Оказавшись перед фактом отказа Германии и Польши от участия в Восточном пакте, а также убедившись в саботировании этого пакта английским правительством, Советское правительство решило предпринять новые усилия в деле организации коллективной защиты мира: с этой целью оно обратилось к Парижу с предложением заключить договор о взаимной помощи. Выдвигая идею заключения пакта о взаимной помощи с Францией и Чехословакией, выступавшими в то время за сохранение мира, партия и правительство руководствовались указанием В. И. Ленина, который еще в 1918 г. подчеркивал, что Советская Россия не отказывается «от военных соглашений с одной из империалистских коалиций против другой в таких случаях, когда это соглашение, не нарушая основ Советской власти, могло бы укрепить ее положение и парализовать натиск на нее какой-либо империалистской державы...» *.
Учитывая все возраставшую для Франции опасность, исходившую от фашистской Германии, которая в это время уже ввела всеобщую воинскую повинность и приступила к созданию военной авиации, французское правительство без дальнейших проволочек согласилось заключить договор с СССР, который и был подписан 2 мая 1935 г. в Париже. В протоколе подписания СССР и Франция заявили, что они продолжают считать желательным заключение регионального соглашения. В сообщении от 16 мая 1935 г., опубликованном в связи с пребыванием французского министра иностранных дел в Москве, еще раз отмечалось, что заключение франко-советского пакта о взаимной помощи «отнюдь не уменьшило значения безотлагательного осуществления регионального восточноевропейского пакта, в составе ранее намечавшихся государств, и содержащего обязательства ненападения, консультации и неоказания помощи агрессору» 1 2.
Договаривающиеся стороны соглашались в том, что если одна из них оказалась бы под угрозой нападения какого-либо европейского государства, то они должны были немедленно консультироваться в целях принятия мер согласно статье 10 Устава Лиги Наций, предусматривавшей взаимные гарантии территориальной целостности государств — членов Лиги. Статья 2 договора гласила, что в случае, если Франция или СССР окажутся объектом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, то они окажут друг другу немедленную помощь и поддержку, действуя согласно статье 1б Устава Лиги Наций, которая предусматривала меры военного характера. Статья 4 устанавливала, что договор не может быть истолкован ни как ограничение обязанностей самой Лиги Наций, ни как ограничение обязанностей СССР и Франции как ее членов. Договор был заключен на пять лет и вступал в силу после обмена ратификационными грамотами, который должен был состояться в Москве.
В результате заключения договора выиграло дело мира в Европе, а вместе с тем укрепилось военно-стратегическое положение Франции в отношении фашистской Германии, которая была вынуждена считаться с необходимостью войны на два фронта в случае нападения на Францию или СССР.
Однако договор имел и существенные недостатки, которые снижали его положительное значение. Во-первых, он не предусматривал автоматизма действия обязательств о взаимопомощи; во-вторых, одновременно с договором не была заключена военная конвенция, в которой были бы твердо установлены как формы и размеры военной помощи, так и время и способы ее оказания. Эти недостатки были результатом деятельности Лаваля, который сам признавался, что ему удалось свести франко-советский пакт о взаимопомощи к минимуму, поскольку он считал своей главной задачей достижение широкого соглашения с Гитлером. Лаваль и другие деятели, выступавшие против сближения с СССР, не только не допустили заключения военной конвенции, но и постарались на длительное время затянуть ратификацию франко-советского пакта о взаимопомощи французским парламентом и тем самым задержали вступление договора в силу почти на 10 месяцев.
Параллельно с переговорами между СССР и Францией шли переговоры СССР с Чехословакией о заключении договора о взаимной помощи. Вскоре после подписания советско-французского договора аналогичный договор был подписан между СССР и Чехословакией. Единственное, что отличало советско-чехословацкий договор,— это пункт 2 протокола подписания, гласивший: «Одновременно оба правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь Стороне — жертве нападения будет оказана со стороны Франции» Г
Эта весьма важная по своему значению оговорка была включена в протокол подписания по настоянию министра иностранных дел Чехословакии Э. Бенеша. Таким образом, Бенеш и стоявшие за ним буржуазные круги заранее хотели ограничить возможность оказания Чехословакии помощи со стороны СССР и с этой целью поставили в качестве непременного предварительного условия одновременное оказание помощи Францией. Более того, чехословацкое буржуазное правительство старалось подчеркнуть, что заключение пакта о взаимопомощи с СССР не означает принципиального изменения направления внешней политики Чехословакии. Несмотря на псе оговорки и явную непоследовательность чехословацкого правительства в ходе переговоров о пакте взаимопомощи, Советское правительство приветствовало пакт как начало нового этапа в отношениях между обеими странами. Как отмечалось в коммюнике об итогах бесед Бенеша с партийными и государственными руководителями Советского государства, пакты о взаимной помощи между СССР и Францией, а ташке между СССР и Чехословакией содействовали укреплению всеобщего мира. | |
Просмотров: 2744 | |