К концу второй пятилетки главной и решающей силой советской интеллигенции стали специалисты с высшим и средним образованием, подготовленные в годы Советской власти. «Наша современная интеллигенция,— отмечал М. И. Калинин,— это первое поколение советской интеллигенции. Это плоть ог плоти советского народа, это неотъемлемая часть нашего народа. На чело советского интеллигента можно даже узнать характерные черты и рабочего, и крестьянина»
Выдвижение рабочих и крестьян на руководящие должности в промышленности, сельском хозяйстве, государственном аппарате пополняло новыми силами ряды советской интеллигенции. В годы второй пятилетки выдвиженцы составляли более половины руководящих хозяйственных кадров СССР. Для оказания этим кадрам помощи в овладении техникой была создана широкая сеть курсов и семинаров.
Казалось, понадобятся многие годы, чтобы из рабочей и крестьянской молодежи сформировались специалисты высокой квалификации. Но Советское государство в короткий срок решило эту трудную задачу, широко развернув подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры. Высшие и средние специальные учебные заведения, открытые во всех советских республиках, к середине 30-х годов стали главным источником формирования кадров инженеров, учителей, техников, агрономов, врачей. Ленинская национальная политика способствовала осуществлению многообразных форм подготовки специалистов на местах: направление молодежи из республик для учебы в центральные вузы страны; командирование специалистов из центра для подготовки кадров на местах; создание в Москве, Ленинграде, Ташкенте и других центрах специальных учебных заведений, факультетов и отделений для представителей разных национальностей. Была создана благоприятная обстановка для роста молодых кадров. Они были окружены вниманием и заботой старшего поколения русской интеллигенции. Характерно в этом отношении письмо-завещание академика И. П. Павлова, обращенное к молодежи: «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях. Наша Родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное — науку щедро вводят в жизнь в нашей стране...»
Научные идеи А. П. Карпинского, почти 20 лет возглавлявшего Академию наук, способствовали открытию новых месторождений полезных ископаемых. Руководимая им Академия воспитала кадры молодых специалистов, работавших рука об руку со старшим поколением советских ученых. В то же время совместная работа с молодежью вливала свежую струю в деятельность старых специалистов. Пионеры всех новых начинаний, пытливые искатели в науке, молодые кадры, как писал И. М. Губкин, «заражали... седовласых академиков молодым комсомольским задором и заставляли забывать разницу лет в великой совместной работе по построению нового общественного строя». Содружество старых и молодых ученых в деле развития советской науки явилось одной из самых ярких черт советской действительности.
Большую роль в подготовке научных и педагогических кадров играли академии наук и университеты. В эти годы аспиранты МГУ защитили свои первые кандидатские диссертации. Аспиранту Д. И. Блохинцеву при защите кандидатской диссертации была присуждена ученая степень доктора физических наук. Через аспирантуру университетов были подготовлены выдающиеся ученые: С. Л. Соболев, Л. С. Понтрягин, А. А. Ильюшин (МГУ), С. Н. Джанашиа, А. С. Чикобава, В. Т. Топурия (Тбилисский университет), Т. Н. Кара-Ниязов (Среднеазиатский университет), II. Шагинян (Ереванский университет), Г. Камай (Казанский университет).
Из числа аспирантов Академии наук СССР, подготовленных в 30-е годы, вышли такие крупные исследователи, как М. В. Келдыш, С. А. Христианович, В. И. Векслер, Б. М. Вул, Г. Д. Латышев, Н.М. Сисакян и др.
Смотром достижений научной смены была 1-я конференция молодых ученых, проведенная по инициативе московского комсомола в апреле 1934 г. В ней приняли участие около 1300 молодых ученых 144 организаций Москвы, Ленинграда, Харькова, Казани. «Я с гордостью смотрю, как из народа растет и крепнет молодая научная сила, которая продолжит с успехом нашу работу»,— сказал, приветствуя молодых ученых, академик А. Н. Бах.
Отличительной чертой советской научной интеллигенции явилось растущее участие в научных изысканиях женщин-ученых.
Работы доктора наук С. А. Яновской внесли ценный вклад в историю математики. А. М. Панкратова написала ряд работ по истории рабочего класса. М. В. Нечкина создала исследования о декабристах и их эпохе.
В республиках Востока и Севера, где в недалеком прошлом женщина влачила полурабское существование, разбуженные революцией, воспитанные Коммунистической партией, поднялись к научному творчеству первые женщины-ученые: тунгуска (эвенка) Оширова, зырянка (коми) Ворсина, узбечка Саид Маширова, казашка Нейли Базанова (ныне академик Казахской ССР) и др.
