На базе подъема производительных сил в сельском хозяйстве в 50-х годах совершались важные социально-экономические процессы. Абсолютно и относительно государственная (общенародная) форма социалистической собственности в сельскохозяйственном производстве: увеличились число совхозов и их удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции. Это, с одной стороны, явилось следствием того, что осуществленное в 50-х годах в широком размере освоение целинных и залежных земель шло главным образом по пути создания на этих землях совхозов. С другой стороны, в 50-х годах 13 тыс. колхозов — 15% их общего числа — были преобразованы в совхозы. Значительное число колхозов было преобразовано в совхозы на Востоке, в районах освоения целины, где многоземельные колхозы не справлялись сами с большим объемом работ из-за ограниченности числа членов колхозов. Создавались совхозы на базе колхозов и вокруг больших городов для улучшения снабжения последних овощами, картофелем и т. п. Однако подавляющая масса колхозов, преобразованных в совхозы, представляли собой крайне отсталые хозяйства, которые так и не смогли преодолеть трудности, порожденные войной, окрепнуть, обеспечить рост производства и повышение жизненного уровня колхозников. Первые совхозы на базе экономически слабых колхозов были созданы в 1954 г. Преобразование производилось на выгодных для колхозов условиях. Строго соблюдался принцип добровольности. Вопрос решался голосованием на общем собрании колхозников. Вначале государство полностью выкупало у колхозов все их имущество. Практика показала, что это нецелесообразно, так как значительная часть денежных средств потом переводилась на счет вновь организуемых совхозов, своевременно не использовалась и замораживалась. Поэтому в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 3 мая 1957 г. «О порядке передачи колхозного имущества при преобразовании колхозов в совхозы» предусматривалось, что колхозы преобразуются в совхозы без выкупа имущества, но государство принимает на себя ту часть расходов, которая требуется для выплаты колхозникам по трудодням, для расчетов с организациями и погашения задолженности колхозов по ссудам и другим платежам. Государство дополнительно снабжало вновь созданные совхозы тракторами, различным оборудованием, выделяло большие ассигнования для оплаты труда. Положение бывших колхозников, ставших рабочими совхозов, улучшилось. Это подтверждает такой факт: в 51 совхозе Новгородской, Смоленской, Калужской, Ленинградской областей, организованном на базе колхозов, обследовалось материальное положение рабочих. Оказалось, что их средняя годовая заработная плата составляла в 1956 г. 4177 руб., а в 1952 г. среднегодовой доход колхозников, полученный по трудодням, не превышал 532 руб.
Партийные и советские органы, санкционируя создание совхозов на базе экономически слабых колхозов, подчеркивали в то же время исключительный характер этой меры и обращали внимание на недопустимость ослабления работы по организационнохозяйственному укреплению колхозов. Однако некоторые местные партийные и советские работники, не разобравшись в существе мероприятий по реорганизации отдельных экономически слабых колхозов в совхозы, расценивали их чуть ли не как курс на свертывание колхозной системы и замену колхозов совхозами. Партия своевременно указала на ошибочность таких взглядов. Исторически сложившиеся формы собственности и типы хозяйств не могут меняться произвольно. Они развиваются на основе объективных законов, в соответствии с ростом производительных сил общества. Колхозная форма организации сельскохозяйственного производства и на стадии зрелого социализма не только полностью отвечает уровню развития производительных сил деревни, позволяет эффективно применять новейшие достижения науки и техники, рационально использовать трудовые ресурсы, но и обеспечивает успешное решение социальных проблем деревни, является для колхозного крестьянства школой коммунизма.
Одна из особенностей этого развития сельского хозяйства состояла в быстром росте государственной собственности в деревне. До 1953 г. совхозы занимали по сравнению с колхозами весьма скромное место по объему производства. Колхозы быстрее расширяли производство, чем совхозы. Но в связи с совхозным строительством на целинных землях, а также преобразованием части колхозов в совхозы они как бы поменялись местами. С 1953 по 1956 г. у совхозов посевные площади удвоились, а у колхозов увеличились примерно на 15%. С 1956 г. посевные площади колхозов не только перестали расти, но даже сократились, тогда как в совхозах они систематически увеличивались. В 1960 г. в стране насчитывалось более 7 тыс. совхозов. Их посевные площади достигли 67,2 млн. га и составили в общей посевной площади страны 30,7%. В товарной продукции сельского хозяйства удельный вес совхозов и других государственных хозяйств поднялся с 14% в 1950 г. до 28% в 1960 г., в товарной продукции зерна — с И до 43, мяса —с 20 до 31, молока — с 15 до 30, яиц — с 7 до 21, шерсти — с 5 до 30%.
