Пафос победы, одержанной над фашизмом, энтузиазм народных масс, проявленный при восстановлении разрушенного хозяйства, героические усилия народа в борьбе с трудностями послевоенного периода нашли художественное выражение в советской литературе и искусстве и определили основное направление творчества художников. Лучшие произведения, созданные ими в тот период, отражали ратные и трудовые подвиги народа, играли важную роль в коммунистическом воспитании народа.
Замечательные традиции советского искусства значительно обогатились и получили дальнейшее развитие. Подавляющее большинство писателей и художников прочно стояли на позициях социалистического реализма и были объединены стремлением, как и в годы Великой Отечественной войны, быть на передовых участках борьбы. Тема мирного созидания, духовного обновления советского народа, величия советского человека, одержавшего невиданную в истории победу над фашизмом, занимает главное место в литературе и искусстве тех лет. В послевоенный период появились выдающиеся произведения литературы и искусства, явившиеся своеобразной художественной летописью жизни советского народа. Оци были сильны своей неразрывной связью с жизнью народа, с основными принципами марксистско-ленинской теории.
Высокая идейность, правдивое изображение жизни советского общества в революционном развитии, народность, высокое художественное мастерство — эти незыблемые основы советской эстетики составляли внутреннюю сущность, силу нашей литературы и искусства и определили их развитие. Возросли воспитательная роль литературы и искусства, их связь с народом.
Вместе с тем в послевоенном развитии советской литературы и искусства появились некоторые негативные явления. На страницах отдельных журналов («Ленинград», «Звезда») публиковались слабые в идейном и художественном отношениях произведения, проникнутые духом пессимизма и аполитичности. В некоторых из них советский человек изображался в искаженном виде. В репертуаре драматических театров незначительное место занимали пьесы на современную тему. В спектаклях на исторические темы подчас неверно освещалось прошлое (идеализировалась деятельность царей, ханов, вельмож). В отборе произведений иностранных авторов отсутствовала должная принципиальность. В музыке имело место увлечение формалистическими «новшествами». В литературе, театре, кино, изобразительном искусстве появились произведения, в которых были заметны отход от реалистического, правдивого изображения противоречий действительности, замазывание трудностей. Эти отрицательные явления были вскрыты и осуждены ЦК ВКП(б) в постановлениях, принятых в 1946—1948 гг. («О журналах „Звезда11 и „Ленинград”» , «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме „Большая жизнь”», «Об опере В. Мурадели „Великая дружба”»). В этих постановлениях перед творческой интеллигенцией были поставлены в качестве главпых задач повышение роли литературы и искусства в коммунистическом воспитании советских людей, активное вторжение в жизнь, показ героических усилий советского народа в восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства, раскрытие духовного богатства и высокого морального облика советского человека. ЦК партии остро поставил вопрос о необходимости повышения идейного и художественного уровня советской литературы и искусства, удовлетворения всевозрастающих духовных запросов советского народа. Были подчеркнуты значение ленинского принципа партийности в художественном творчестве, роль марксистско-ленинского мировоззрения в правдивом изображении, сложных процессов, происходящих в жизни советского народа — строителя новой жизни, непреходящее значение метода социалистического реализма.
В условиях обострения идеологической борьбы, когда представители реакционного буржуазного лагеря усилили свои нападки на социализм, партия обратила внимание работников искусства и литературы на необходимость дать отпор враждебной пропаганде, вести борьбу с некритическим восприятием буржуазной культуры, воспитывать советскую молодежь в духе патриотизма, пролетарского интернационализма, революционных, большевистских, боевых и трудовых традиций. Партия решительно осудила проявление декадентских тенденций, формалистического трюкачества и мнимого «новаторства», ведущих к отрыву от современности, и подчеркнула великое значение демократических, народных традиций русских классиков. Принципы социалистического реализма, партийности и народности в постановлениях ЦК партии и выступлениях партийной печати отстаивались как незыблемая основа советского искусства, определяющая его жизненную силу и идейное богатство. В этом заключалось принципиальное значение указанных постановлений.
Вместе с тем ЦК КПСС 28 мая 1958 г. отметил, что в постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере В. Мурадели „Великая дружба11», «правильно определившем направление развития советского искусства на пути народности и реализма и содержавшем справедливую критику ошибочных, формалистических тенденций в музыке, в то же время были допущены некоторые несправедливые и неоправданно резкие оценки творчества ряда талантливых советских композиторов...» *. Следует также отметить, что при обсуждении и реализации постановлений ЦК ВКП(б) 1946—1948 гг. по вопросам литературы и искусства в творческих организациях и печати порой творческое обсуждение художественных проблем подменялось администрированием, наклеиванием ярлыков, необоснованно критиковались одни и расхваливались другие произведения литературы и искусства.
Постановления ЦК Коммунистической партии были в целом глубоко поняты и правильно восприняты художественной интеллигенцией. Эти постановления сыграли положительную роль в мобилизации творческих сил на решение главных задач, стоявших перед литературой и искусством.
| |
Просмотров: 906 | |