Стахановское движение развертывалось не везде гладко и равномерно. В некоторых отраслях, например в цветной металлургии и нефтяной промышленности, оно охватывало лишь одиночек. На предприятиях стахановцы чаще всего появлялись на тех участках, где были проведены меры по рационализации труда и внедрена прогрессивно-сдельная оплата труда. На большинстве других участков сохранялись старые приемы труда и низкая выработка. Нередко это тормозило работу передовых участков. На предприятиях возникало много «узких мест». В угольной промышленности подземный транспорт не справлялся со своевременным вывозом накопившегося в лавах угля. В ряде отраслей промышленности стал ощущаться недостаток сырья и топлива.
Первые же недели и месяцы стахановского движения со всей очевидностью вскрыли заниженность существовавших в промышленности норм выработки, отражавших технику вчерашнего дня. Нормы выработки были установлены, как правило, в 1933 г. и были рассчитаны в основном на рабочих, слабо владевших техникой. В 1935 г. почти все рабочие значительно перевыполняли эти нормы. Заниженными оказались и производственные мощности некоторых промышленных предприятий, построенных в СССР в годы первой и второй пятилеток. Проектная мощность этих предприятий определялась обычно иностранными специалистами, консультировавшими строительство, которые полагали, что русские рабочие не смогут работать так же хорошо, как западноевропейские и американские, а потому сознательно занижали проектную мощность советских заводов. Жизнь опрокинула эти неверные установки. Благодаря стахановскому движению советские автотракторные и металлургические заводы, построенные по последнему слову техники того времени, уже в конце 1935 г. стали давать продукции больше, чем предусматривалось по проектной мощности. Необходимо было установить подлинную, технически обоснованную мощность советской индустрии. Все эти серьезнейшие вопросы, вставшие перед промышленностью СССР в связи с движением новаторов, требовали незамедлительного решения.
В декабре 1935 г. Пленум ЦК ВКГ1(б) обсудил состояние работы промышленности и транспорта в связи со стахановским движением. На Пленуме присутствовало около 3 тыс. хозяйственных и партийных работников, инженеров и передовых рабочих.
Пленум ЦК заслушал доклады наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе, легкой — И. Е. Любимова, пищевой — А. И. Микояна, лесной — С. С. Лобова и железнодорожного транспорта — Л. М. Кагановича. Г. К. Орджоникидзе отметил, что хотя стахановское движение широко развернулось по всей стране, оно еще не вошло в организованное русло, а хозяйственники и инженеры не возглавили это движение. Между тем без помощи руководящего технического персонала возможны были лишь отдельные рекорды рабочих, но не могло быть массового движения новаторов. Г. К. Орджоникидзе привел убедительные данные, показывающие, что там, где руководители производства поняли значение стахановского движения и возглавили его, коллективы добивались замечательных побед. На ряде шахт Донбасса хозяйственники установили графики работы, предусматривающие своевременное крепление, откатку и подъем на-гора вырубленного стахановцами угля. На основе графика были проведены стахановские смены и стахановские сутки, давшие резкое увеличение среднесуточной добычи угля. Харьковский и Сталинградский тракторные заводы стали выпускать по 200 тракторов в сутки вместо 144, намечавшихся согласно проектной мощности. Высокопроизводительно работали и отдельные предприятия пищевой, лесной и других отраслей промышленности.
Однако, как показали выступления на Пленуме, значительная часть инженерно-технических работников, воспитанных на опыте работы на дореволюционных предприятиях России, медленно перестраивалась в новой обстановке, оказываясь зачастую в плену старых традиций. А у многих молодых прогрессивных инженеров не хватало знаний и опыта, чтобы переломить старые традиции. Все это мешало развертыванию стахановского движения.
Пленум ЦК ВКП(б) признал необходимым прежде всего сломить укоренившуюся косность и обязал хозяйственников и инженерно-технических работников всех отраслей промышленности я транспорта возглавить стахановское движение.
В докладах и в прениях большое внимание было уделено выявлению проектных мощностей оборудования, установлению обоснованных норм выработки, расценок и заработной платы. Разделение труда, введенное стахановцами, резко повысило выработку продукции и в то же время потребовало участия в процессе труда дополнительных рабочих (крепильщиков — в угольном забое, подручных кузнеца — в кузнечных цехах, заряжалыциц —■ в текстильной промышленности, подсобных рабочих — в строительстве и т. д.), чей труд необходимо было учитывать при установлении новых норм выработки и расценок. Старые нормы и расценки не отражали уже подлинных затрат труда и становились экономически неоправданными.
Пленум ЦК ВКП(б) записал в своих решениях: «Необходимо заменить нынешние технические нормы, как устарелые, более высокими нормами и изменить соответственно нормы выработки в сторону некоторого их повышения с тем, однако, чтобы в условиях прогрессивной сдельщины нынешние расценки были сохранены, а фонд заработной платы ввиду роста стахановского движения был увеличен» '.
Пленум признал необходимым при установлении норм выработки широко привлекать стахановцев, исходить из строгой проверки производственных возможностей каждого предприятия, из учета передового производственного опыта стахановцев.
Особое внимание декабрьский Пленум ЦК уделил повышению технических знаний всех рабочих и работниц. Для пополнения технического кругозора стахановцев было предложено создать специальные технические курсы. Пленум разработал и рекомендовал конкретные мероприятия по развитию стахановского движения в каждой отдельной отрасли промышленности и транспорта. | |
Просмотров: 640 | |