2-й Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Новый колхозный устав

Колхозное строительство с каждым годом накапливало практический опыт. В ходе социалистического преобразования испытывались разные способы ведения коллективного хозяйства, организации труда и его оплаты. Отвергалось то, что не оправдывало себя, вводилось и подвергалось испытанию новое. Требовалось время, чтобы найти целесообразные формы и методы организации и ведения кооперативного производства.

 

Примерный устав сельскохозяйственной артели, изданный в марте 1930 г., сыграл большую роль в проведении сплошной коллективизации. Но со времени издания устава в колхозной деревне произошли серьезные изменения: возникли новые формы организации и оплаты труда — колхозные производственные бригады, животноводческие товарные фермы, сдельщина и т. д., выросли кадры руководителей колхозов, способные вести сложное колхозное хозяйство. Выявилась необходимость дальнейшего расширения колхозной демократии, правового закрепления и нормирования приусадебных участков земли и скота в личной собственности колхозников. Практика колхозного строительства выдвинула и ряд других вопросов, которые должны были получить законодательное оформление.

 

Назрела необходимость в разработке нового устава сельскохозяйственной артели, который обобщил бы практику колхозного строительства в масштабах всей страны, юридически оформил и закрепил выработанные жизнью формы организации социалистических производственных отношений в деревне. Ноябрьский (1934 г.) Пленум ЦК ВКП(б), учитывая эту необходимость, рассмотрел вопрос «О Примерном уставе сельскохозяйственной артели» и поручил Политбюро ЦК ВКП(б) созвать 2-й съезд колхозников-удар-ников, чтобы обсудить проект устава сельскохозяйственной артели.

 

И февраля 1935 г. в Москве в Большом Кремлевском дворце открылся 2-й Всесоюзный съезд колхозников-ударников. На съезд прибыло 1433 делегата со всех концов Советской страны. Из них 1143 были избраны непосредственно на колхозных собраниях и 290 являлись делегатами VII Всесоюзного съезда Советов. Среди делегатов были 362 рядовых колхозника, 399 бригадиров, 331 председатель колхоза, а также звеньевые, работники животноводческих ферм, заведующие хатами-лабораториями, трактористы, комбайнеры, механики. Почти треть делегатов составляли женщины. Большинство делегатов были не только передовиками сельского хозяйства, но и активными общественными деятелями. Среди них были представители 51 национальности.

 

Съезд приветствовали делегации крупнейших заводов и фабрик страны. Со специальным письмом к съезду обратился Максим Горький, призвавший передовых колхозников учиться ценить труд других, беречь продукты труда, машины — все, что сделано руками трудящихся. И. В. Мичурин в своем приветственном письме призывал передовиков колхозного производства стать опытниками, преобразователями природы.

 

На повестке дня съезда стоял один вопрос — обсуждение и принятие нового Примерного устава сельскохозяйственной артели. С докладом выступил заведующий сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б) Я. А. Яковлев. Проект нового устава, разработанный сельхозотделом ЦК ВКП(б) и Наркомземом СССР, был обстоятельно обсужден. В его обсуждении приняло участие 80 делегатов. Они рассказывали съезду о достижениях своих колхозов, о борьбе за высокие урожаи, за развитие животноводства, внесли много ценных предложений.

 

Для более подробного рассмотрения проекта нового устава 14 февраля 1935 г. съезд избрал комиссию из 167 человек. В нее вошли передовые люди колхозной деревни, а также руководители центральных и местных партийных и государственных органов. Председателем комиссии был избран нарком земледелия М. А. Чернов. Комиссия предложила ряд важных дополнений к уставу. Активно участвовали в выработке проекта руководители партии и правительства.

 

На съезде и в комиссии наиболее оживленное обсуждение вызвали разделы о земле и других средствах производства, а также вопросы о том, как сочетать личные интересы колхозника с его работой в общественном производстве колхоза, о размерах приусадебного участка и о количестве скота в личной собственности колхозника. Делегаты-колхозники вносили предложения об ограничении размеров приусадебных участков. Председатель колхоза им. В. И. Ленина Тамбовской области К. Г. Богданов предложил установить максимальный размер приусадебного участка до 0,5 гектара. Это предложение поддержали многие участники съезда.

 

Г. Байков, председатель колхоза «Янги-Турмыш» Башкирской АССР, предложил ввести определенный минимум трудодней (150 или 200) для каждого трудоспособного члена артели.

 

Оживленное обсуждение вызвал также вопрос о единоличнике, вступающем в колхоз. В первоначальном проекте устава было записано, что единоличник, не передавший при вступлении в колхоз в общественные фонды лошадь и семенной материал, обязан оплатить их стоимость в течение шести лет. Делегаты предлагали сократить этот срок до двух-трех лет. Учитывая эти предложения, в уставе был установлен только предельный срок (до шести лет). Конкретные сроки для каждого вступающего предоставлялось определять общему собранию колхозников.

