Конкретизируя свой проект создания системы коллективной безопасности в Европе, выдвинутый на совещании министров иностранных дел в Берлине, Советский Союз в марте 1954 г. предложил включить в эту систему и США. Одновременно была выражена готовность рассмотреть совместно с заинтересованными правительствами вопрос о присоединении СССР к Североатлантическому договору, имея в виду, что с вступлением СССР в эту организацию она утратит характер замкнутой военной группировки, направленной против Советского Союза и других социалистических стран. В основу советского проекта договора были положены принцип коллективных действий его участников против угрозы вооруженного нападения на любое государство — участника соглашения, а также сотрудничество в экономической области. В июле 1954 г. Советское правительство предложило созвать совещание всех европейских государств для обсуждения вопроса о создании европейской системы коллективной безопасности. Правительства западных держав отклонили это предложение.
Тогда Советский Союз предложил обсудить этот вопрос на совещании министров иностранных дел четырех держав, но и это предложение было отвергнуто западными державами. Они продолжали и расширяли опасную политику сколачивания военных блоков. В сентябре—октябре 1954 г. на совещании девяти держав в Лондоне, а затем на парижских совещаниях с участием ФРГ была создана новая военно-политическая группировка — так называемый Западноевропейский союз — с участием Западной Германии. На последовавших затем совещаниях в Париже были приняты решения о формировании западногерманской армии в 500 тыс. человек и о включении ФРГ в НАТО.
Это означало, что в Европе возникла новая обстановка, чреватая серьезной угрозой всеобщему миру. Нотой от 23 октября 1954 г. Советский Союз предупредил правительства США, Англии и Франции, что, если дело дойдет до восстановления германского милитаризма и вовлечения ФРГ в агрессивные военные группировки, раскол Германии накрепко и надолго будет закреплен. Советское правительство предложило созвать в ноябре 1954 г. совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции для рассмотрения германского вопроса и о создании системы коллективной безопасности в Европе. Но западные державы снова не приняли предложения Советского Союза. Тогда же Советское правительство предупредило правительства Англии, Франции, что принятие и осуществление лондонских и парижских решений находятся в явном противоречии с франко-советским договором 1944 г. о взаимопомощи и с англо-советским договором 1942 г. о сотрудничестве и взаимопомощи.
Накануне ратификации Парижских соглашений их участниками Советское правительство по согласованию с правительствами Польши и Чехословакии как пограничных с Германией государств обратилось ко всем европейским государствам, а также к США с предложением о безотлагательном созыве в Москве или Париже общеевропейского совещания по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе. Западные государства отрицательно отнеслись к этому предложению.
В Москве 29 ноября — 2 декабря 1954 г. состоялось совещание делегаций СССР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, ГДР, Болгарии, Албании и представителя КНР в качестве наблюдателя, которое обсудило меры по обеспечению мира и безопасности в Европе в связи с созданием Западноевропейского союза с участием милитаризованной Западной Германии. В декларации, принятой совещанием, указывалось, что Парижские соглашения нельзя рассматривать иначе как фактический отказ от урегулирования германской проблемы на миролюбивых демократических началах. Участники совещания обратили внимание всех европейских государств, особенно участников Парижских соглашений, на то, что ратификация этих соглашений будет представлять собой акт, направленный против сохранения мира, на подготовку новой войны против социалистических стран. Государства — участники совещания заявили о своем решении осуществить в случае ратификации Парижских соглашений совместные мероприятия в области организации вооруженных сил и их командования для обеспечения своей безопасности. Они условились вновь рассмотреть положение в том случае, если Парижские соглашения будут ратифицированы. Вместе с тем участники совещания единодушно высказались за создание европейской системы коллективной безопасности.
Но правительства Англии и Франции не вняли всем этим предупреждениям, проникнутым глубокой озабоченностью за судьбы мира и безопасность народов Европы и всей планеты. Они ратифицировали Лондонские и Парижские соглашения. После вступления Парижских соглашений в силу Президиум Верховного Совета СССР денонсировал в мае 1955 г. союзные договоры с Англией и Францией, заключенные в годы второй мировой войны.
Ратификация Парижских соглашений поставила социалистические страны перед необходимостью созыва нового совещания. Оно состоялось 11—14 мая 1955 г. в Варшаве. Учитывая, что вступление в силу Парижских соглашений означало создание военно-агрессивной группировки в Европе, вносило серьезные изменения в политическую обстановку в целом, государства, представленные на Варшавском совещании, в целях координации своих политических и оборонных усилий решили подписать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии со статьей 11 в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения общеевропейского договора Варшавский договор утрачивал свою силу. Заключение Варшавского договора явилось важным фактором обеспечения мира и безопасности в Европе.
К числу вопросов, порожденных второй мировой войной и требовавших своего решения, относился и вопрос о заключении государственного договора с Австрией. На протяжении почти 10 послевоенных лет этот вопрос оставался нерешенным. Советское правительство проявило добрую волю и выступило инициатором его разрешения. 15 мая 1955 г. был заключен Государственный договор с Австрией, обеспечивающий ее развитие как независимого демократического государства, осуществляющего политику постоянного нейтралитета.
