Реорганизация МТС в СССР в 1950-е годы

Успехи, достигнутые в 50-х годах в дальнейшем укреплении колхозов и росте колхозного производства, создали условия и возможности для дальнейшего совершенствования системы производственно-технического обслуживания колхозов.

 

С конца 20-х годов, на протяжении 30 лет, производственно-техническое обслуживание колхозов осуществляли государственные машинно-тракторные станции. МТС сыграли историческую роль в становлении и победе колхозного строя в СССР, в организационно-хозяйственном укреплении колхозов, в развитии колхозного производства. Через МТС осуществлялись технический прогресс в сельском хозяйстве и его перевооружение на базе новой техники, подготовка квалифицированных механизаторских кадров, повышение культуры земледелия и животноводства. Огромный вклад внесли МТС в дальнейшее укрепление колхозов и подъем колхозного производства, достигнутые в 50-х годах.

 

Но в сложившихся новых условиях обслуживание со стороны МТС уже не удовлетворяло многие хозяйства. Колхозы укрупнились. Большинство из них экономически окрепло и представляло собой мощные, высокотоварные хозяйства. Они имели возможность и стремились приобрести в собственность тракторы, комбайны, автомобили, чтобы не только более эффективно использовать их для выполнения основных сельскохозяйственных работ (сев, уборка и т. д.), но и для механизации многих других работ в хозяйстве (в животноводстве, транспортные и строительные, вывозка навоза, снегозадержание и др.), которые, как правило, МТС не выполняли.

 

Это толкало на активные поиски путей совершенствования технического обслуживания колхозов. Эти поиски особенно усилились после XX съезда КПСС, поставившего задачу обеспечить дальнейшую мехаппзацию в сельском хозяйстве, в кратчайший срок перейти от механизации отдельных работ к комплексной мехапизации всего сельскохозяйственного производства, повысить производительность труда в сельском хозяйстве.

 

Наиболее существенные результаты, как показывал опыт, давали те формы, при которых колхозы имели возможность в той или иной степени распоряжаться орудиями производства. Такими формами были передача тракторов и других машин в арендное пользование колхозам, создание тракторно-полеводческих бригад, объединение руководства МТС и колхозов и, наконец, частичная продажа техники в собственность колхозам.

 

Тракторы стали передаваться колхозам в арендное пользование с 1956—1957 гг. Подобные опыты были проведепы в самых различных районах страпы: в Узбекистане, Литве, Горьковской области и др. Колхозы этих районов существенно отличались друг от друга и по направлению хозяйства, и по почвенно-климатическим условиям, но, несмотря на это, все они пришли к одинаковому выводу — самостоятельное использование техники выгодно во всех отношениях. В колхозах возросла выработка на трактор, сократились производственные расходы, снизилась себестоимость продукции. Например, в колхозе «Заветы В. И. Ленина» Горьковской области, взявшем в 1957 г. технику в аренду, план тракторных работ был перевыполнен, Себестоимость их снизилась в 2 раза с лишним, а заработки механизаторов существенно выросли.

 

Не менее эффективной была и другая форма — объединение руководства МТС и колхозов. В 1957 г. такое объединение произвели 12 МТС Ставропольского края и 12 МТС Кубани. В одних случаях директора МТС избирались председателями колхозов, в других — председатели колхозов назначались директорами МТС. Единое руководство благоприятно отразилось на работе колхозов. Только вследствие сокращения управленческих расходов в каждой МТС были сэкономлены десятки тысяч рублей. Улучшились и производственные показатели в использовании техники. Но эта практика, разумеется, могла иметь лишь ограниченное применение — там, где число МТС соответствовало числу колхозов. Машинно-тракторных станций, обслуживающих лишь один колхоз, было немного. В Российской Федерации таких станций имелось всего 110, причем 41 из них в Ставрополье.

 

Более распространенной формой приближения техники к колхозам явились тракторно-полеводческие бригады, создававшиеся с 1956 г. В 1957 г. в 2223 колхозах РСФСР таких бригад насчитывалось уже более 3890, т. е. почти 5% колхозов располагали тракторно-полеводческими бригадами. Они обнаружили большие организационные и экономические преимущества: сокращались простои машин, снижалась себестоимость натуроплаты, высвобождалась рабочая сила.

