Посевные площади в стране за годы второй пятилетки мало изменились (в 1932 г.— 134,4 млн., в 1937 г.— 135,3 млн. гектаров). Не произошло и существенного расширения посевных площадей зерновых культур. Зато структура посевов стала более благоприятной: возросли площади под пшеницей, особенно озимой, за счет сокращения посевов ржи. Производство пшеницы в 1937 г. в стране достигло 38 859 тыс. тонн, а урожайность с гектара — 9,4 центнера. Увеличение производства этой наиболее ценной продовольственной культуры явилось большим успехом социалистического сельского хозяйства. В среднем урожайность по всем зерновым культурам в 1937 г. составляла 9,3 центнера с гектара.
Увеличилась посевная площадь под техническими культурами, в 1937 г. она составляла 11,2 млн. гектаров. Выросли более чем в 2 раза посевы корне-клубнеплодных и огородных культур. Все они требовали относительно высокой механизации и больших затрат труда на каждый гектар, так как в отличие от зерновых им необходима междурядная обработка в течение всего лета.
В степной зерновой зоне страны возникли новые районы технических культур. Большие массивы хлопковых посевов имелись в Орджоникидзевском и Краснодарском краях, в Сталинградской и Ростовской областях, в Дагестанской и Крымской АССР. В южных районах УССР посевы хлопка концентрировались в основном в Днепропетровской и Николаевской областях. Правда, попытка широкого внедрения хлопковых посевов в этих районах не оправдала себя. Иные результаты дало создание новых свеклосеющих районов в южных и восточных областях (Краснодарский край, Саратовская область, Алтайский край и др.), где эта культура получила большое развитие.
Отрицательно сказывались на урожайности сравнительно невысокая агротехника. К началу 1935 г. севообороты были намечены в двух третях колхозов. Однако неоднократные слияния и разукрупнения многих колхозов, острый недостаток семян многолетних трав — все это привело к тому, что во многих колхозах севообороты числились введенными, а фактически их не было. К началу 1937 г., по данным Наркомзема, севообороты, которые не требовали коренного улучшения, сохранились у трети колхозов.
Минеральных удобрений производилось крайне мало, и почти все они шли под хлопок и свеклу.
Одним из отсталых участков было семенное дело. В постановлении СНК СССР «О мерах по улучшению семян зерновых культур», одобренном июньским (1937 г.) Пленумом ЦКВКП(б), указывалось, что в результате неудовлетворительной работы земельных органов, особенно Главного зернового управления Наркомзема СССР, не была выполнена поставленная вторым пятилетним планом задача доведения сортовых посевов до 75% всей иосевной площади.
Культура земледелия еще не вполне соответствовала повысившемуся уровню механизации сельского хозяйства. Только часть колхозов, умело используя преимущества социалистической системы хозяйства, достижения агрономической науки и опыт передовиков производства, добивалась высоких и устойчивых урожаев. Невысокий уровень культуры земледелия был главным препятствием к достижению высоких и устойчивых урожаев. При этом немаловажную роль сыграли неблагоприятные метеорологические условия, вследствие которых особенно 1936 год оказался неурожайным.
Значительно лучше было с урожайностью важнейших технических культур. Среднегодовой валовой сбор сахарной свеклы по второй пятилетке составил 14 592 тыс. тонн (в первую пятилетку — 9 805 тыс. тонн), а ее среднегодовая урожайность за это же время повысилась с 95 до 120 центнеров с гектара. Урожайность хлопка-сырца увеличилась соответственно с 6,8 до 9 центнеров с гектара, а валовая продукция — с 10,7 млн. до 18,4 млн. центнеров. По сбору хлопка СССР вышел на третье место в мире (после США и Индии), а по производству сахарной свеклы — на первое. Производство картофеля к концу второй пятилетки (1937 г.) составило 58 737 тыс. тонн, т. е. в 2,5 раза больше, чем в 1913 г.
Благодаря значительному росту производства технических культур вся валовая продукция земледелия за годы второй пятилетки возросла по сравнению с 1909—1913 гг. (в сопоставимых ценах) на 50%. Это было крупным успехом социалистического сельского хозяйства.
Наиболее отсталой отраслью сельского хозяйства оставалось животноводство. В 1933—1934 гг. страна все еще испытывала недостаток мясных и молочных продуктов, животного сырья (шерсти и т. д.).
Подъем животноводства стал одной из неотложных задач. Состоявшийся 29 июня — 1 июля 1934 г. Пленум ЦК ВКП(б) отметил, что «в целом состояние животноводства продолжает оставаться неудовлетворительным, его развитие идет крайне медленно, а по лошадям не приостановлен еще процесс сокращения поголовья» ‘.
ЦК обратил внимание партийных и советских организаций на необходимость вплотную заняться животноводством. Перед совхозным и колхозным руководством была поставлена задача повышения продуктивности скота, увеличения надоев молока, настрига шерсти, увеличения поголовья молодняка. Центральный Комитет партии предложил укрепить существующие товарные колхозные фермы, создать товарные фермы в тех колхозах, где их еще не было, обеспечить прочную кормовую базу.
Большое внимание животноводству уделил VII съезд Советов Союза ССР, состоявшийся в начале 1935 г.
Организационно-хозяйственное укрепление колхозов на основе нового устава сельскохозяйственной артели, правильно сочетавшего интересы государства, колхозов и колхозников, мобилизация тружеников сельского хозяйства на выполнение государственных планов, социалистическое соревнование, помощь государства в укреплении товарных ферм и преодоление бескоровности в личном хозяйстве колхозников — все это сыграло важную роль в подъеме животноводства. В 1935 г. государственный план по увеличению поголовья крупного рогатого скота был выполнен на 105,4%, овец — на 119,3, свиней — на 104%.
О большой помощи государства в преодолении отставания животноводства можно судить по следующим данным: с 1934 по 1938 г. животноводческими совхозами было продано колхозам и колхозникам на льготных условиях 1 285 тыс. коров и толок, 3 240 тыс. овец и коз, 1 722 тыс. свиней и поросят. Для покупки скота государство предоставляло колхозникам кредит.
Если в 1934 г. в СССР насчитывалось 108,6 тыс. ферм крупного рогатого скота с поголовьем 10,3 млн., то в 1937 г. число ферм составляло 132,3 тыс., а поголовье скота—14,7 млн. Число свиноферм за это же время увеличилось с 59,1 тыс. до 77,5 тыс., а количество свиней — с 3,5 млн. до 6,2 млн. голов. Овцеферм в 1934 г. было 46,5 тыс., а в 1937 г.— 70,9 тыс., овец и коз — соответственно 11,9 млн. и 22,7 млн.
Производство основных продуктов животноводства по всем категориям хозяйств с 1933 по 1937 г. возросло следующим образом: мяса и сала — с 2,3 млн. до 3 млн. тонн, молока — с 19,2 млн. до 26,1 млн. тонн, яиц — с 3,5 млрд, до 8,2 млрд, штук, шерсти — с 64 тыс. до 106 тыс. тонн. Однако план второй пятилетки по увеличению животноводческой продукции был выполнен только на 80%, в том числе по мясу — на 70%. Это объясняется тем, что все еще значительным был отход молодняка. Падеж телят в 1935—1937 гг. достигал 11%, поросят — более 12%, что свидетельствовало в первую очередь о плохом содержании скота, о недостатках в зоотехническом и ветеринарном обслуживании колхозов. Это не могло не сдерживать рост производства продуктов животноводства. | |
Просмотров: 969 | |