Безнаказанность итальянской агрессии имела опасные последствия: она приободрила и другие фашистские государства. Кроме того, неспособность Лиги Наций осуществить на деле свое решение о санкциях отразилась на ее авторитете. Вера народов в Лигу Наций пошатнулась.
Активизировали свою деятельность и пособники агрессоров, которые под прикрытием разговоров о необходимости укрепления Лиги Наций добивались реформы ее Устава. Особенно ополчились эни на статью 16 Устава, которая обязывала Лигу применять военные санкции к нарушителям мира. Такого рода попытки были предприняты на XVI пленуме Лиги Наций в середине 1936 г. .
СССР оказался единственным государством, разоблачавшим открытых и скрытых врагов Лиги Наций, добивавшихся ее развала.
Протестуя против политики попустительства фашистским державам, СССР настойчиво выступал за то, чтобы в борьбе за сохранение миря, помимо других средств, был использован также и Устав Лиги, Наций, в котором имелись статьи о применении против агрессоров различных санкций, включая и военные. В августе
1936 г. Советское правительство внесло на рассмотрение Совета Лиги предложение упростить применение Устава, в частности применение военных санкций государствами — участниками договоров о взаимной помощи. Предлагалось также, чтобы Совет Лиги признал региональные договоры о взаимной помощи как дополнительную гарантию безопасности, относящуюся к Лиге Наций.
Пользуясь сложной женевской процедурой, Англии удалось отложить рассмотрение этих конструктивных предложений, которые потом блуждали по бесчисленным комиссиям до тех пор, пока не оказались в архиве.
В сложной международной обстановке советская дипломатия использовала всякую возможность предотвращения угрозы войны. Руководствуясь стремлением обеспечить организацию коллективного отпора агрессии, СССР дал согласие участвовать в конференции по безопасности судоходства на Средиземном море, которая состоялась в Нионе в начале сентября 1937 г.
Причиной созыва конференции были пиратские действия фашистов в Средиземном море, в частности потопление английских и французских торговых судов. Были также потоплены советские корабли «Тимирязев» и «Елагоев» (31 августа и 1 сентября
1937 г.). Фашистский разбой в Средиземном море сильно затрагивал коммерческие интересы Англии и Франции. Наглый разбой на морских путях вызвал бурное негодование во всем мире. Правительства Англии и Франции оказались под давлением с двух сторон: деловых кругов, страдавших от морского разбоя, и широких народных масс, требовавших дать решительный отпор обнаглевшим фашистам. Поэтому английское и французское правительства проявили не свойственную им решительность при разработке на конференции совместно с другими странами мер по борьбе против пиратских актов в Средиземном море.
В конференции приняли участие, кроме СССР, Англия, Франция, Турция, Греция, Югославия, Румыния, Болгария и Египет. Подписанное на конференции соглашение предусматривало эффективные меры борьбы с фашистскими пиратами.
Выступая на заключительном заседании конференции, представитель СССР дал высокую оценку принятому на ней решению, подчеркнув при этом, что оно «является частично осуществлением идеи коллективной безопасности, а также идеи региональных соглашений» Именно поэтому нионское соглашение имело важное значение. Практическое осуществление этого соглашения вскоре дало свои положительные результаты: фашистский разбой на море был прекращен.
| |
Просмотров: 547 | |