В историю индустриализации вошли имена талантливых организаторов, отдававших все свои силы развитию и освоению новой техники. Одним из видных руководителей советской индустрии был нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе.
Не было такой отрасли тяжелой промышленности, работники которой не ощущали бы повседневного внимания и помощи Г. К. Орджоникидзе. В центре всех его забот всегда находились те отрасли промышленности, от которых зависело укрепление экономической и оборонной мощи Родины. С его именем связано создание в нашей стране мощной тяжелой индустрии, перевооружившей сельское хозяйство, транспорт и оборонную промышленность.
Становление крупной пищевой индустрии в СССР связано с именем видного деятеля Коммунистической партии и Советского государства А. И. Микояна. Под его непосредственным руководством создавались и развивались такие отрасли пищевой индустрии, кок мясная, консервная, молочно-маслодельная, кондитерская и др. А. И. Микоян энергично боролся за проведение передовой технической политики, за строительство крупных механизированных, оснащенных по последнему слову техники предприятий пищевой промышленности, за подготовку для них кадров и быстрейшее освоение новой техники.
Много сделали для индустриализации страны заместители наркома тяжелой промышленности СССР В. И. Межлаук, М. Л. Рухимович, А. П. Серебровский, И. В. Косиор, управляющий объединением качественной металлургии И. Ф. Тевосян, народные комиссары: лесной промышленности — С. С. Лобов, легкой — И. Е. Любимов, местной промышленности РСФСР — К. В. Уханов и многие другие. Почти все они имели за плечами опыт подпольной революционной работы, были активными участниками Великой Октябрьской социалистической революции, прошли большую школу партийной, советской работы, много лет посвятили восстановлению промышленности.
В. И. Межлаук начал работать в промышленности еще при Ф. Э. Дзержинском. Он много сил отдал сначала восстановлению, а затем строительству советской металлургии и машиностроения. С его именем непосредственно связаны проектирование и строительство Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов, Сталинградского тракторного завода. В 1931—1936 гг. В. И. Межлаук работал в Госплане СССР. Но и руководя Госпланом, он уделял особое внимание тяжелой промышленности, особенно металлургии. После смерти Г. К. Орджоникидзе В. И. Межлаук был назначен наркомом тяжелой промышленности СССР.
Участник революции 1905—1907 гг., А. П. Серебровский, находясь в политической эмиграции, получил в Бельгии высшее техническое образование. С 1920 по 1926 г. он работал над восстановлением, а затем над технической реконструкцией нефтепромыслов в Баку. В 1926 г. А. П. Серебровский стал заместителем председателя ВСНХ СССР, потом наркома тяжелой промышленности и одновременно руководителем золотодобывающей промышленности, в развитии которой сыграл большую роль.
Участник большевистского подполья в Ростове-на-Дону, М. Л. Рухимович после установления Советской власти стал одним из первых руководителей Донбасса. С тех нор вся его деятельность была посвящена развитию топливной промышленности. Много энергии он отдал строительству второй угольной базы в Кузбассе. В 1926—1930 гг. он был заместителем председателя ВСНХ СССР, а в 1934—1936 гг.— заместителем наркома тяжелой промышленности СССР; в 1936 г. возглавил вновь созданный Наркомат оборонной промышленности СССР.
И. Ф. Тевосян окончил при Советской власти Московскую горную академию, изучал новейшие достижения техники и организацию производства на заводах Круппа. Быстро пройдя путь от помощника мастера завода «Электросталь» до руководителя треста «Спецсталь», он стал организатором молодой тогда отрасли — качественной металлургии. На XVI съезде партии И. Ф. Тевосян был избран членом ЦККВКП(б).
