Большую опасность для дела социалистического строительства в молодых республиках и областях в первые послевоенные годы представляли вооруженные буржуазно-националистические банды. Большинство их было сформировано еще в период отступления фашистских оккупантов при помощи немецкого командования из остатков эксплуататорских классов и частично из обманутого и запуганного населения. Эти банды обычно скрывались в лесах, были хорошо оснащены оставленным при отступлении гитлеровцев оружием.
Не находя социальной опоры внутри страны, буржуазные националисты ориентировались главным образом на силы извне, на помощь западных держав, которые отказывались признавать установившуюся в Прибалтике Советскую власть и социалистический строй, вхождение этих республик в состав СССР. Империалистические государства всемерно поддерживали контрреволюционное
подполье в его преступной борьбе против народной власти, против социалистического строительства.
Буржуазные националисты вели среди населения злостную антисоветскую пропаганду, использовали в этих целях трудности в советском и хозяйственном строительстве, которые ощущались в первые послевоенные годы. Они пытались сеять среди населения смуту, распускали лживые слухи, разбрасывали антисоветские листовки. Особенно враждебно они реагировали на такие политические и хозяйственные мероприятия Советского государства, как проведение земельной реформы, выборы в Советы, строительство колхозов.
Созданные буржуазными националистами вооруженные банды развернули ожесточенную борьбу против Советской власти, чинили зверскую расправу над партийными и советскими работниками, над населением, которое поддерживало Советскую власть и участвовало в социалистическом строительстве. Свою преступную деятельность они вели главным образом в сельской местности.
Много горя принесли эти банды трудящимся Латвии, Литвы, Эстонии, западных областей Белоруссии и Украины. В Эстонии с ноября 1944 до ноября 1947 г. вооруженные банды совершили 773 нападения на волостные и сельские Советы, кооперативы, руководящий сельский актив. В июле 1945 г. в Макашенской волости Резекненского уезда Латвии банда, возглавляемая бывшим полицейским, убила крестьянку Ломакину, ее дочь и двухлетнего внука, разграбила дом. В Галенской волости эта же банда убила жену советского активиста Скуя, разграбила и сожгла дом и другие постройки. В Валмиерском районе бандиты убили секретаря уездного комитета Коммунистической партии Р. Зариня. В восточных районах республики ксендз Юхневич в течение двух лет руководил вооруженной бандой, называвшей себя «Союзом латышских партизан — защитников родины». Бандиты пытались срывать заготовки хлеба и леса; только в 1947 г. на лесозаготовках они убили 11 активистов. Сочетая большую политико-массовую работу среди населения с репрессиями против непримиримых врагов, удалось к 1948 г. с бандитизмом в Латвии и Эстонии в основном покончить.
Большие размеры приняла террористическая деятельность буржуазно-националистических и кулацких элементов в Литве. В феврале 1945 г. Президиум Верховного Совета, Совет Народных Комиссаров республики и Центральный Комитет КП (б) Литвы опубликовали «Обращение к литовскому народу», в котором разоблачалась антинародная сущность деятельности литовских буржуазных националистов и их банд. «Обязанность каждого гражданина,— говорилось в Обращении,— включиться в борьбу против литовско-немецких бандитов и всех тех, кто их поддерживает. Чем скорее ликвидируем националистические банды, тем скорее и легче осилим те трудности, которые принесла война, начатая Гитлером, тем скорее будут ликвидированы тяжелые последствия немецкой оккупации, тем успешнее будут развиваться наша промышленность, наше сельское хозяйство, наша национальная культура...» Тем, кто немедленно порывал с бандами и возвращался к мирному труду, гарантировалось прощение за преступления, совершенные ими перед Родиной.
Партийные организации провели большую работу по разъяснению среди населения этого Обращения. Только в июне 1945 г. большая групца партийных и советских работников, командированных ЦК КП (б) Литвы, провела в 14 уездах республики 1087 собраний, на которых присутствовало около 240 тыс. человек. Часть обманутых националистами людей уже тогда вышла из банд. Однако размах политической работы среди населения был еще недостаточным. VI Пленум ЦК КП (б) Литвы (26—28 июля 1945 г.), обсудивший вопрос «О состоянии и задачах партийно-политической работы в Расейнском и Кедайнском уездах», отметил, что укомы партии этих уездов «не приняли всех необходимых мер к выполнению постановления ЦК ВКП(б) от 30 октября 1944 г. «О недостатках и задачах в области политической работы партийной организации Литовской ССР». Партийно-политическая работа среди трудящихся в уездах продолжает оставаться на низком уровне. Укомы не организовали систематической политической работы в массах по разоблачению контрреволюционной сущности буржуазно-националистической идеологии и предательской роли литовско-немецких националистов». Пленум отметил, что «эти недостатки в постановке политической работы имеют место и в ряде других уездных и городских партийных организаций Республики».