 

Были и другие поправки: одна из них касалась работы женщин в колхозах. В первоначальном проекте устава по этому поводу было сказано лишь о том, что женщине облегчается труд. По предложению делегатов съезда в устав было включено положение об освобождении женщин от работы за месяц до родов и на месяц после родов с сохранением за ними содержания в половинном размере их среднего заработка. На съезде и в комиссии были внесены и другие поправки по разным вопросам организации колхозной жизни.

 

Многие предложения колхозников были включены в Примерный устав, а некоторые из них позже нашли отражение в постановлениях ЦК партии и Советского правительства (установление обязательного минимума трудодней в колхозах, об организации звеньев в производственных бригадах и др.).

 

Съезд колхозников-ударников принял Примерный устав сельскохозяйственной артели. Съезд предложил всем колхозам на основе Примерного устава: «а) выработать устав своей артели; б) обсудить и утвердить его на общем собрании членов артели с присутствием не менее двух третей членов; в) зарегистрировать устав артели в районном исполнительном комитете Советов» *.

 

Съезд обратился к ЦК ВКП(б) и СНК СССР с просьбой организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. 17 февраля ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили Примерный устав, придав ему силу закона, и приняли постановление «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве».

 

Примерный устав сельскохозяйственной артели явился законодательным закреплением всемирно-исторической победы колхозного строя. В нем был обобщен опыт колхозного строительства в масштабе всей страны. Устав определил, что сельскохозяйственная артель является основной формой социалистического строительства в деревне для всех районов СССР. Устав определил также, что «Колхозный путь, путь социализма, есть единственно правильный путь для трудящихся крестьян. Члены артели обязуются укреплять свою артель, трудиться честно, делить колхозные доходы по труду, охранять общественную собственность, беречь колхозное добро, беречь тракторы и машины, установить хороший уход за конем, выполнять задания своего рабоче-крестьянского государства, и таким образом сделать свой колхоз большевистским, а всех колхозников — зажиточными» г.

 

Устав закрепил основы сложившейся в сельском хозяйстве колхозно-кооперативной собственности, разрешил проблему правильного сочетания общественных и личных интересов в коллективном хозяйстве. В разделах «О земле» и «О средствах производства» определялось, что в колхозе все полевые земли составляют единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании, что общественной собственностью коллектива являются: весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, семенные запасы и хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства. Необобществленными оставались жилые постройки, личный скот и птица, хозяйственные постройки, мелкий хозяйственный инвентарь. В личное пользование колхозника выделялся участок приусадебной земли, размер которого устанавливался по определенным нормам. Точно так же были установлены нормы количества скота в личной собственности колхозного двора.

 

Согласно уставу, кулаки и лица, лишенные избирательных прав, не могли приниматься в колхоз. Однако, если бывшие кулаки и члены их семей в течение трех лет честной работой и поддержкой мероприятий Советской власти доказали свою лояльность, их разрешалось принимать в колхозы.

 

Предусматривалось, что все работы в общественном хозяйстве должны производиться личным трудом его членов на основе сдельщины; по найму могли привлекаться только специалисты. Устав закреплял основные формы организации труда (производственные бригады) и его оплаты (распределение доходов по трудодням). Большое значение имели положения устава, гарантировавшие колхозницам равные права в производственной деятельности и в управлении делами колхозов. Впервые крестьянке обеспечивался отпуск по беременности.

 

В уставе были сформулированы основные принципы колхозной демократии: выборность и подотчетность общему собранию колхозников всех органов артели, право общего собрания решать широкий круг вопросов внутриколхозной жизни и т. д. Устав обязывал органы управления колхозов обеспечить всемерное повышение урожайности полей п развитие животноводства, заботиться о материальном благосостоянии колхозников, поднимать культуру села.

 

Примерный устав сельскохозяйственной артели сыграл важную роль в организационно-хозяйственном укреплении колхозов. Он не только закрепил юридически сложившиеся в сельском хозяйстве формы социалистических производственных отношений, но и придал им единство и стройность. Основные положения устава были подтверждены и закреплены Конституцией СССР 1936 г.

 

После утверждения Примерного устава на местах были изданы постановления «О мероприятиях по выработке, обсуждению и принятию уставов сельскохозяйственных артелей».

 

Выработка и утверждение устава в каждом колхозе в отдельности проводились как массовая политическая кампания. Изучение и обсуждение устава проходило на пленумах райисполкомов, сельсоветов, на слетах колхозников-ударников, на бригадных собраниях, а затем устав обсуждался на общих собраниях колхозников. Рассматривался каждый пункт нового устава, вносились конкретные дополнения и изменения применительно к местным условиям.

 

В ходе кампании обнаружились случаи формально-бюрократического подхода к переходу колхозов на новый устав, нарушения его положений. В некоторых районах при обсуждении нового устава основное внимание сосредоточивалось на личных интересах колхозников (размеры приусадебной земли и др.), упускались из виду вопросы устройства в первую очередь общественного колхозного хозяйства. В других районах, наоборот, были преданы забвению личные интересы колхозников.

