Стахановское движение в 1936-1937 гг.

Решения декабрьского Пленума ЦК сыграли важную роль в дальнейшем развертывании стахановского движения и досрочном выполнении плана второй пятилетки. Если в первой половине декабря 1935 г. стахановские смены проводились лишь на отдельных шахтах Донбасса, то после Пленума ЦК сотни предприятий всех отраслей промышленности стали организовывать стахановские сутки и пятидневки, в течение которых целые рабочие коллективы добивались высокой выработки.

 

Правда, вследствие недостатков в организации производства, перебоев со снабжением сырьем, материалами и инструментом, а также ввиду неравномерной механизации отдельных производственных участков даже лучшим предприятиям страны в тот период не удавалось надолго закрепить общую высокую производительность труда. Вслед за кратковременным подъемом обычно наступал спад в работе. Но стахановские сутки и пятидневки дали возможность лучше выявить как технические резервы, так и «узкие места» в каждой отрасли промышленности и на каждом предприятии.

 

В январе 1936 г. состоялась вторая сессия ЦИК СССР. Она в законодательном порядке обязала всех руководителей промышленности пересмотреть с учетом нового опыта производственные возможности предприятий, а также нормы выработки рабочих.

 

В соответствии с решениями декабрьского Пленума ЦК ВКП(б) и второй сессии ЦИК СССР в первом полугодии 1936 г. были проведены отраслевые конференции по пересмотру технических нормативов и норм выработки. В конференциях участвовали директора, инженерно-технические работники, лучшие стахановцы предприятий, представители наркоматов, научно-исследовательских, проектных и конструкторских учреждений.

 

Конференции разрабатывали детальный план организационно^ технических мероприятий, необходимых для обеспечения высокопроизводительного труда всех рабочих. Устанавливались новые нормы выработки для рабочих различных профессий по отрасли промышленности в целом и для каждого предприятия в отдельности. Новые нормы, как правило, были на 35—45% выше старых, но несколько ниже фактической выработки рабочих в декабре 1935 г.

 

Отраслевые конференции разработали также планы организации технического обучения рабочих на каждом предприятии, наметили перевод на прогрессивно-сдельную оплату труда подавляющего большинства рабочих и инженерно-технических работников промышленности. На всех фабриках и заводах создавались курсы и школы производственного обучения рабочих. В 1936 и 1937 гг. курсы технического минимума и школы передового опыта окончили без отрыла от производства 7 млн. человек.

 

По-хозяйски оценив возможности использования новых резервов, выявленных стахановцами, коллективы предприятий брали на себя повышенные производственные обязательства. Неиссякаемо била творческая инициатива рабочих.

 

рСреди металлургов в 1936 г. особенно выделялся молодой мариупольский сталевар М. Н. Мазай. Сын бывшего батрака, зарубленного белогвардейцами в годы гражданской войны, Мазай увлеченно искал новые пути повышения производительности труда. Он добился устойчивого съема по 12,8 тонны стали в сутки с каждого квадратного мегра пода мартеновской печи, а в отдельные смены — по 15 тонн.

 

Осенью 1936 г. Мазай вызвал всех сталеваров Советского Союза на соревнование за самый высокий съем стали. В соревнование включились сталевары Запорожья, Макеевки, Днепропетровска, Москвы, Магнитогорска, Кузбасса. Сотни металлургов приезжали перенимать опыт Мазая.

 

По примеру металлургов широко развернулось соревнование по профессиям и в других отраслях промышленности. Передовые рабочие улучшали методы работы, совершенствовали технику. Слесарь Горьковского автозавода Г. И. Масленников придумал новый способ обработки штампа коленчатого вала. Он изменил последовательность отделочных операций, внес исправления в технологический процесс и усовершенствовал рабочий инструмент; все это позволило ему за 5 часов выполнять работу, на которую раньше требовалось 65 часов. Почин Масленникова был поддержан рабочими завода и способствовал новому производственному подъему предприятия.