Коммунистическая партия вырастила замечательные кадры руководителей предприятий. К началу второй пятилетки среди директоров предприятий преобладали представители старшего поколения. С первых же дней установления Советской власти они отдавали свои силы строительству промышленности. Многие из них активно участвовали в органах рабочего контроля, проводили в жизнь ленинские декреты о национализации, организовывали управление социалистическими предприятиями. Подавляющей части директоров этой формации не удалось получить систематическое образование. Но большой организаторский и политический опыт, изучение технической литературы, обучение на специальных курсах без отрыва от производства, знание кадров и преданность делу строительства социализма — все это давало им возможность успешно руководить крупными предприятиями.
К этому поколению принадлежали такие люди, как директор Донецкого металлургического завода И. Г. Макаров, дважды отбывавший ссьглку в царской России, директор Сталинградского завода «Красный Октябрь» Г. Е. Трейдуб, который вступил в подпольную большевистскую организацию в 1912 г. Директор металлургического завода им. Петровского (Днепропетровск) С. П. Бирман принимал участие в венгерской революции 1919 г.; рабочие Будапешта избрали его первым председателем Совета своей столицы. Начальник строительства Челябинского тракторного завода и его первый директор К. П. Ловин вступил в партию в 1910 г., начальник Краммашстроя и его первый директор И. Т. Кприлкин — в 1913 г., управляющий Соликамским калийным трестом В. Е. Цифринович — в мае 1917 г. Директор Московского автозавода, талантливый русский самородок И. А. Лихачев, руководивший реконструкцией московского автомобильного гиганта и освоением новейшей техники на заводе, вступил в партию в июне 1917 г.
Наряду с людьми старшего поколения на директорские посты выдвигались представители более молодого поколения, встретившего Октябрь подростками. Эти кадры получили специальное образование. Они обладали не только дипломами инженера, но и большим практическим опытом работы, занимая самые различные посты — от бригадира до начальника цеха и главного инженера.
А. П. Завеиягип встретил Октябрьскую революцию 16-летним юношей. К началу второй пятилетки ему исполнилось 33 года. За его плечами были годы партийной, военной, газетной работы, обучения в Горной академии. Потом он руководил Институтом по проектированию заводов черной металлургии, работал в Главном управлении черной металлургии, руководил заводом в Днепродзержинске, Магнитогорским комбинатом, а затем был назначен заместителем наркома тяжелой промышленности СССР. Его имя как строителя и первого директора Норильского комбината цветной металлургии вошло в историю советской индустрии.
Директору Макеевского металлургического завода Г. Гвахария к началу второй пятилетки тоже было 33 года. 18-летним юношей он вступил в партию, в 1917—1921 гг. вел нелегальную работу в меньшевистской Грузии, потом учился, строил электростанцию, а в 1933 г. был назначен директором Макеевского завода. Организаторский талант, неиссякаемая инициатива Г. Гвахария сыграли немалую роль в том, что завод стал одним из передовых в стране.
Показателен и яркий жизненный путь инженера К. И. Бутенко, назначенного в 1934 г. директором Кузнецкого металлургического комбината. До поступления на металлургический факультет Донецкого политехнического института он успел потрудиться в мартеновском цехе завода ('Красный Октябрь» и доменном цехе Донецкого завода. Окончив институт, К. И. Бутенко работал сменным инженером, затем помощником начальника цеха; в 1929 г.— он уже начальник цеха, в 1932 г.— главный инженер Енакиовскрго завода, а еще через два года — руководитель Кузнецкого гиганта.
Треть директоров металлургических заводов вступила в партию до революции, свыше трети — в 1918—1921 гг., остальные — после 1921 г. Из 83 директоров металлургических заводов, о которых имеются сведения, И обучались в Промакадомии, 13 закончили другие вузы и втузы.
Начальниками цехов, как правило, были воспитанники советской технической школы. Это было новое поколение советской технической интеллигенции.
Таковы были кадры, на плечи которых в годы второй пятилетки легла работа по руководству освоением новой техники, новых производств, новых отраслей промышленности, по преодолению огромных трудностей, возникавших при решении этих задач. | |
Просмотров: 1554 | |