В годы второй пятилетки вопрос о подготовке кадров приобрел особую остроту. Если для первой пятилетки были характерны бурный рост технических вузов, организация массовой подготовки кадров технических специалистов, то для второй — характерно общее укрепление высшей школы, стремление к созданию более разносторонней и гармоничной системы высшего образования. Страна нуждалась в кадрах, владеющих передовой наукой и новой техникой. Подготовка таких кадров для всех отраслей социалистического хозяйства и культуры была одной из важнейших задач партии и Советского государства.
Во второй пятилетке расходы на высшее образование увеличились в 2,5 раза по сравнению с первой пятилеткой. Увеличилось число студентов, повысилось качество обучения. В 1937/38 учебном году в высших учебных заведениях обучалось 542 тыс. студентов.
Предметом особой заботы Коммунистической партии и Советского государства было обеспечение быстрой подготовки кадров по всем отраслям знаний в национальных республиках. Для этого на места направлялись квалифицированные специалисты, создавались высшие и средние специальные учебные заведения; в вузах РСФСР значительное число вакансий ежегодно предоставлялось молодежи из национальных районов.
Изменилась география высшего образования. В царской России лишь около 20 главным образом русских городов имели высшие учебные заведения. К концу второй пятилетки более 100 городов всех республик СССР имели университеты и институты.
Характерной особенностью развития высшей школы в эти годы явился ее быстрый рост в ранее отсталых районах. Если к началу первой пятилетки в Узбекистане в 3 вузах обучалось 4 тыс. студентов, то уже к 1935 г. там было 22 вуза с И тыс. студентов. В Таджикистане, Туркменистане, Киргизии в 1928 г. вообще не существовало высших школ, а через 10 лет в 14 вузах этих республик обучалось около 5 тыс.человек.
20 октября 1934 г. СНК СССР принял решение о подготовке кадров для Казахстана. В 1934 г. был создан Казахский университет в Алма-Ате, в 1935 г. в республике работало 16 вузов с 5 тыс. студентов. К 1937 г. в Казахстане сформировались кадры молодых ученых — специалистов по многим ведущим отраслям естественных, технических и гуманитарных наук. В Узбекистане только в течение второй пятилетки были организованы текстильный, политехнический, инженерно-железнодорожный, транспортный, сельскохозяйственный институты, Институт ирригации и механизации сельского хозяйства. Это дало возможность проводить широким фронтом подготовку национальных кадров специалистов.
Важное значение имело постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой», принятое 23 июня 1936 г. Перед вузами была поставлена задача обеспечить «подготовку высококвалифицированных, политически воспитанных, всесторонне образованных и культурных кадров, обладающих «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Ленин)», и способных полностью освоить новейшие достижения науки, использовать технику до дна и по-большевистски связать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой *.
Движение новаторов производства — стахановцев, опрокидывавших старые технические нормы, с новой остротой поставило вопрос о научной и учебной работе вузов, В постановлении СНК СССР и ЦК партии подчеркивалась необходимость пересмотра устаревших программ, пособий и т. д. Устанавливался твердый учебный режим, повышалась роль профессорско-преподавательского персонала, укреплялось единоначалие, вводился порядок, в силу которого в вузы принимались только лица, обладавшие необходимой подготовкой.
В 1933—1936 гг. плодотворную работу по упорядочению и совершенствованию высшего технического образования проводил Комитет по высшему техническому образованию (КВТО) при ЦИК СССР под руководством Г. М. Кржижановского. В 1936 г. сложные задачи руководства всей системой высшего образования в стране потребовали создания нового органа — Всесоюзного комитета по делам высшей школы (BKBI1I) при Совнаркоме СССР, председателем которого стал И. И. Межлаук.
В апреле 1934 г. предметом обсуждения широкого совещания научных работников, созванного Наркоматом здравоохранения, стал вопрос о перестройке медицинского образования в стране. В докладах и выступлениях известных деятелей науки В. А. Зеленина, А. А. Богомольца, Н. Н. Бурденко была поставлена задача создания новых учебников, усиления исследовательской работы кафедр, разработки новых программ с целью подготовки врача широкого профиля. В результате большой работы за годы второй пятилетки число врачей с 76 тыс. в 1932 г. увеличилось до 105,6 тыс. в 1937 г. К этому же времени почти 40% всей сети вузов страны готовили кадры работников просвещения. Еще в конце 20-х — начале 30-х годов на базе университетов, особенно в национальных республиках, создавались самостоятельные научные учреждения и высшие учебные заведения. Так, из Белорусского университета выделились медицинский, политехнический, юридический и педагогический институты. Ташкентский университет послужил базой для создания ряда институтов в Средней Азии и т. д. На химических факультетах возникли кафедры электрохимии, на физических — кафедры теоретических основ электротехники, на механико-математических — кафедры топологии, на географических — кафедры экономической географии и т. д. Большую роль п подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), а также Историко-архивный институт и такое своеобразное учебное заведение, как Институт народов Севера в Ленинграде. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а к 1938 г. эти факультеты уже имелись в 13 университетах.
В годы второй пятилетки развивается университетское образование. Восстанавливаются или вновь открываются университеты в Харькове, Свердловске, Баку, Самарканде и других городах страны. Всего к 1938 г. в 23 университетах страны на 126 факультетах обучалось 47 705 студентов. Важную роль в развитии советской высшей школы играл Московский государственный университет (МГУ). В 1935 г. Президиум Академии наук СССР принял решение о шефстве над Московским университетом с целью помочь ему превратиться «в высшую школу мирового значения».
К концу второй пятилетки в СССР сложилась четкая система высшего образования, позволявшая совершенствовать подготовку специалистов. Это явилось основой научного и технического прогресса Советской страны. Советская высшая школа только за годы второй пятилетки подготовила 370 тыс. специалистов.
Новые научные кадры и преподаватели высшей школы подготавливались на основе постановления Совнаркома от 13 января 1934 г. не только в высших учебных заведениях, но и в научно-исследовательских институтах. СНК установил ученые степени и звания для работников научных учреждений и вузов. К концу 1934 г. в вузах, институтах красной профессуры, институтах марксизма-ленинизма готовилось 9400 аспирантов, из которых более трети были рабочими и около половины — коммунистами.
Таким образом, была создана и укреплена система народного образования: всеобщее обучение с явно выраженной тенденцией развития семилетнего и десятилетнего образования, широкая сеть курсов и техникумов и, наконец, высшая школа, позволившая непрерывно увеличивать и совершенствовать подготовку специалистов всех отраслей народного хозяйства и культуры, ставшая основным источником формирования советской интеллигенции.
Построение фундамента социализма, ликвидация эксплуататорских классов, изменения в социальной структуре общества привели к тому, что отпала необходимость в социальных ограничениях при приеме в вузы. Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 декабря 1935 г. отменило эти ограничения. Для советской школы отныне не существовало никаких ограничений социального порядка. Это знаменовало создание социалистической системы народного образования, которая нашла законодательное закрепление в Конституции СССР 1936 года. | |
Просмотров: 3186 | |