Важную роль в развертывании культурно-просветительной работы в массах играли клубные учреждения. Для второй пятилетки характерны пестрота и разнообразие форм этих учреждений, строившихся в соответствии с условиями жизни и быта различных народов. Красные чайханы в Узбекистане, женские клубы в Азербайджане, красные чумы, яранги, кибитки, культбазы у народов Севера вели среди населения массовую воспитательную работу.
Возросший уровень культуры трудящихся требовал не только расширения сети изб-читален, но и развертывания новых, более высоких форм культурно-просветительной работы. На селе, в районных центрах, при МТС и крупных совхозах стали создаваться дома культуры и колхозные клубы. На 1 января 1938 г. имелось 1620 сельских домов культуры и 36 847 изб-читален.
В городах строились дворцы культуры — высший тип клубного учреждения. К первой годовщине Крнститу.ции СССР рабочие Московского автозавода получили замечательный Дворец культуры с театральным и концертным залами, лекторием, библиотекой, насчитывавшей 200 тыс. книг, множеством помещений для разнообразных кружков, специальным детским сектором. Прекрасный Дворец культуры и-м. Кирова был построен к 20-летшо Октября для ленинградских рабочих. Дворцы культуры для рабочих были открыты в Харькове, Баку, Березниках, во всех союзных и многих автономных республиках и областях. Всего за годы второй пятилетки число клубных учреждений различного типа (дома культуры, избы-читальни, колхозные клубы, клубы профсоюзов идр.) выросло с 53 224 до 95 626, главным образом за счет колхозных клубов.
Многогранная работа городских и сельских клубов строилась с таким расчетом, чтобы возможно полнее удовлетворить растущие культурные запросы трудящихся и широко развивать их самодеятельность. И взрослые, и особенно молодежь вовлекались во всевозможные художественные кружки и ансамбли. В клубах устраивались смотры и конкурсы художественной самодеятельности. Несмотря на нехватку подготовленных культпросветработников, работа клубов приносила благотворные плоды благодаря активности самих трудящихся и участию в этой работе местной интеллигенции.
Одним из наиболее трудных участков культурно-массовой работы всегда была антирелигиозная пропаганда. В стране еще функционировало до 30 тыс. церквей, мечетей, синагог и других культовых учреждений. По сравнению с дореволюционным временем число служителей религии уменьшилось в 4 с лишним раза, однако их нарчитывалось еще около 80 тыс. К 1937 г. до двух третей населения деревни и около трети городского населения в той или иной степени сохраняли еще связь с религией. Там, где слабо велась научно-атеистическая пропаганда, служители религии активизировались. Среди церковников и сектантов имелось немало людей, враждебно настроенных к Советской власти.
В 1937 г. Коммунистическая партия потребовала резкого перелома в развертывании антирелигиозной пропаганды, ее усиления, особенно индивидуальной работы с верующими. В результате принятых мер в журналах и газетах стали чаще появляться статьи и материалы по антирелигиозным вопросам, увеличился выпуск литературы и расширилась лекционная научно-атеистическая пропаганда, оживилась работа Союза воинствующих безбожников (СВВ). | |
Просмотров: 916 | |