 

Под влиянием такой практики, ставшей по существу массовой, колхозники убеждались в целесообразности приобретения техники. Уже в начале 1956 г. два председателя колхозов — Е. Колесников и Л. Петров — в письме, опубликованном в журнале «Коммунист», отмечали желательность продажи тракторов колхозам. «Мы сможем использовать тракторы и в зимнее время, и в распутицу,— писали они,— это обеспечит высокую производительность их работы» *.

 

Государство к тому времени продало колхозам некоторое число тракторов. В колхозах стал появляться собственный тракторный парк. Если в 1950 г. колхозы имели всего 2083 трактора, то в 1957 г.— 26,5 тыс. Тракторами располагало более 18 тыс. колхозов, или 23% их общего числа. Правда, пока это были маломощные тракторы, которые применялись в основном на вспомогательных работах.

 

Так, рост производительных сил в деревне влиял на производственные отношения, творчество масс рождало новые формы использования техники. Исходя из этого, Пленум ЦК КПСС 26 февраля 1958 г. принял постановление «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В нем говорилось, что «в интересах дальнейшего подъема социалистического сельского хозяйства страны, развития колхозного строя целесообразно изменить существующий порядок производственно-технического обслуживания колхозов и постепенно реорганизовать машинно-тракторные станции, которые, сыграв большую положительную роль, уже во многом исчерпали свои основные функции. Теперь, когда большинство колхозов в состоянии приобретать и правильно, более производительно использовать тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, целесообразно перейти к продаже этих машин непосредственно колхозам... Машинно-тракторные станции должны быть реорганизованы, в различные сроки с учетом особенностей районов и колхозов, в ремонтно-технические станции (РТС)... В тех районах, где еще не все колхозы имеют возможность приобрести тракторы и другие машины, а главное, не могут правильно использовать эту технику, следует временно сохранить существующий порядок производственно-технического обслуживания таких колхозов через МТС» '. 31 марта 1958 г. Верховный Совет СССР принял соответствующий закон.

 

На основе постановления Пленума ЦК КПСС и закона Верховного Совета СССР 18 апреля 1958 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление, которое детализировало порядок проведения реорганизации МТС. В нем подчеркивалась необходимость постепенного проведения реорганизации МТС на основе глубокого изучения экономики районов и колхозов, учета их возможностей приобрести технику и по-хозяйски ее использовать; предусматривалось предоставление колхозам, которые не могут полностью рассчитаться за приобретаемую технику, расстройки платежей до 5 лет. С колхозов была списана вся задолженность прошлых лет по обязательным поставкам, контрактации и натуральной оплате за работы МТС.

 

Однако во многих районах страны была проявлена неоправданная торопливость в проведении реорганизации МТС без предварительного и глубокого изучения возможностей колхозов приобрести технику и эффективно ее использовать. В основном реорганизация была осуществлена уже в 1958 г. В конце этого Дода в стране сохранилась только десятая часть машинно-тракторных станций (по сравнению с началом года); в начале 1958 г. было 7907 МТС и специализированных станций, на 1 января 1959 г. их оставалось 756. На 1 января 1959 г. 56 791 колхоз приобрел 482 тыс. тракторов и 214,5 тыс. комбайнов — четыре пятых тракторного и две трети комбайнового парка, находившегося в системе МТС. Старые машины продавались по удешевленным ценам с учетом износа. Стоимость и сроки их оплаты определяли на местах комиссии во главе с председателем райисполкома. Всего за купленные машины колхозам надлежало уплатить 16,6 млрд, руб.— на 28% меньше, чем по прейскурантной стоимости. Подавляющее большинство колхозов должно было погасить эту задолженность в течение 1958—1960 гг.

 

На практике в этом деле была допущена известная торопливость. Пример экономически мощных хозяйств, имевших возможность рассчитаться за приобретенную у МТС технику в течение одного года, стремились распространить на все хозяйства. В результате многие слабые колхозы вынуждены были израсходовать на оплату техники средства не только неделимого фонда, но и значительную часть оборотных средств, что отрицательно сказалось на их экономике.

 

На базе МТС было создано 4 тыс. ремонтно-технических станций, на которые были возложены функции ремонта техники, купленной колхозами, оказание помощи колхозам в использовании и техническом обслуживании машинно-тракторного парка; продажа новой техники, запасных частей, нефтепродуктов, удобрений и т. д. колхозам и др. Однако, как отметил на мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев: «В период реорганизации МТС оказалась серьезно подорванной ремонтная база в сельском хозяйстве. Более 600 хорошо оборудованных ремонтных заводов и мастерских были переданы совнархозам и другим несельскохозяйственным организациям. Многие мастерские проданы отдельным колхозам, которые не могут их полностью использовать, в то же время рядом расположенные хозяйства лишены возможности отремонтировать машины» *.