 

Участница 1-го Всесоюзного совещания стахановцев, работница Калининской прядильной фабрики А. Шевалова в 1936 г. предложила организовать сквозную стахановскую бригаду, охватывающую все процессы прядильного производства. Знатная ткачиха Ташкентского текстильного комбината М. Насырова, работая на 64 станках, одновременно изучила сборку и наладку своих станков и ликвидировала их простои.

 

На предприятиях Азербайджана, Армении, Грузии, Белоруссии сотни и тысячи стахановцев добивались высокой производительности труда. Стахановка Витебской трикотажной фабрики Н. Добровольская и рамщик Бобруйского деревообрабатывающего комбината Т. Рушко завоевали первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. На всю страну славились имена буровых мастеров И. Микаэла, А. Нейматуллина, 3. Парфенова и других етахановцев-нефтяников.

 

Трудовые подвиги все новы* героев социалистического труда, как искры, воспламеняли творческую активность трудящихся СССР. В отдельных отраслях промышленности стахановцы составляли в 193G г. от 20 до 27% общего числа рабочих.

 

Широкое распространение стахановских методов работы обеспечило повышение производительности труда в промышленности СССР. Если в первой пятилетке средняя выработка рабочих крупной промышленности поднималась на 8,2% в год, то в 1936 г. она возросла на 21,4%, превысив утвержденные второй сессией ЦИК СССР плановые наметки. В тяжелой промышленности производительность труда в 1936 г. выросла на 25,5 % по сравнению с предыдущим годом.

 

В результате творческого содружества инженерно-технических работников и стахановцев в последние годы второй пятилетки на передовых предприятиях и шахтах страны удалось создать условия, обеспечивавшие высокую производительность труда рабочих. Коллективы 1-го Государственного шарикоподшипникового завода, Московского и Горьковского автозаводов в 1937 г. стали производить продукции вдвое больше, чем в 1935 г.

 

В угольной промышленности, где обеспечение ритмичной работы было гораздо более трудным делом, чем на построенных по последнему слову техники машиностроительных заводах, первыми к решению этой сложной задачи подошли донецкие инженеры И. А. Шашацкий и Н. Г'. Гвоздырьков. Начальник участка № 3 шахты им. Сталина треста «Снежняпантрацит» И. А. Шашацкий, учитывая различный уровень механизации производственных процессов в лаве, разработал график работы, продумал расстановку людей и организовал исключающий аварии планово-предупредительный ремонт шахтного оборудования. Ему удалось наладить в 1937 г. ритмичную, слаженную работу в шахте и давать почти вдвое больше угля, чем предусматривалось по плану. Опытный горняк начальник участка № 2 шахты им. С. М. Кирова Н. Г. Гвоздырьков добился такой слаженности всей работы в лаве, что каждый шахтер, работавший на этом участке, систематически выполнял по 1,5—2 нормы.

 

Почин инженеров-новаторов И. А. Шашацкого и Н. Г. Гвоз-дырькова, одобренный ЦК ВКП(б) и СНК СССР, получил в дальнейшем широкое распространение в угольных бассейнах страны.

 

Расширение стахановского движения, зарождение новых форм новаторства требовали особой оперативности и гибкости от руководителей промышленности. Но многие заводские организации вместо распространения опыта новаторов и создания необходимых условий для массового стахановского движения встали на более легкий путь подготовки рекордов одиночек, для которых создавались особо благоприятные условия. Центральный Комитет партии и Экономический совет при Совнаркоме СССР, выявив эти ошибки и извращения в руководстве стахановским движением, вновь подчеркнули, что важнейшей задачей партийных, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций является расширение рядов новаторов и ударников производства путем создания условий высокопроизводительного труда не для одиночек, а для всех рабочих.

 

Героический труд рабочего класса, руководимого Коммунистической партией, развитие стахановского движения обеспечили выполнение задач второй пятилетки.

 

Категория: История | Добавил: fantast (30.11.2018)
Просмотров: 760 | Рейтинг: 0.0/0