Фашистский разбой на море, против которого правительства девяти стран были вынуждены принимать срочные меры, был одним из последствий политики попустительства фашистской агрессии, которую проводили тогда Англия и Франция, У также США. Только в результате этой политики и стала возможна германо-итальянская интервенция в Испании, имевшая целью свергнуть в Испании республиканское правительство Народного фронта и установить в стране фашистский режим. Но были и другие цели, которые преследовали Гит дер и Муссолини, предпринимая интервенцию в Испании. Цели эти заключались в том, чтобы укрепиться на основных коммуникациях, связывавших Англию и Францию с их обширными колониями, создать угрозу охвата Франции с двух сторон, вынудив ее затем к капитуляции еще до того, как фашистские агрессоры начали бы войну за установление своего господства в Европе.
Берлин и Рим активно участвовали в подготовке фашистского мятежа генерала Франко. Когда 18 июля 1936 г. начался военнофашистский мятеж в Испании, гитлеровский линкор «Дейчланд» уже находился у испанских берегов. Заблаговременно, еще до начала мятежа, германо-итальянские фашисты создали в Италии штаб, занимавшийся вопросами организации военной помощи мятежникам. С начала мятежа Германия и Италия посылали мятежникам оружие, организовали блокаду морского побережья Испании, а затем направили свои регулярные войска, авиацию и танки. Активное участие в оказании помощи мятежникам принимало фашистское правительство португальского диктатора Салазара.
Советский Союз, а также прогрессивные круги других стран разоблачали планы мировой реакции в связи с германо-итальянской интервенцией в Испании. Народы всего мира, прежде всего народы Европы, стали требовать от правительств, чтобы испанскому народу была оказана помощь в его героической борьбе за свободу и независимость своей родины. Мощное движение в поддержку испанского народа развернулось во Франции и Англии.
Однако правящие круги Франции, обеспокоенные успехами движения Народного фронта, охватившего самые широкие слои французского народа, все сильнее проникались сочувствием фашизму. Правительство Народного фронта во главе с социалистом Блюмом, озабоченное устранением «угрозы коммунизма» во Франции, все больше проявляло готовность договориться с фашистскими правительствами Германии и Италии. Когда же было получено известие о блестящей победе испанского Народного фронта, в правящих кругах Франции и Англии усилилось стремление не' мешать Гитлеру и Муссолини в насаждении фашистского режима в Испании. С этой целью 2 августа 1936 г. правительство Блюма по договоренности с Лондоном выступило с предложением заключить соглашение о невмешательстве в дела Испании, Принимая во внимание, что заключение такого соглашения и строгое соблюдение его всеми участниками, в том числе Германией, Италией и Португалией, привело бы к прекращению германо-итальянской\интервенции и закрытию источников всякой помощи мятежникам,\.5 августа правительство СССР дало согласие присоединиться куказанному соглашению.
23 августа рыло подписано франко-советское соглашение, согласно которому оба правительства договорились о запрещении экспорта, реэкспорта и транзита оружия и военных материалов в Испанию. Это соглашение вступало в силу только при условии, что правительства Германии, Италии и Португалии примут на себя аналогичные обязательства. В целях обмана мирового общественного мнения последние вскоре решили присоединиться к соглашению о невмешательстве. После этого в Лондоне был создан Комитет по невмешательству под председательством представителя Англии лорда Плимута. Советским представителем в комитете был назначен полпред СССР в Англии И. М. Майский. Начав деятельность 9 сентября, комитет создавал видимость активной работы, но уклонялся от того, чтобы заставить фашистские державы вывести войска из Испании и прекратить помощь мятежникам.
Советское правительство согласилось принять участие в работе лондонского Комитета по невмешательству только потому, что считало возможным использовать этот комитет для разоблачения действий Германии, Италии и Португалии по оказанию помощи мятежникам. Вместе с тем Советский Союз считал необходимым своим участием в этом комитете оказать помощь законному испанскому правительству в получении оружия извне.
Уже первые заседания комитета подтвердили худшие опасения: Париж и Лондон затеяли игру с «невмешательством» для того, чтобы, прикрываясь ею, на деле саботировать волю народов, требовавших оказания помощи законному республиканскому правительству в его борьбе с фашистскими мятежниками и германоитальянскими интервентами. Характеризуя эту политику Лондона и Парижа, заместитель наркома иностранных дел Советского Союза писал советскому полпреду в Англии 4 октября 1936 г.: «Не только англичане, но и французы не хотели и не хотят оказать мадридскому правительству какую-либо реальную помощь. Они выступили с инициативой соглашения о невмешательстве для того, чтобы создать перед своим общественным мнением легальную базу для неоказания помощи».