Равноправие женщин Советской страны, их подлинное освобождение проявилось и в том, что к 1937 г. женщины составляли 41% учащихся вузов и 46,7% учащихся средних специальных учебных заведений. Уже к середине 30-х годов в Советском Союзе более 66 тыс. женщин стали инженерами и техниками. До Октябрьской революции в России было лишь около 3 тыс. жешцин-врачей, а к 1936 г. их насчитывалось уже 42 тыс.
Из поколения, взращенного революцией, вышла новая народная советская интеллигенция, подготовленная высшей школой. Представители старой интеллигенции также нашли свое место в благородном деле социалистического переустройства родной страны, убеждаясь с каждым днем в безграничных возможностях социализма. В. И. Ленин указывал, что «весь опыт неминуемо приведет интеллигенцию окончательно в наши ряды...» '. Это мудрое предсказание было воплощено в жизнь уже в течение первого 20-летия Советской власти.
Ленинская мысль о том, что специалисты, деятели науки обязательно придут к признанию коммунизма «через данные своей науки» 1 2, блестяще осуществилась. Вовлечению их в строительство новой жизни способствовали целеустремленная политика Коммунистической партии, успешное осуществление народнохозяйственных планов и культурного строительства, героический труд рабочего класса и колхозного крестьянства.
В ходе социалистического строительства представители старой интеллигенции становились все более активными участниками грандиозных преобразований, проводимых под руководством Коммунистической партии. Об этом писали видные специалисты Б. Веденеев, П. Ротерт, С. Жук, А. Туполев, М. Дукельский и др. «Что заставило инженеров служить делу социализма? Нас увлекла радость творчества на благо всему человечеству, нас увлекли неслыханные... возможности развертывания творческих сил, возможности самого разнообразного и могучего технического творчества»,— писали они.
Академик Е. О. Патон в своих воспоминаниях рассказывает, что он сначала не верил в возможность выполнения первого пятилетнего плана: «Время шло. Когда развернулись работы по Днеп-ростпою, который никак не давался прежней власти, я начал понимать свою ошибку. По мере того, как осуществлялись новые стройки, реконструкция Москвы и другие большие начинания партии и правительства, все больше изменялось мое мировоззрение. Я стал понимать, что к Советской власти меня приближает то, что труд, который являлся основой моей жизни, Советская власть ставит выше всего. В этом я убедился на деле. Я сознавал, что перерождаюсь под влиянием новой жизни».
Этот же процесс перевоспитания и окончательного перехода к социализму характеризует позицию старой литературно-художественной интеллигенции. Народный артист СССР И. М. Москвин на общемосковском собрании работников искусств в декабре 1936 г. говорил: «Я из своей прежней, дореволюционной жизни притащил с собой огромный, сорокатрёхлетний хвост... —сразу его не сбросишь. Много было обывательщины, предрассудков, кажущегося благополучия, мертвых традиций, равнодушия к окружающей действительности. Можно было бы и поторопиться, перекраситься в красный цвет, но стыдно перед самим собой. Да и не поможет — внешняя краска скоро слезет, и ты можешь оказаться пестреньким, а то и совсем белым, а таких людей у нас выводят за ушко и на солнышко... Нужно ближе подойти к жизни, нужно зоркими глазами вглядываться в каждое движение страны, в каждый факт, который с необычайной убедительностью доказывает стремление нашего народа к познаниям, его мужество и героику (челюскинцы, освоение Севера), его непрерывные победы на фронте труда, доходящие до степени доблести, геройства (трех-четырех-кратиое перевыполнение заданий), его стихийное стремление к культуре и искусству. Если не закрывать глаз и ушей на все это, ведь нельзя остаться равнодушным к происходящему вокруг тебя» ’.
Идейная работа Коммунистической партии среди старой интеллигенции, ее общий труд для народа благотворно сказались на процессе общественно-политической активизации специалистов дореволюционной формации. Сказались и результаты работы массовых беспартийных организаций интеллигенции — секций инженерно-технических работников профсоюзов, Союза научных работников и особенно ВАРНИТСО, которая впоследствии именовалась «Всесоюзной организацией работников науки и техники — активных участников социалистического строительства».
