Еще при вступлении в Лигу Наций Советский Союз подчеркивал как первоочередную задачу организацию коллективной защиты мира. Руководствуясь принципом неделимости мира, СССР предлагал, чтобы Лига Наций возглавила борьбу за пресечение агрессии, независимо от того, где она начнется, так как военный конфликт мог легко перекинуться на многие страны и вызвать пожар новой мировой войны.
Уже в первом серьезном испытании, которое пришлось пережить Лиге Наций в связи с нарушением Германией Версальского договора, Советский Союз выступил с решительным осуждением ее действий. Советское правительство подчеркивало тогда необходимость соблюдения всеми государствами их договорных международных обязательств, особенно тех, которые имели отношение к безопасности народов. СССР неустанно предупреждал западные державы, что их политика попустительства вооружению Германии может обернуться против них же: германская агрессия может быть обращена не только на Восток, но и на Запад и что «не изобретено еще такое оружие, которое могло бы стрелять только в одном направлении, и, будучи повернуто в другую сторону, неизбежно давало бы осечку» '. Когда вооружение достигнет желательного для Гитлера уровня, пушки могут начать стрельбу совсем в другом направлении. Предупреждения эти оказались пророческими.
На чрезвычайной сессии Совета Лиги Наций СССР решительно осудил действия гитлеровской Германии, которая под прикрытием демагогии о «равноправии» в области вооружения вела усиленную подготовку к агрессивной войне за передел мира. Признавая равноправие в области вооружения, СССР вместе с тем исходил из предположения, что это вооружение будет использовано каждым из государств исключительно в оборонительных целях, для защиты существующих границ и собственной безопасности. Что касается домогательств Германии на вооружение, то здесь дело обстояло иначе: германский фашизм вооружался для осуществления агрессивных захватнических планов.
Только из-за позиции английской делегации, поддержанной французским представителем Лавалем, проект советской резолюции, предусматривавшей меры по охране мира, был отклонен.
21 мая 1935 г. Гитлер выступил со своей «программой мира», существо которой сводилось к тому, что Германия соглашалась подписать двусторонние договоры о ненападении с рядом государств, за исключением Литвы. Не нужно было обладать большой политической прозорливостью, чтобы понять маневр Гитлера: двусторонними договорами он стремился не допустить заключения многостороннего договора о взаимной помощи против агрессии. | |
Просмотров: 861 | |