 

С реорганизацией МТС колхозы получили не только технику. Одновременно они пополнились большой армией квалифицированных специалистов и механизаторов сельского хозяйства. Уже в 1958 г. в сельскохозяйственные артели влилось свыше 1 млн. механизаторов и большое число специалистов. Сохранение квалифицированных кадров сельского хозяйства рассматривалось партией и правительством как задача первостепенной важности. Чтобы не распылить этот «золотой фонд», специальная статья закона Верховного Совета СССР предписывала проявить в колхозах необходимое внимание и заботу о материальном обеспечении механизаторов и специалистов сельского хозяйства. Для этих работников, несмотря на то что они переходили в колхозы, сохранялась система государственного социального обеспечения (пенсии) .

 

Часть специалистов МТС осталась в ремонтно-технических станциях, другая же перешла в созданные в связи с реорганизацией районные инспекции по сельскому хозяйству при райисполкомах, на которые возлагались функции пропаганд и внедрения передового опыта, организация семеноводства, племенного дела, землеустройства, ветеринарной службы и др.

 

С реорганизацией МТС, естественно, отпала и натуроплата, которую государство получало от колхозов за выполненную для них МТС работу. Это в корне меняло систему заготовок, поскольку натуроплата была одним из главных источников поступления сельскохозяйственной продукции для государства:       ежегодно

 

только одного зерна в порядке натуроплаты поступало около> 1 млрд, пудов. В 1957 г. в общем объеме заготовок натуроплата составила: зерна — более 50%, картофеля — 28—30, подсолнечника — 36, мяса — 12—15, молока — 10%.

 

Пересмотр системы заготовок диктовался и другими обстоятельствами. Как известно, к моменту реорганизации существовало множество форм заготовок. Сельскохозяйственная продукция заготовлялась по обязательным поставкам, по натуроплате МТС, по закупкам, по контрактации. Причем заготовки одних и тех же продуктов производились по разным ценам. Продукцию, сдаваемую по обязательным поставкам, колхозы продавали по заготовительной, наиболее низкой цене; по государственным закупкам — по закупочной, более высокой, а натуроплата поступала в порядке безденежных расчетов. Что касается контрактуемой продукции, то та часть, которая сдавалась в пределах плана, оплачивалась по одной цене, а сверхплановая часть некоторых продуктов — по значительно более высокой цене (в виде премий-надбавок) .

 

Не говоря уже о том, что множественность форм заготовок мешала удешевлению заготовительного аппарата (в котором были заняты сотни тысяч человек), она создавала большие помехи для развития колхозов. Страдали экономически слабые колхозы. Чаще всего им удавалось выполнить лишь натуроплату и обязательные поставки, т. е. основную массу своей продукции они сдавали по более низким ценам, подчас не возмещавшим производственные затраты. Передовые колхозы, напротив, большую часть продукции сдавали по закупочным ценам, а за ряд продуктов, перевыполняя план контрактации, они получали премии-надбавки. Па-пример, в 1956 г. в Ташкентской области передовые колхозы за центнер сданного хлопка получили почти в 1,5 раза больше, чем колхозы экономически слабые.

 

Июньский (1958 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение отменить обязательные поставки и натуроплату за работу МТС и перейти к единой форме заготовок сельскохозяйственных продуктов в порядке закупок у колхозников по единым ценам, дифференцированным по зонам страны. В целом заготовительные цены были повышены в таком размере, что они не только покрывали себестоимость продукции, но и давали определенную прибыль. Это, однако, относилось не ко всем продуктам. Производство животноводческой продукции оставалось убыточным. Производство зерна —- этой основной культуры — благодаря новой цене сталовилось рентабельным, хотя и не во всех районах. В частности, в обширной Нечерноземной зоне закупочные цены на зерно не покрывали затраты на его производство.

 

Колхозы особенно были заинтересованы в росте доходов, так как им предстояли большие расходы в связи с покупкой техники. Повышая заготовительные цены, государство как раз учитывало это обстоятельство.

Категория: История | Добавил: fantast (27.11.2018)
Просмотров: 9684 | Рейтинг: 3.4/9