Развитие литературы и искусства СССР в 50-е годы. Творческий подъём интеллигенции

Новых высот в своем развитии достигли в 50-х годах советские литература и искусство. Для художественной интеллигенции, как и для советского народа в целом, эти годы характерны высоким подъемом политической и творческой активности. Он был предопределен и стимулировался всем ходом общественно-политической, экономической и культурной жизни страны, утверждением ленинских норм во всех сферах развития и деятельности советского общества, укреплением и совершенствованием социалистической демократии. Огромную роль в развитии советской литературы и искусства сыграли решения XX съезда КПСС. Благотворное влияние оказывала ленинская политика ЦК КПСС в области литературы и искусства: внимательное, заботливое отношение к творческой интеллигенции, сплочение ее на принципиальной основе вокруг партии, мобилизация ее сил на выполнение основных задач коммунистического строительства.

 

Важную роль в сплочении художественной интеллигенции и повышении ее творческой активности сыграли съезды творческих союзов. Они стали созываться регулярно, это была демократическая форма обсуждения и решения животрепещущих вопросов художественного творчества. Съезды творческих союзов явились ярким свидетельством повышения активности художественной интеллигенции. Такие съезды прошли во всех национальных республиках. Съездам, как правило, предшествовали творческие дискуссии и конференции на местах.

 

После 20-летнего перерыва в декабре 1954 г. состоялся 2-й Всесоюзный съезд писателей. На нем были подведены итоги развития советской литературы и определены основные задачи, стоявшие перед писателями. В работе съезда приняли участие 720 делегатов — представителей всех национальных литератур Советского Союза. В качестве гостей на съезд прибыли 69 представителей прогрессивных зарубежных литератур. Центральный Комитет КПСС обратился ко 2-му Всесоюзному съезду писателей с приветствием, в котором было подчеркнуто, что главная задача советской литературы и искусства — воспитывать людей в духе коммунизма и коммунистической морали, способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, полному расцвету всех творческих задатков и способностей трудящихся. В мае 1959 г. состоялся 3-й Всесоюзный съезд писателей.

 

В декабре 1958 г. состоялся 1-й съезд писателей РСФСР, на котором был образован Союз писателей Российской Федерации. На съезде были обсуждены такие важные вопросы развития советской литературы, как проблема современности, изображение героя наших дней, развитие метода социалистического реализма, укрепление принципа коммунистической партийности. В эти годы состоялись съезды и собрания работников изобразительных искусств в союзных республиках, краях, областях и крупных городах. Повсеместно прошли творческие конференции, на которых художники, скульпторы, графики горячо обсуждали состояние и задачи изобразительного искусства, критиковали отступления от принципов социалистического реализма, тенденции к парадности, поверхностной иллюстративности и т. д., проявившиеся в творчестве некоторых художников. Были осуждены факты администрирования, имевшие место в художественных организациях, а также попытки отдельных групп художников занять монопольное положение на фронте изобразительного искусства. Вместе с тем художественная общественность дала решительный отпор попыткам под флагом борьбы с ошибками и недостатками на фронте изобразительного искусства отойти от принципов социалистического реализма.

 

Важным событием явился Всесоюзный съезд художников в феврале — марте 1957 г. ЦК КПСС в приветствии съезду призвал художников к созданию таких произведений, которые бы достойно отображали исторические свершения советского народа: «Это значит воплощать их во всем величии и правдивости, не допуская фальшивого приукрашивания, лакировки и не впадая вместе с тем в искажение действительности, при котором трудности и противоречия строительства новой жизни закрывают великие’ завоевания народа, ясную и победоносную перспективу нашего движения к коммунизму» *. ЦК призвал художников создавать произведения, имеющие большое общественное содержание, совершенные по форме, вести неустанную борьбу с формалистическими тенденциями, чуждыми социалистическому реализму. Съезд завершил работу по созданию единого многонационального Союза художников СССР и утвердил его устав. В 1957 г. Союз художников СССР насчитывал 7,4 тыс. членов.

 

В марте—апреле 1957 г. состоялся 2-й Всесоюзный съезд советских композиторов. В приветствии съезду ЦК КПСС призвал композиторов в своих творениях отражать действительность в волнующих, прекрасных поэтических образах, проникнутых оптимизмом и высокой человечностью, пафосом созидания и духом коллективизма.

 

Росту творческой активности художественной интеллигенции способствовало создание Союза работников кинематографии СССР, Союза художников РСФСР и других новых творческих объединений, а также новых общественно-политических и литературнохудожественных журналов («Москва», «Юность», «Нева», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Урал», «Дон» и др.).

 

Благотворно на развитии литературы и искусства сказались творческие дискуссии, проведенные в 50-х годах (о проблеме современности и изображении героя нашего времени, о реализме в мировой литературе, о лирической поэзии и др.), развернувшаяся борьба с догматизмом, субъективизмом, с отрицательными проявлениями культа личности Сталина в литературе и искусстве.

 

Огромное большинство творческой интеллигенции правильно восприняло и горячо поддержало борьбу Коммунистической партии за полное утверждение ленинских норм во всех сферах жизни советского общества. Однако некоторые писатели и художники неверно поняли борьбу партии с культом личности. В печати появились произведения, односторонне показывающие советскую действительность, выискивающие в ней только отрицательные явления и ошибки. В отдельных статьях все искусство предшествующего периода объявлялось «лакировочным» и неправдивым, ставился под сомнение метод социалистического реализма. Эти неверные взгляды отдельных критиков и писателей получили дружный отпор в среде художественной интеллигенции.

 

Работники литературы и искусства, воспитанные на ленинских традициях, прочно стояли на позициях коммунистической партийности. Советские писатели и художники теснее сплотились вокруг Коммунистической партии. Их воодушевляло стремление выполнить исторические задачи, намеченные партией. Основой успешного развития литературы и искусства явились теснейшая связь писателей и художников с жизнью народа, активное участие художественной интеллигенции в коммунистическом строительстве.

Категория: История | Добавил: fantast (28.11.2018)
Просмотров: 1547 | Рейтинг: 0.0/0