Вопросы развития народного хозяйства республик, прежде всего индустрии, транспорта, стали предметом обсуждения пленумов ЦК компартий Литвы, Латвии, Эстонии и сессий Верховных Советов этих республик. Так, в апреле 1946 г. пленум ЦК Компартии Латвии принял решение, в котором подчеркивалось, что в первую очередь должны восстанавливаться и развиваться такие отрасли промышленности, как энергетика, машиностроение, топливная и химическая промышленность, а также производство строительных материалов.
Передовые коллективы предприятий Литвы, Латвии и Эстонии выступили инициаторами социалистического соревнования за выполнение четвертого пятилетнего плана. Размах восстановительных работ возрастал с каждым годом, благодаря чему восстановление промышленности в Латвии и Эстонии в основном завершилось уже в 1947 г., а в Литве — в 1948 г. Одновременно с восстановлением промышленности осуществлялась ее техническая реконструкция, развертывалось большое новое строительство.
Первоочередными задачами всех республик были восстановление, реконструкция и расширение энергетической базы. С большим размахом велись восстановительные работы на Кегумской ГЭС, Рижской, Даугавпилсской, Вильнюсской, Петрашюнской, Клайпедской и других электростанциях. На разбор развалин и восстановление зданий выходили коллективы предприятий, трудящиеся городов. Заказы восстанавливаемых электростанций срочно выполнялись предприятиями Риги, Вильнюса и Таллина. Большая помощь шла из Ленинграда и Москвы: только в Латвию из этих городов было завезено 600 вагонов оборудования. Крупнейшая электростанция Прибалтики — Кегумская ГЭС — к 1947 г. достигла довоенной мощности. Строились новые электростанции: в конце пятилетки вступила в действие первая очередь тепловой электростанции в Вильнюсе, в 1949 г.— теплоэлектростанция в Кохтла-Ярве, в 1951 г.— в Ахтме (обе на базе горючих сланцев).
В 1950 г. во всех Прибалтийских республиках было выработано 1149,3 млн. кВт-ч электроэнергии вместо 239,9 млн. в 1945 г. и 522,1 млн. кВт-ч в 1940 г. Рост производства электроэнергии и восстановление линий электропередач обеспечивали успешный ход восстановления и реконструкции промышленности.
Восстанавливалась и расширялась топливная база республик Прибалтики на основе использования местных богатых запасов торфа, сланца и газа. В Латвии в 1948 г. было восстановлено и реконструировано 25 торфопредприятий, построены торфобрикетный завод «Наложи» и другие. Торфяная промышленность была технически перевооружена. Экскаваторы, канавокопатели, электромоторы, автомашины, транспортеры и другое оборудование облегчили тяжелый труд рабочих-торфяников, повысили его производительность. На латвийском торфопредприятии «Наложи» впервые был освоен фрезерный способ добычи торфа, не требующий большой затраты труда. В 1948 г. сотрудники Таллинского политехнического института совместно с работниками завода «Ильма-рине» и торфобрикетным заводом «Тоотси» сконструировали и пустили в ход фрезерный торфяной комбайн, заменивший труд 100 рабочих. Добыча торфа в Прибалтийских республиках резко возросла и в 1950 г. достигла 1958 тыс. т вместо 598 тыс. в 1940 г. и 382 тыс. т в 1945 г.
В Эстонии, богатой горючими сланцами, бурно развивалась газосланцевая промышленность. В короткий срок были восстановлены и сданы в эксплуатацию старые сланцевые шахты, часть из них реконструировали, так же как и сланцеперерабатывающие заводы «Кохтла-Ярве», «Кивиыли», «Кохтла». В 1945 г. началось строительство газосланцевого комбината в Кохтла-Ярве, первая очередь которого вместе с газопроводом до Ленинграда уже через три года вступила в строй. В 1953 г. газ пришел и в Таллин. Реконструкция и новое строительство шахт и сланцеперерабатывающих заводов сопровождались их полным техническим перевооружением. На новых шахтах была введена камерно-столбовая система добычи сланцев с механизированной зарубкой и доставкой. В 1950 г. в Эстонии было добыто 3543 тыс. т сланца вместо 1892 тыс. в 1940 г. и 861 тыс. т в 1945 г. Производство газа к 1950 г. выросло до 173 млн. кубометров вместо 1,7 млн. в 1940 г.
Были полностью восстановлены и подверглись коренной реконструкции предприятия металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. В Латвии неузнаваемы стали заводы ВЭФ, вагоностроительный, «Сарканас металлурге», «Радиотехника», «Саркана звайгзне» и др. Восстановленные и реконструированные предприятия Литвы освоили выпуск новой продукции. Так, завод «Эльфа» стал производить электромоторы и радиоприемники, заводы «Металлистас» и «Нерис» — крупные котлы для отопительной сети городов. Были реконструированы таллинский электромоторный завод «Вольта», паровозоремонтный завод имени М. И. Калинина, завод «Ильмарине», Таллинский машиностроительный и др.