Пленум ЦК КП (б) Литвы обязал партийные организации обеспечить неуклонное проведение в жизнь постановления ЦК ВКП(б) от 30 октября 1944 года «О недостатках и задачах в области политической работы партийной организации Литовской ССР», «решительно улучшить политическую работу среди трудящихся республики, еще теснее сплотить рабочих, трудящихся крестьян, интеллигенцию вокруг большевистской партии... и мобилизовать массы... на борьбу за полный разгром литовско-немецких националистов». Партийная организация Литвы еще шире развернула организаторскую и массово-политическую работу среди населения. Решительно и последовательно разоблачались клевета и демагогия буржуазных националистов, враждебная деятельность националистических банд, их зверства и насилия над населением.
Вместе с тем принимались меры по устранению недостатков и ошибок в деятельности советских органов и укреплению их связей с массами трудящихся. Эта большая работа дала свои результаты. Уже летом 1946 г. в политическом положении республики наступило определенное улучшение. Значительно укрепились местные Советы и их связи с массами. Трудящиеся все активнее включались в борьбу с буржуазно-националистическими бандами. Из бедняков, батраков, рабочих совхозов, сельских коммунистов и комсомольцев формировались отряды народных защитников. К 1948 г. в Литве имелось почти 300 отрядов защиты народа, а в апилинках и деревнях — более 800 групп самозащиты.
Наиболее закоренелые враги советского строя, продолжавшие свою преступную деятельность, оказались под ударами вооруженных сил диктатуры пролетариата. Уже к марту 1946 г. были ликвидированы крупнейшие антисоветские контрреволюционные организации. Многие участники банд, осознав безнадежность дальнейшего сопротивления, сами сдались в руки властей. Однако действия отдельных банд еще продолжались. С ними полностью было покончено к началу 50-х годов.
Особенно широкий размах бандитизм принял в западных областях Украины. Здесь буржуазные националисты совершили чудовищные преступления, жертвами которых стали тысячи советских людей — строителей новой, социалистической жизни. Во Львове националистами был зверски убит известный украинский писателю и публицист Ярослав Галан.
На судебном процессе одной из банд в Тернопольской области был оглашен дневник ее главаря, в котором «учитывались» совершавшиеся бандитами злодеяния. Там, например, было записано, что они убили: Бобрика — как активиста, на всех митингах и собраниях заявлявшего о том, что он 20 лет мечтал о Советской власти, а в 1940 г. организовал колхоз; В. Браткова — за то, что хвалил Советскую власть, а буржуазных националистов разоблачал; 52-летнюю колхозницу Хомету — за то, что несмотря на предостережения, она все же вступила в колхоз. Бандиты сами признавали, что убивали людей «только за то, что они строили новую жизнь без кулаков и помещиков».
Правительство Советской Украины обратилось к участникам банд, особенно к тем, которые были обмануты буржуазными националистами, с призывом прекратить борьбу и явиться с повинной. Многие из них вернулись к созидательному труду. Так, с ноября 1944 до января 1945 г. в Львовской области пришли с повинной 1736 человек, в Станиславской — 5134 человека.
Сопротивление социалистическому строительству оказывали буржуазно-националистические элементы и в правобережных районах Молдавии. Однако степень и масштабы этой борьбы здесь были значительно меньше, чем в Прибалтике или западных областях Украины.
Успехи социалистического строительства, коллективизация сельского хозяйства, ликвидация кулачества как класса в этих республиках и областях способствовали окончательному искоренению бандитизма. Разгром контрреволюционных банд в свою очередь способствовал упрочению Советской власти в новых республиках и районах, широкому вовлечению народных масс в проведение социалистических преобразований, росту авторитета Коммунистической партии. | |
Просмотров: 1002 | |