Существенным образом изменился и облик советского крестьянства. Прежде всего следует отметить сокращение его абсолютной численности и удельного веса в общей массе населения. Это явилось результатом перехода части колхозников на работу в промышленность, на транспорт, в строительство, что стало возможным благодаря успехам механизации и повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Некоторое уменьшение числа колхозников произошло в результате преобразования части колхозов в совхозы.
Проходивший процесс сближения кооперативно-колхозной формы собственности с общенародной оказывал заметное воздействие на социальную эволюцию крестьянства как класса в направлении сближения его с рабочим классом. С одной стороны, в результате преобразования ряда колхозов в совхозы часть колхозников непосредственно перешла в ряды рабочего класса, с другой — после реорганизации машинно-тракторных станций в колхозы влилась значительная масса рабочих-механизаторов и сельской интеллигенции.
Вовлечение рабочих-механизаторов и специалистов в колхозы способствовало серьезному изменению профессионального состава колхозного крестьянства, сближению крестьянства с рабочим классом и в этом отношении. Если сравнить профессиональный состав работников совхозов и колхозов, то нетрудно убедиться в большом сходстве между ними. Так же как и в совхозах, в колхозах широко применялся индустриальный труд: примерно каждый восьмой колхозник обслуживал машину. На начало 1959 г. в колхозах только механизаторов основных профилей (трактористов, комбайнеров, шоферов) насчитывалось 1671,5 тыс., что составляло около 7% занятых в колхозном производстве. Кроме того, около 1% общего числа работников колхозного производства (240 тыс. человек) были специалистами с высшим и средним образованием. В совхозах удельный вес квалифицированных работников был выше: 14% механизаторов и 3% специалистов. По темпам роста доли квалифицированного труда колхозы обгоняли совхозы. В целом сельское хозяйство по удельному весу квалифицированных работников еще значительно Отставало от промышленности. Тем не менее постоянный рост удельного веса квалифицированных сельскохозяйственных рабочих достаточно ярко свидетельствовал о всемерном развитии процесса превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального.
Изменение характера сельскохозяйственного труда выражалось не только в том, что он становился все более квалифицированным. С течением времени полнее выступал такжё общественный характер труда. Организация производства в колхозах приближалась к совхозной. После реорганизации МТС и продажи техники колхозам здесь так же, как и в совхозах, получили распространение комплексные бригады, в том числе тракторно-полеводческие,— техника и земледелие как бы объединялись организационно. Росло обобществление труда и в межколхозных предприятиях.
Оплата труда колхозников приобрела и по форме, и по характеру много общих черт с заработной платой рабочих. Снизилась доля натуральной части трудодня, выросла денежная часть. На протяжении всей истории колхозов вплоть до начала 50-х годов натуральная оплата была преобладающей. Этим в числе прочих моментов существенно отличалось положение колхозников от положения рабочих, которые всю свою заработную плату получали в денежной форме. В 50-х годах благодаря быстрому росту денежных доходов колхозов труд колхозников все в большей мере оплачивался деньгами. В 1957 г. денежная часть трудодня в среднем по колхозам страны составляла 52 %.
Другим фактором, существенно сближавшим крестьян с рабочими, являлся рост в доходах колхозников доли от общественного хозяйства. Хотя поступления от личного хозяйства в те годы также увеличились, но все же значительно меньше, чем доходы от общественного хозяйства.
Раньше колхозники получали плату за свой труд только в конце сельскохозяйственного периода, когда полностью выявлялись итоги года и выполнялись все обязательства перед государством. Система авансирования тогда не имела в колхозах распространения. Лишь в результате подъема колхозной экономики с середины 50-х годов появилась возможность оплачивать труд колхозника не за счет остатка от дохода, а авансом, не дожидаясь итогов года. Уже в 1956 г. более 40% колхозов страны применяли ежемесячное и 30% — ежеквартальное авансирование колхозников. Стабильность колхозных доходов позволяла гарантировать определенный уровень авансов колхозникам. В результате авансирование логически начало перерастать в гарантированную денежную оплату труда, т. е. по существу в заработную плату.
Однако, несмотря на происшедшие сдвиги, различия между рабочими и колхозниками в формах и характере оплаты труда оставались существенными. Заработная плата рабочих была гарантирована государством. Оплата же труда колхозников зависела от доходов колхозов, многие из которых не в состоянии были пока в такой же степени и на таком же уровне гарантировать оплату, как государство. Сближалось колхозное крестьянство с рабочим классом также и в культурном отношении. Вырос общеобразовательный уровень крестьянского населения. Хотя в целом он был еще ниже, чем в городе, различия в этом отношении сглаживались быстрыми темпами. Как показала Всесоюзная перепись населения 1959 г., в деревне, как и в городе, к тому времени было почти полностью покончено с неграмотностью (в 1939 г. в деревне насчитывалось почти 10 млн. неграмотных). К 1939 г. среди сельского населения имелось 5,1 млн. лиц с высшим, средним и неполным средним образованием, а в 1959 г.— в 4 раза больше (свыше 21 млн. человек). В 1939 г. на селе было в 5 раз меньше, чем в городе, людей с неполным средним и средним образованием, а в начале 1959 г.— только в 1,8 раза. В 1939 г. в сельских местностях лиц с высшим и средним образованием было в 10 раз меньше, чем в городе, а в 1959 г.— в 5,5 раза. | |
Просмотров: 724 | |