К началу 1949 г. были созданы важнейшие предпосылки для перехода к массовой, а затем и сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в советских республиках Прибалтики. Вырос и укрепился социалистический сектор в экономике, развились кооперативные формы объединения крестьянских хозяйств, расширилась техническая база. В сознании трудящегося крестьянства, не только бедняков, но и значительной части середняков, произошел перелом в пользу колхозов. К этому времени в каждой республике уже имелись десятки колхозов, демонстрировавших свои хозяйственные успехи, преимущества перед единоличным хозяйством.
Учитывая эти условия, коммунистические партии республик Прибалтики на своих съездах в конце 1948 — начале 1949 г. выдвипули в качестве практической задачи массовую коллективизацию крестьянских хозяйств.
X съезд КП (б) Латвии (январь 1949 г.) отметил, что земельная реформа, организация совхозов, МТС, машинно-коннопрокатных пунктов и сельскохозяйственных кооперативных товари-лцеств, политика ограничения и вытеснения кулачества привели к тому, что значительная масса беднейшего и среднего крестьянства вступила на путь коллективизации. В связи с этим съезд указал, что массовая коллективизация сельского хозяйства является главной задачей партийной организации на ближайший период, и наметил основные мероприятия для ее осуществления.
В решениях съезда рекомендовалось оказывать колхозному строительству всемерную помощь техникой и другими материальными средствами, посылкой в деревню партийных работников и специалистов, а также усилить шефскую работу, шире развернуть организационные и другие мероприятия по созданию и укреплению колхозов.
Состоявшийся в феврале 1949 г. VI съезд Коммунистической партии Литвы отметил, что огромная помощь, оказываемая ЦК В КП (б) и союзным правительством в механизации сельского хозяйства Литовской ССР, многолетний опыт колхозного строительства в братских республиках и опыт работы первых колхозов в Литве, рост политической сознательности трудящихся крестьян создают все условия для дальнейшего вовлечения на I добровольных началах бедняков и середняков в колхозы. Съезд сформулировал основные задачи партийных, советских и общественных организаций в колхозном строительстве.
Курс на развертывание массовой коллективизации провозгласил и V съезд Коммунистической партии Эстонии (декабрь 1948 г.). Он определил в качестве главной задачи ЦК КП (б) Эстонии, всех партийных, советских, профсоюзных, комсомольских, сельскохозяйственных и кооперативных организаций дальнейшую работу по социалистическому переустройству сельского хозяйства республики.
Таким образом, с 1949 г. начинается новый этап в социалистическом преобразовании сельского хозяйства республик Прибалтики — развертывание массовой, перешедшей в сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств. На этой основе осуществлялся переход от политики ограничения и вытеснения кулачества к политике ликвидации его как класса. Социальная реконструкция деревни сопровождалась технической реконструкцией сельского хозяйства.
ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР оказывали нарастающую помощь республикам Прибалтики в социалистическом преобразовании сельского хозяйства, особенно в укреплении его материально-технической базы. Широкое строительство новых МТС, снабжение их техникой были предусмотрены в постановлении Совета Министров СССР от 28 января 1949 г. «О мерах помощи сельскому хозяйству Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР». С 1948 по 1951 г. число МТС в Литве возросло с 62 до 120, а число тракторов в них — с 2999 до 4726. В Латвии число МТС с 1948 по 1950 г. увеличилось с 53 до 78, а тракторный парк в них вырос в 2 раза. К 1950 г. число МТС в Эстонии выросло до 62, а тракторов в них — до 2181. Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства имело первостепенное значение для развития массовой коллективизации.
Социалистическое преобразование сельского хозяйства в республиках Прибалтики осуществлялось в условиях победившего социализма в СССР, что обеспечило большую материальную и иную помощь со стороны братских республик, содействовало благоприятной подготовке условий для колхозного движения. Огромное значение имел опыт социалистического преобразования сельского хозяйства в других союзных республиках, накопленный в 30-х годах. Вместе с тем в проведении коллективизации в Латвии, Литве, Эстонии имели место и свои трудности, преодоление которых потребовало много усилий.
