Советская литература сделала новый значительный шаг вперед в своем развитии. Писатели, следуя ленинскому принципу партийности литературы, развернули борьбу на два фронта, с одной стороны, против очернительской тенденции, нигилистического охаивания советской действительности, с другой — против приукрашивания, облегченного изображения жизни. Цель этой борьбы — объективное, более глубокое и всестороннее изображение действительности, выявление в ней главного, что определяет ее движение вперед. Борьба эта принесла свои плоды. В литературе в этот период усилился жизнеутверждающий пафос. Советские писатели показывали возросшую активность народных масс, борьбу нового со старым, раскрывали богатство духовного мира советского человека, высоту сознания и чистоту помыслов героев, претворяющих в жизнь мечту о счастье людей.
Думы и чаяния советского народа получили яркое отражение в поэме А. Твардовского «За далью — даль», над которой автор работал в течение 10 лет (1950—1960 гг.). Поэма рисует широкую панораму жизни нашей страны, содержит взволнованные раздумья о прошлом, настоящем и будущем нашей Родины. Поэт раскрывает в жизни народа главное, коренное — могучий созидательный пафос социалистического строительства, всепобеждающую силу ленинских идей, героическую самоотверженность народа, знающего, во имя какой великой идеи он строит, сражается, переносит трудности. Движение нашей Родины к коммунизму показывается в поэме А. Твардовского как непреложный закон истории:
За годом — год, за вехой — веха,
За полосою — полоса.
Нелегок путь.
Но ветер века —
Он в наши дует паруса.
Поэма А. Твардовского «За далью — даль» была удостоена Ленинской премии.
«В большом и малом быть, как Ленин» — вот центральная тема многих поэтических произведений, написанных в тот период. П. Бровка посвящает этой теме поэму «Всегда с Лениным», воспевая величие дел, совершенных советским народом под знаменем Ленина. Лирическое начало в этой поэме сливается с показом размаха коммунистического строительства и приобретает эпическое звучание. М. Рыльский создает цикл стихов «Роза и виноград», в которых философские раздумья о творческих дерзаниях советского человека, преобразующего природу и создающего новую красоту, новое «чудо», согреты глубоким эмоциональным чувством.
Нравственные проблемы отчетливо звучат в лирических стихах многих поэтов, проникают в большие жанры. Советские поэты придают им новое звучание. Расул Гамзатов в поэме «Горянка» воспевает высокие нравственные качества советской молодежи, расцветшие в эпоху социализма. Большое развитие в советской поэзии получает жанр философской лирики. Издаются сборники стихов Е. Винокурова, К. Ваншенкина, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, В. Федорова и др. В их поэтических произведениях громко звучит тема современности, смело поднимаются самые острые вопросы.
Громко зазвучала в советской литературе, в частности в поэзии, тема мира. В цикле поэм «Середина века» В. Луговской поднимает эту тему до философского обобщения, осмысливает ее в историческом аспекте как основной вопрос эпохи. Обращаясь к истории нашей Родины, широко освещая события мировой истории, Луговской страстно обличает мир корысти, наживы, эксплуатации как античеловеческий мир, поэтически славит социализм и нашу страну, открывшую человечеству путь к всеобщему счастью, призывает всех честных людей земного шара грудью встать на защиту мира. Старейший таджикский поэт Мирзо Турсунзаде в цикле стихов «Голос Азии» воспевает движение за мир, широко охватившее страны Востока. Движение за мир в этом цикле стихов связывается с национально-освободительной борьбой и показывается как непреложный закон эпохи, как выражение интересов самых широких народных масс. Мирзо Турсун-заде был удостоен Ленинской премии.
Больших успехов достигли советские прозаики, в чьих произведениях преобладала тема современности. Героика трудовых будней, процесс укрепления коллективистского, демократического принципа в жизни советских людей, формирование новых общественных отношений — эти характерные черты времени нашли художественное отражение во многих произведениях советской литературы.
В повести В. Кожевникова «Знакомьтесь, Балуев» нарисована яркая фигура коммуниста, руководителя и воспитателя, умеющего организовать коллектив на выполнение труднейших задач (строительство нефтепровода в условиях Сибири) и чутко прислушиваться к голосу масс. В романе Б. Кербабаева «Небит-Даг» раскрыты гигантские изменения, происшедшие в облике некогда пустынного края, а теперь ставшего центром нефтяной промышленности Туркмении. Эти изменения показаны прежде всего в образах новых людей, являющихся борцами за коммунистические принципы труда, за развитие творческой инициативы, смелого новаторства, научного дерзания.