ВАРНИТСО оказывала научно-техническую и организационную помощь многим заводским и транспортным лабораториям, организовала «Ленинскую эстафету технической пропаганды на предприятиях черной металлургии Юга», помогала проведению технических экзаменов рабочих на ведущих предприятиях тяжелой индустрии. На Московском автомобильном заводе в 1934 г. был создан Комитет содействия технической реконструкции, в который вошли известные академики Н. С. Курнаков, А. А. Байков, Е. А. Чудаков. Их консультации сыграли важную роль в проведении реконструкции завода.
Когда летом 1934 г. на Украине среди колхозников началось движение за организацию хат-лабораторий, крупнейшие ученые К. И. Скрябин, Б. А. Келлер, Е. Ф. Лискун, Б. М. Завадовский, Т. Д. Лысенко, П. Ф. Добрынин, И. В. Якушкин приняли в нем участие. В живой практической работе крепла связь рабочего класса и крестьянства с учеными. Так на практике осуществлялся тот «союз науки и труда», о котором мечтал К. А. Тимирязев.
Деятели науки, техники, искусства проводили широкую лекционную пропаганду среди рабочих и крестьян, на заводах, фабриках, в колхозах страны. Только в 1937 г. ученые прочитали 428 лекций, которые прослушало около 100 тыс. трудящихся
в Москве, Ленинграде, Харькове, Горьком, Воронеже, Астрахани, Иванове и других городах. Академик В. Л. Комаров с большим удовлетворением отмечал, что ни Лондон, ни Париж не могут похвастать аудиторией воскресных чтений Политехнического музея, заполненного простыми людьми из народа, что это возможно лишь там, где «наука, искусство и техника становятся общим достоянием».
Советские театры вели широкую шефскую работу в колхозах, на заводах, в частях Красной Армии, неустанно помогая развитию самодеятельного творчества. Коллектив МХАТ, например, шефствовал над заводом «Красный богатырь» и рядом воинских частей. Артисты Малого театра посещали отдаленные районы страны — Крайний Север, Якутию. «Мы доказали этим,— вспоминала народная артистка СССР В. Н. Пашенная,— что нет трудностей, которые не смог бы побороть советский актер. Мы шли в ногу с лучшими людьми нашей Родины».
Иимой 1935/36 г. артисты Москвы дали тысячи спектаклей и концертов в Московской области, внеся значительный вклад в культурно-просветительную работу в деревне, поднимая кругозор колхозников, воспитывая у них любовь к искусству. Это непосредственное общение с народом было плодотворным и для самих артистов.
Активное участие в общественной жизни страны старых специалистов сочеталось с их марксистско-ленинским образованием. За годы второй пятилетки были созданы и успешно работали первые 23 университета марксизма-ленинизма для ученых, в которых овладевало теорией около 6 тыс. работников науки и техники '. «По мере того, как мы овладеваем марксистско-ленинской методологией, поднимается теоретический уровень нашей науки, и она полнее обращается на дело социализма»,— говорилось в приветствии ученых VII Всесоюзному съезду Советов в 1935 г.
Так канула в Лету былая аполитичность интеллигенции. Советские специалисты являли собой пример служения высокому общественному долгу, коллективизма, активного участия в строительстве социализма.
Представители советской интеллигенции были избраны депутатами Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, среди них: ученые А. Н. Бах, В. Л. Комаров,
A. А. Байков, Г. М. Кржижановский, Н. Н. Бурденко, А. А. Богомолец, Н. В. Цицин, Т. Д. Лысенко, В. А. Веснин, О. Ю. Шмидт,
B. Н. Образцов, И. М. Губкин, Б. Е. Веденеев, И. П. Бардин, писатели А. А. Фадеев, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, артисты И. М. Москвин, В. И. Качалов, Н. И. Хмелев, Л. М. Леонидов, А. К. Тарасова, Е. П. Корчагина-Александровская, Н. К. Черкасов и др. К январю 1937 г. в СССР насчитывалось около 10 млн. человек интеллигентного труда. Советская интеллигенция состояла из перевоспитанной социалистическим строем старой интеллигенции, молодых специалистов, подготовленных средней и высшей школой, и выдвиженцев из рабочих и крестьян, поднятых на вершину государственного и хозяйственного руководства.
Таким образом, за 20-летие Советской власти проблема подготовки и формирования своей народной социалистической интеллигенции как одна из главных задач культурной революции была решена.
Воспитанная советским образом жизни, социалистическая интеллигенция стала важной творческой силой народа во всех областях материальной и духовной культуры, партийного, государственного и военного аппарата, во всех сферах деятельности, являя собой содружество старых и молодых кадров, вооруженных идеологией марксизма-ленинизма. | |
Просмотров: 4253 | |