Колхозное движение здесь встретило упорное сопротивление •со стороны кулаков, реакционного духовенства и других антисоветских элементов. В период подготовки и проведения коллективизации сельского хозяйства классовые враги распространяли клеветнические провокационные слухи, занимались организацией вредительства, саботажа, поджогов колхозного имущества, поддерживали деятельность бандитских и других преступных элементов, которые терроризировали колхозных активистов, советских и партийных работников, совершали убийства и другие враждебные акты. Враги колхозного движения проникали в колхозы с целью дискредитировать колхозный строй, разбазаривать колхозные земли, растаскивать колхозное имущество, вредить колхозам. Эта враждебная деятельность классовых врагов явилась причиной того, что Советская власть вынуждена была изолировать часть кулаков и других враждебных элементов, экспроприировать их и выслать за пределы республики.
Говоря о трудностях социалистического перестройства сельского хозяйства в Прибалтике, необходимо отметить, что хуторская система расселения крестьянства значительно усложняла организацию крупного производства. Мало еще было опытных и -знающих местные условия руководящих кадров колхозного движения. Ощущался недостаток и в приспособленной к местным условиям сельскохозяйственной техники, хотя общее число тракторов и других машин с каждым годом увеличивалось. Тяжелый ущерб, нанесенный войной и немецко-фашистской оккупацией сельскому хозяйству, не был еще полностью ликвидирован.
Важную роль в социалистическом преобразовании деревни играл рабочий класс. Для оказания помощи крестьянам в переходе на путь колхозов только из Риги было послано на работу в деревню свыше 2 тыс. рабочих. Много рабочих направили в деревню промышленные коллективы других городов. Городские партийные и комсомольские организации оказали большую помощь сельским. Росла и ширилась инициатива крестьянских масс по объединению в колхозы.
В итоге темпы коллективизации нарастали очень быстро. В 1949 г. определились решающие успехи сплошной коллективизации во всех трех республиках Прибалтики: к концу того года в Латвии в колхозы объединились 93% общего числа крестьянских хозяйств, в Литве — около 60, а в Эстонии к 1 июня 1949 г,-68,5%.
Следует отметить, что в ряде мест возникла нездоровая погоня за чрезмерно быстрыми темпами коллективизации, при этом допускались нарушения принципа добровольности вступления крестьян в колхозы. Имели место и другие недостатки и ошибки в строительстве колхозов. Они были вскрыты и осуждены ЦК ВКП(б) и Центральными Комитетами коммунистических партий республик. Так, пленум ЦК КП (б) Литвы в июне 1949 г. осудил нарушения принципа добровольности. Пленум отметил, что в ряде уездов республики колхозы не получали достаточной помощи в организации хозяйства, во многих колхозах не сразу обобществлялись хозяйственные постройки и инвентарь, земля не сводилась в единый массив, кое-где в колхозы проникали враждебные элементы.
Важную роль в укреплении колхозов, в политическом воспитании колхозников сыграли политотделы МТС, созданные в республиках Прибалтики в конце 1949 г. по решению ЦК ВКП(б).
Исправляя ошибки, преодолевая недостатки и трудности, партийные организации повышали уровень руководства колхозным строительством. Процесс коллективизации вступил в завершающий этап: к началу 1952 г. в Литовской ССР было коллективизировано 94,1% всех крестьянских хозяйств; в Латвии к декабрю-1951 г.— 98,4, в Эстонии к 1 июля 1951 г,— 95,5% крестьянских хозяйств. Практически к концу 1951 г. социалистическое преобразование деревни в Латвии, Литве и Эстонии было завершено. Колхозный строй полностью победил. Это была великая победа в. строительстве социализма в советских республиках Прибалтики. | |
Просмотров: 1105 | |