Взгляды мировой реакции на события в Испании с предельной ясностью выразила английская консервативная газета «Дейли мейл», которая писала 16 июня 1936 г.: «Если зараза коммунизма, распространяющаяся сейчас в Испании и Франции, перекинется на другие страны, то самыми полезными друзьями для нас оказались бы два правительства — германское и итальянское, уничтожившие эту заразу на своей земле». Таким же по существу было и отношение правительства США к событиям в Испании. Закон о нейтралитете, принятый американским конгрессом, и объявленное на его основе эмбарго на продажу оружия Испании на практике привели к тому,/что законное республиканское правительство Испании было лишено возможности закупать оружие в США. Что касается мятежников, то они в избытке имели оружие, которое поставляли им Германия и Италия. Позиция США была на руку германо-итальянскому фашизму, душившему свободу и прогресс в Испании. /
Характеризуя политику английского и французского правительств, бельгийский сенатор Ролэн говорил 30 апреля 1937 г. на митинге в Лондоне, организованном английским комитетом сторонников республиканской Испании, что он не может понять этой политики, которая жертвует интересами Англии и Франции в Средиземном море. Этой антинациональной политике Ролэн противопоставил политику СССР, который активно помогал испанскому народу в его борьбе против фашистских мятежншшв. «Как объективный иностранец,— говорил сенатор,— я должен констатировать, что в 'Европе есть только одна держава, которая оказывает действительный отпор Германии и Италии,— это Россия».
Поощряемые безнаказанностью, фашистские правительства усиливали помощь испанским мятежникам. Министр иностранных дел Италии Чиано говорил, имея в виду Италию и Германию, что им «приходится считаться в испанском вопросе в основном с Советским Союзом. Францию можно было бы всерьез не принимать. Англия ведет игру, сущность которой лежит далеко за пределами испанского плацдарма. Лондон хочет нас истощить, затянув войну, однако симпатии Англии на стороне Франко».
Темная и нечестная игра велась между Лондоном и Парижем, с одной стороны, и Берлином и Римом — с другой. 7 октября 1936 г. Советское правительство сделало председателю Комитета по невмешательству заявление, в котором указывало на непрекра-щающуюсл помощь мятежникам со стороны фашистских государств. Советское правительство предупреждало, что, «если не будут немедленно прекращены нарушения соглашения о невмешательстве, оно будет считать себя свободным от обязательств, вытекающих из соглашения».
В связи с тем, что вмешательство фашистских стран в дела Испании не только продолжалось, но все усиливалось, Советский Союз стал оказывать помощь борющемуся испанскому народу и его законному правительству. Правительство СССР предоставило испанскому правительству кредит на сумму 85 млн. долларов. В Испанию отправились советские добровольцы, сыгравшие большую роль в организации отпора фашистским мятежникам.
По призыву Коминтерна коммунисты многих стран Европы и Америки отправились в Испанию, чтобы защищать там дело свободы и социального прогресса против сил реакции, фашизма и войны. Характеризуя политику СССР в отношении событий в Испании, генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И. В. Сталин в телеграмме секретарю ЦК Коммунистической партии Испании Хосе Диасу от 16 октября 1936 г. подчеркнул: «Трудящиеся Советского Союза выполняют лишь свой долг, оказывая посильную помощь революционным массам Испании. Они отдают себе отчет, что освобождение Испании от гнета фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а — общее дело всего передового и прогрессивного человечества»
Исключительно важную роль сыграли советские поставки оружия законному республиканскому правительству, поскольку все западные страны, а также США, отказались продавать ему оружие. СССР поставлял самое различное оружие, в том числе танки и самолеты. Только с октября 1936 г. по сентябрь 1937 г. из СССР было отправлено в Испанию 23 морских транспорта с оружием.
Однако положение складывалось не в пользу Испанской республики, поскольку весь капиталистический мир фактически ее бойкотировал, лишив законное правительство возможности покупать оружие. Поставки оружия из СССР не могли удовлетворить возраставшие потребности республиканцев, тем более что эти поставки все больше и больше затруднялись ввиду закрытия правительством Л. Блюма франко-испанской границы, что сделало невозможным использование сухопутного пути. Что карается морского пути, то и он оказался под угрозой, так как в (средиземном море господствовал германо-итальянский военно-морской флот.
Пособничество англо-французской дипломатий^ фашистским державам в деле разгрома Испанской республики еще больше активизировалось после того, как в мае 1937 г. в Англии к власти пришло правительство Н. Чемберлена, которое /сделало поиски компромисса с Германией одним из существеннейших пунктов своей программы. Лондон и Париж торопились показать Гитлеру и Муссолини свою готовность к соглашению за счет Испанской республики. Признание мятежника Франко правительством Испании де-факто и назначение к нему английского и французского дипломатических представителей и было выражением этой готовности Англии и Франции. Таким образом, не только при попустительстве, но и при пособничестве западных «демократий» Гитлеру и Муссолини удалось легализировать и укрепить фашистский режим своего ставленника Франко. | |
Просмотров: 1061 | |