 

В директивном письме ЦИК СССР от 31 августа 1935 г. ЦИК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам отмечалось неумение сочетать личные интересы колхозника с общественными, что нашло выражение в фактах наделения колхозников приусадебными участками в зависимости от числа едоков в семье и лишения отдельных колхозников приусадебных участков. Например, в колхозе им. XVII съезда ВКП (б) Шаталовского района Воронежской области при наличии в семье колхозника трех едоков ему выделялось 0,25 гектара, от трех до шести — 0,50 гектара, свыше шести едоков — 0,70 гектара. В колхозе «Гроза» Буденновском района той же области из устава исключили пункт о выдаче колхозам Государственного акта на бессрочное пользование землей, а также пункт об оставлении в личном пользовании членов колхоза мелкого сельскохозяйственного инвентаря. Были снижены нормы количества скота у колхозников, опущено положение о том, что каждый исключенный из колхоза имеет право обжалования в райисполком. Этот устав был зарегистрирован в Буденновском райисполкоме, опубликован в печати и рекомендован как образцовый. Наркомзем СССР и сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП (б) предложили Буденновскому райисполкому отменить регистрацию устава колхоза «Гроза» как нарушающего важные положения Примерного устава.

 

Нарушения Примерного устава сельскохозяйственной артели были допущены и в Саратовском крае. Там крайком и крайисполком самовольно дали неправильное указание об обмере приусадебных участков не осенью, как предлагал ЦК, а к 1 июля, ввели дополнительные ограничения при регистрации устава (требовали представления протоколов общих собраний членов артели), изменили, вопреки указаниям ЦК ВКП (б), число колхозов, относимых к той или иной очереди по срокам выдачи им актов на вечное пользование землей, и т. д. Постановлением крайкома и крайисполкома устанавливался заниженный по сравнению с указаниями ЦК ВКП (б) размер приусадебных участков. 23 июня 1935 г. ЦК ВКП (б) отменил это решение.

 

Постановление ЦК ВКП (б) «Об ошибках Саратовского крайкома ВКП (б)» сыграло важную роль в исправлении ошибок, допущенных и в других краях, областях и республиках.

 

7 июля 1935 г. СНК СССР принял постановление «О выдаче сельскохозяйственным артелям Государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей». Акты начали выдаваться с июля 1935 г. Это была важная политическая кампания. В колхозах проходили многолюдные собрания, на которых вручались Государственные акты тта бессрочное пользование землей. «Врученный нам великий документ,— писали в письме в ЦК ВКП (б) колхозники артели «Верный путь» Борисоглебского района Воронежской области,— завоеванный Октябрьской революцией, закрепляющий за нами 3204 гектара прекрасного чернозема, воодушевляет нас на дальнейшую борьбу за большевистский колхоз, за зажиточную жизнь колхозников».

 

Историческое значение кампании по выдаче Государственных актов охарактеризовал М. И. Калинин: «Это исключительно большая и трудная работа. Ведь надо окончательно размежевать землю между колхозами, урегулировать нх взаимные споры и окончательно утвердить земельные участки за каждым колхозом... В колхозных массах она вызывает новый прилив творческой энергии, она упрочивает основу их существования. Один колхозник блестяще выразил отношение к этому мероприятию Советской власти: «Теперь,— сказал он,— душа на место стала»» *.

 

Вручение Государственных актов было завершено в 1937 г. Колхозы получили в вечное и бесплатное пользование 368,8 млн. гектаров сельскохозяйственных земель. Эти огромные земельные массивы превышали землепользование трудового крестьянства до Октябрьской революции более чем в 2,5 раза.

 

Принятие нового устава в значительной мере содействовало организационному укреплению колхозов. Не везде и не сразу дух и буква устава были поняты и утвердились как незыблемый закон колхозной жизни. Важную роль сыграло опубликованное 20 декабря 1935 г. постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об организационно-хозяйственном укреплении колхозов и подъеме сельского хозяйства в областях, краях и республиках нечерноземной полосы». В постановлении указывалось на необходимость обеспечить строжайшее проведение в жизнь установленных правил исключения из колхозов; соблюдать порядок выборов и смещения председателей колхозов и бригадиров; воспитывать и закреплять руководящие колхозные кадры; прекратить практику незаконного распоряжения колхозными средствами, незаконного и огульного наложения штрафов на колхозников.

 

В постановлении подчеркивалось, что партийные и советские организации смогут в ближайшие сроки добиться организационнохозяйственного укрепления колхозов только при условии, если «колхозный устав не формально, а на деле получит силу основного государственного закона в каждом колхозе и виновные в нарушениях устава будут строго наказываться».

Категория: История | Добавил: fantast (01.12.2018)
Просмотров: 3134 | Рейтинг: 5.0/1