Это, однако, не означало, что функции колхозов были исчерпаны. Преобразование экономически слабых колхозов в совхозы при относительно крупном масштабе этого мероприятия носило, как известно, частичный характер и было сопряжено с громадными расходами государства. К тому же преобразование колхозов в совхозы производилось иногда без достаточного экономического обоснования. Столбовой дорогой сближения кооперативно-колхозной собственности с общенародной продолжал оставаться всесторонний подъем экономики колхозов и укрепление совхозов.
Рост производительных сил колхозов раздвигал рамки кооперативно-групповой собственности, побуждал к дальнейшему обобществлению. Теперь, когда колхозы сами располагали машинно-тракторным парком, когда неизмеримо возрос объем ремонтных работ и получило размах капитальное строительство, возникла необходимость еще более тесно объединить совместные усилия колхозов и государственных предприятий для решения сложных производственных задач.
Важным мероприятием явилось дальнейшее укрупнение колхозов. В результате в среднем на один колхоз в 1960 г. приходилось 383 двора против 220 в 1953 г., соответственно выросла площадь общественных посевов. Но, несмотря на свои положительные результаты, укрупнение не могло продолжаться безгранично. Разбросанность сельскохозяйственного производства представляла собой серьезное препятствие, во многих случаях затрудняющее руководство и организацию труда в укрупненных колхозах.
В этих условиях приобретал все большее значение другой путь — налаживание разносторонних межколхозных связей. Эти связи существовали и прежде, но тогда они не имели широкого распространения. Усилия колхозов объединялись главным образом для совместного строительства и эксплуатации сельских электростанций, лишь в Среднеазиатских республиках, особенно в Узбекистане, где колхозы благодаря хлопководческому направлению получали высокие доходы, они имели возможность выделять значительные средства на строительство дорог, ирригационных сооружений и т. д. Постепенно межколхозные предприятия получали все более широкое распространение. В 1958 г. насчитывалось более 1 тыс. таких предприятий. Своеобразие состояло в том, что теперь они охватывали самые разные сферы деятельности колхозов. Начали создаваться межколхозные производственные объединения, строительные организации, птицефермы, откормочные свинофермы, автобазы и даже заводы. Колхозы объединяли свои ресурсы для строительства дорог, мостов, школ-интериатов, больниц, электростанций. Наиболее распространенной формой межколхозных организаций были строительные. Если прежде их почти совсем не было, то в 1957 г. число их достигло 609. Особенно большое развитие эти организации получили на Украине, где в 1958 г. 390 межколхозных строительных организаций охватили 68% всех колхозов.
Характерно, что некоторые межколхозные организации находились в тесной связи с государственными. Стали появляться смешанные государственно-колхозные организации: по совместным торфоразработкам, эксплуатации электростанций, содержанию автопарка (совместные автобазы) и т. д.
С созданием межколхозных организаций колхозная собственность выходила за рамки отдельных сельскохозяйственных артелей, она как бы перерастала их. Образование и развитие межколхозных связей были важным шагом, сближавшим колхозную собственность с общенародной.
Процессы обобществления развивались не только вширь, но и вглубь. Общественное колхозное производство все более полно охватывало различные отрасли сельского хозяйства. Доля личного подсобного хозяйства колхозников в общем сельскохозяйственном производстве снижалась. Это, собственно, закономерный процесс, истоки которого обнаруживались с самого появления колхозов.
Если в растениеводстве общественное хозяйство заняло преобладающее место уже в 30-е годы, то в животноводстве длительное время только рабочий скот практически был полностью обобществлен. Что касается продуктивного скота — крупного рогатого, овец, коз, свиней, то в колхозах и совхозах вплоть до 1959 г. его численность была меньше, чем в личных хозяйствах колхозников.
Большие сдвиги в процессе обобществления животноводства произошли после 1956 г., когда особенно усилилось внимание к общественному животноводству как наиболее товарному и производительному. В эти годы поголовье крупного рогатого скота и свиней в общественном хозяйстве увеличивалось быстрыми темпами. В итоге общественное животноводство стало преобладать над личным не только по размерам поголовья различных видов скота (кроме коз), ио и в производстве основной животноводческой продукции — мяса и молока. Общая доля колхозов и совхозов в государственных заготовках мяса составила в 1958 г. 83%, а молока — 92%. Опираясь на расширенное общественное хозяйство колхозов и развитую систему совхозов, государство нашло возможным с 1958 г. отказаться от обязательных поставок продуктов животноводства с личного хозяйства колхозников.
Таким образом, в 50-х годах был достигнут значительный успех в укреплении социалистического сельского хозяйства, повышении его производительности и эффективности и подъеме жизненного уровня его работников. | |
Просмотров: 605 | |