Советский Союз пошел навстречу Австрии: освободил ее от уплаты репараций; согласился передать ей германское имущество, находившееся в советской зоне оккупации Австрии; уступил принадлежавшие Советскому Союзу права на нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, являвшиеся частью германских активов в Австрии, в обмен на поставки сырой нефти и т. д. Заключение Государственного договора с Австрией явилось важным вкладом в ликвидацию нерешенных проблем, оставшихся в наследство от второй мировой войны, облегчало переговоры по другим вопросам.
Вскоре в Женеве собралось совещание глав правительств СССР, США, Англии и Франции. Оно проходило с 18 по 23 июля 1955 г. Добиваясь созыва этого совещания, Советское правительство полагало, что на нем удастся наметить путь уменьшения напряженности в международных отношениях, сблизить позиции сторон по основным проблемам мировой политики. Однако с другими намерениями ехал на это совещание президент США Эйзенхауэр. Он пытался использовать совещание для усиления «холодной войны». Уже в первом своем выступлении американский президент выдвинул для обсуждения такие вопросы, как «проблема международного коммунизма», вопрос о народно-демократических странах Восточной Европы и т. п. Вполне естественно, что Советский Союз отклонил попытки постановки подобных вопросов. Мировое общественное мнение требовало переговоров по нерешенным проблемам. В этих условиях президенту США, а также главам правительств Англии и Франции пришлось пойти на известный компромисс при выработке повестки совещания. На нем были обсуждены германский вопрос, вопросы о европейской безопасности, о разоружении, о развитии контактов между Западом и Востоком.
Советская делегация внесла проект общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе. Когда выяснилось, что западные участники совещания возражают против создания системы коллективной безопасности, Советский Союз внес предложение заключить договор о ненападении между существующими в Европе группировками государств и представил соответствующий проект. Советская делегация предложила также проект решения по вопросам сокращения вооружений и запрещения атомного оружия.
Совещание приняло директивы министрам иностранных дел четырех держав, которым было поручено продолжить обсуждение следующих вопросов: европейская безопасность и Германия, разоружение, развитие контактов между Востоком и Западом.
Женевское совещание глав правительств четырех держав показало возможность и полезность встреч глав правительств великих держав для совместных поисков путей решения междуиародтых проблем. Оно привело на некоторое время к известному смятению напряженности в международных отношениях. В печати ?сего мира, в широких кругах мирового общественного мнения утвердился даже термин «дух Женевы» как синоним улучшения международной обстановки.
Однако в реакционных политических кругах и в буржуазной трессе, прежде всего в США, вскоре развернулась ожесточенная кампания против «духа Женевы». Они рассматривали Женевское ювегцание как помеху усилению «холодной войны», гонке вооружений. Не удивительно поэтому, что Женевское совещание министров иностранных дел четырех держав, состоявшееся 27 октября — 16 ноября 1955 г., закончилось без каких-либо существенных результатов. Западные страны отошли от своих позиций, занятых на совещании глав правительств. В декабре 1955 г. на сессии совета НАТО они приняли решение об оснащении вооруженных сил НАТО атомным оружием.
Во второй половине 50-х годов, после вступления в силу Парижских соглашений, западногерманский милитаризм начал превращаться во все более опасный фактор для дела мира в Европе. При поддержке в первую очередь США возросла роль ФРГ в системе НАТО. В 1955—1958 гг. в Западной Германии значительно увеличились военные ассигнования. В марте 1958 г. бундестаг принял резолюцию, предоставившую правительству полномочия на вооружение бундесвера атомным и ракетным оружием. Усиливался реваншистский курс политики правительства Аденауэра в ФРГ.
Вступление ФРГ в НАТО изменило содержание германского вопроса в целом и проблему мирного договора с Германией в том числе. При наличии двух германских государств, развивающихся в противоположных направлениях — социалистическом и капиталистическом, заключение мирного договора имело бы только одно значение — закрепление победы прогрессивных антифашистско-демократических сил над фашизмом и милитаризмом. Только в этом качестве германский мирный договор мог иметь значение как фактор мира и безопасности в Европе и за ее пределами. Но страны НАТО во главе с США не хотели такого договора, гак как принятие его повлекло бы за собой пересмотр их военно-политических позиций в Европе, ликвидацию НАТО. Поэтому они отвергли предложение ГДР (июнь 1957 г.), поддержанное Советским Союзом, о создании конфедерации двух германских государств; отвергли предложение СССР о нормализации положения в Западном Берлине (осень 1958 г.), так же как и советскую программу решения вопросов, касающихся Германии (январь 1959 г.).
Нереалистическая позиция западных держав помешала сближению позиций в германском вопросе на Женевском совещании министров иностранных дел четырех держав в 1959 г. с участием представителей ГДР и ФРГ. Германский вопрос предполагалось обсудить на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции в Париже в мае 1960 г. Но оно было сорвано провокационными действиями США в отношении СССР.
В обстановке нового искусственного раздувания «холодной войны» Советский Союз продолжал упорные поиски путей решения международных проблем. | |
Просмотров: 1389 | |