Остро поставлены вопросы современности Г. Николаевой в романе «Битва в пути», в котором нашла свое дальнейшее развитие тема рабочего класса. О жизни деревни, о борьбе советских людей за подъем сельского хозяйства правдиво рассказано в очерках В. Овечкина «Районные будни», «Трудная весна» и «Напереднем крае», в ряде рассказов и повестей В. Тендрякова — «Падение Ивана Чупрова», «Не ко двору», «Тугой узел». Несомненным достоинством произведений П. Бровки «Когда сливаются реки», Д. Гранина «После свадьбы», «Повести о директоре МТС и главном агрономе» Г. Николаевой, «Птичка-невеличка» А. Ках-хара, «Слияние вод» М. Ибрагимова и других является показ тех сдвигов, которые происходили в жизни села. Борьба советских людей за подъем сельского хозяйства раскрывается в них как всенародное движение, жизнь в городе и деревне связывается в один узел: показывается помощь рабочего класса колхозам и совхозам, забота партии о подъеме сельского хозяйства.
Большое внимание советская литература и искусство уделяют проблеме формирования характеров молодого поколения, выработке коммунистических принципов жизни, высоких нравственных критериев. В советской литературе 50-х годов широко отражена тема Великой Отечественной войны. Ей посвящено много произведений самых различных жанров. Наиболее яркие из них: рассказ М. Шолохова «Судьба человека», повесть А. Калинина «Суровое поле», пьеса Л. Леонова «Золотая карета», роман Н. Чуковского «Балтийское небо», роман армянского писателя Р. Ко-чара «Дети большого дома» и др. В них раскрыты сила духа советского человека, его непоколебимая уверенность в правоте своего дела, невиданный героизм, проявленный народом в Великой Отечественной войне. Образ Андрея Соколова, созданный М. Шолоховым, стал собирательным. В нем отразились характерные черты простого труженика, вынесшего на своих плечах все тяжести войны. Этот рядовой советский человек встает со страниц рассказа как личность, воплощающая облик народа. В произведениях на тему Великой Отечественной войны проявилась тенденция к более углубленному и всестороннему изображению подвига советского народа, совершенного в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В романах углубился историзм и возросла масштабность философской мысли в охвате событий Великой Отечественной войны, в раскрытии их значения для судеб страны и народа. Писатели приступили к созданию крупных эпических полотен. В 1959 г. вышла книга К. Симонова «Живые и мертвь!е» — первая часть будущей трилогии, правдиво раскрывающей ход войны. К. Федин опубликовал первую книгу романа «Костер» («Вторжение» — 1961), завершающего большое полотно — от предреволюционной эпохи («Первые радости»), гражданской войны («Восемнадцатый год») до начала Великой Отечественной войны («Костер»), Пафосом утверждения величия подвига, совершенного в Великой Отечественной войне, проникнут роман О. Гончара «Человек и оружие» (1960).
Появились новые талантливые произведения, посвященные революции и гражданской войне. Обращаясь к этой теме, писатели раскрывают роль народных масс и Коммунистической партии в борьбе за новую жизнь. В романе М. Стельмаха «Кровь людская — не водица» ярко показано влияние революции на жизнь крестьян. Правдиво рисуя разворот классовой борьбы, остроту обнажавшихся противоречий между богатеями и бедняками в украинском селе, Стельмах раскрывает гуманное содержание революции, благотворное влияние, которое оказывает Советская власть и идеология Коммунистической партии на рост сознания, на пробуждение чувства собственного достоинства в самых глубинах народа. За этот роман М. Стельмах был удостоен Ленинской премии.
О героизме рабочих и крестьян, проявленном в период гражданской войны, рассказывается в романе О. Гончара «Перекоп». Ф. Пестрак завершает свою эпопею «Встретимся на баррикадах», в которой на широком историческом фоне показана революционная борьба в Западной Белоруссии против гнета буржуазнопомещичьей Польши, созданы яркие образы революционеров, раскрыта дружба русского, белорусского и польского народов.
Яркие художественные образы советских людей, строящих новую жизнь, покоряющих природу, борющихся с врагом, создали писатели и поэты: Гафур Гулям, Ш. Р. Рашидов, Р. Файзи (Узбекистан), Мухтар Ауэзов, Г. Мустафин, Г. Мусрепов (Казахстан), Берды Кербабаев, А. Каушутов, Н. Сарыханов (Туркмения), Т. Сыдыкбеков, А. Токомбаев, К. Джантошев (Киргизия), Г. Табидзе, Г. Леонидзе, С. Чиковани (Грузия), Самед Вургун (Азербайджан) и др. Расширились международные связи советской литературы. Этому способствовал 2-й съезд советских писателей, на котором присутствовали многочисленные делегации от прогрессивных зарубежных литератур, а также издание в Советском Союзе нового журнала «Иностранная литература», сплотившего вокруг себя прогрессивных писателей мира. Многие советские писатели и художники участвовали в конгрессах мира, выезжали за границу, принимали практическое участие в пропаганде достижений советской культуры и литературы. Значительное число произведений советских писателей было переведено на иностранные языки, особенно в братских социалистических странах, а также в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
| |
Просмотров: 2565 | |