Во всех Прибалтийских республиках строились новые крупные предприятия и возникали новые отрасли индустрии. В Латвии дальнейшее развитие получили машиностроение, приборостроение, радиопромышленность. В Литве заново создавались электротехническая, приборостроительная, станкостроительная и судостроительная промышленность. В Эстонии развивались электротехническая промышленность, производство оборудования для сланцегазовых и пищевых предприятий. Быстрое развитие машиностроительных и металлообрабатывающих отраслей играло решающую роль в индустриализации Прибалтийских республик.
Наряду с предприятиями группы А восстанавливались и реконструировались предприятия легкой и пищевой промышленности. Большие работы были проведены на латвийских фабриках (Елгавской льнопрядильной, «Большевичка», «Рекорд», «Мери-но», «Саркана Балтия»), на кожевенном и химическом заводах («Коммунар», «Сарканас квадрате») и др. Реконструировались литовские текстильные фабрики «Триничяй», «Гульбе», «Дробе», кожевенно-обувной комбинат «Эльняс» в Шяуляе и др. Большие капиталовложения потребовались на восстановление и расширение крупнейших предприятий легкой промышленности Эстонии — Кренгольмской и Балтийской мануфактур. К 1950 г. в основном они были восстановлены так же, как и многие предприятия молочной, мясной, сахарной, рыбной и других отраслей индустрии.
В целом промышленность Прибалтийских республик уже в 1946—1948 гг. перешагнула довоенный уровень, а в 1950 г. объем промышленного производства Литовской ССР превышал уровень 1940 г. в 1,9 раза, Латвийской — более чем в 3, Эстонской — в 3,4 раза.
Большая работа велась на транспорте, в морских и речных портах. Только в Латвии к 1949 г. восстановили 1700 км железных дорог, построили крупные мосты, 56 вокзалов и 15 депо. Заново отстроили Рижский, Таллинский и Клайпедский порты.
В конце 1948 — начале 1949 г. на съездах компартий Литвы, Латвии и Эстонии были рассмотрены первые итоги индустриализации каждой из республик и намечены пути дальнейшего осуществления этой исторической задачи.
Индустриальное развитие Прибалтийских республик сопровождалось глубокими переменами в рядах рабочего класса: он значительно вырос численно, изменились его состав и отношение к труду, возросли его политическая активность и роль в социальном преобразовании общества.
В 1945 и частично в 1946 г. важную роль в обеспечении предприятий рабочей силой играли трудовые мобилизации, в последующие годы на первый план выдвинулся оргнабор по договорам, а также наем рабочих самими предприятиями. Основным источником пополнения рядов рабочего класса было крестьянство. В 1946—1947 гг. значительное пополнение пришло в связи с демобилизацией. В ФЗО, ремесленных училищах, профтехучилищах за годы четвертой пятилетки было подготовлено 65,4 тыс. рабочих. Квалифицированные рабочие для новых отраслей — турбостроения, станкостроения, электромашиностроения и др.— готовились на предприятиях Ленинграда, Москвы, Киева, Харькова, Минска, Таллина, Риги и Вильнюса.
Сформировались новые отряды рабочих: станкостроителей, приборостроителей, судостроителей, промышленности стройматериалов, газосланцевой промышленности.
Рабочий класс Прибалтийских республик не был однороден. Костяк его составляли кадровые рабочие. На старых предприятиях было немало потомственных рабочих, проработавших по 25—30 лет и более. Однако в промышленность вовлекались все новые и новые отряды рабочих из крестьян, кустарей, ремесленников, женщин-домохозяек, бывших мелких торговцев. Многие предприятия, особенно те, которые вырастали в сельской местности (строительных материалов, легкой и пищевой промышленности), целиком комплектовались из их числа. Партийные организации предприятий вели большую работу с рабочими, воспитывали у них новое отношение к труду, к социалистической собственности, вовлекали их в общественную жизнь предприятия. Дух коллективизма, товарищества и взаимопомощи постепенно вытеснял частнособственническую, индивидуалистическую психологию. Шла сложная перековка огромной массы бывших крестьян, ремесленников и кустарей. В этом трудном процессе партийные организации опирались на кадровых рабочих Прибалтики, демобилизованных воинов эстонских, латышских и литовских частей Советской Армии, а также на квалифицированных рабочих, прибывших из других братских республик.
Неуклонно росли организованность и социалистическая сознательность рабочих Прибалтийских республик, повышалась их политическая и трудовая активность в борьбе за построение социализма. Так, на рижском электротехническом заводе ВЭФ в 1940 г. был всего один коммунист — директор завода Г. И. Гайле. В конце четвертой пятилетки партийная организация завода уже насчитывала свыше 500 человек. На Рижском вагоностроительном заводе весной 1945 г. было 4 коммуниста, в 1950 г.— уже 200. В конце пятилетки там было свыше 950 новаторов и передовиков производства; почти все рабочие завода перевыполняли производственные задания. В социалистическом соревновании участвовало большинство рабочих предприятий Прибалтики.
Все большее число рабочих выдвигалось к руководству производственными участками и предприятиями, на государственную и общественную работу. Например, за 1946—1948 гг. на руководящую работу в Литве было выдвинуто 9125 человек, в основном рабочих. Рабочий класс советских республик Прибалтики приобретал новые черты — черты социалистического класса, осуществляющего государственное руководство обществом. | |
Просмотров: 761 | |