась с 10,6 млн. до 7,3 млн. л. с., а его удельный вес в общем составе энергетических мощностей сельского хозяйства — с 22,3 до 11,7%.
Таким образом, материально-техническая база в годы четвертой пятилетки была не просто восстановлена. Это было такое восстановление, которое представляло собой вместе с тем развитие качественно новых элементов производительных сил деревни, дальнейшее развитие технической реконструкции социалистического сельского хозяйства. | |
Просмотров: 763 | |