Под воздействием успехов социализма, идей и политики Коммунистической партии советская художественная интеллигенция все сознательнее и активнее включалась в борьбу за построение социализма. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. способствовало созданию единой идейно-политической платформы советских деятелей литературы и искусства.
Единство литературного движения отражало растущее морально-политическое единство всего советского народа, устраняло опасность развития кружковщины, отрыва писателей от жизни, от социалистической действительности. Борясь против аполитичности, вульгарного социологизма, формализма и трюкачества, М. Горький выдвигал перед советской литературой «крайне трудную задачу — создать приемами реализма эпическое искусство, в котором отразился бы со всей возможною силой слова и полнотою героизм рабочего класса, строителя нового общества» Еще дооктябрьскими произведениями М. Горького было положено начало пролетарской литературе, основанной на новом творческом методе. Естественно развиваясь в процессе литературного творчества после пролетарской революции, подобный метод в эпоху победы социализма стал основным в советской литературе и получил свое определение как метод социалистического реализма. «Совершенно нелепы утверждения буржуазных критиков и литературоведов, будто бы социалистический реализм навязан советской литературе «сверху» как некая директива, — подчеркивается в «Истории русской советской литературы». — ...Ко времени своего теоретического определения социалистический реализм на практике уже был основным методом советской литературы... Да и само понятие «социалистический реализм» не было результатом чьего-либо единоличного открытия и явилось не сразу, а в результате довольно длительных исканий и литературных дискуссий» ’.
По вопросу о сущности этого метода в 1932—1934 гг. были проведены широкие дискуссии на писательских собраниях, на страницах газет и журналов при самом активном участии А. В. Луначарского, М. Горького, ведущих советских писателей и критиков. Обсуждались проблемы метода и мировоззрения, места романтики и многообразие стилей социалистического реализма.
Крупным событием в культурной жизни Советской страны явился 1-й Всесоюзный съезд советских писателей, открывшийся 17 августа 1934 г. в Москве. На съезде присутствовало 597 делегатов 52 национальностей Советского Союза. Это был съезд объединения и сплочения всех литературных сил страны.
Перед съездом на партийных активах, комсомольских собраниях, читательских конференциях, слетах литературных кружков, библиотечных вечерах в городах и селах, на заводах и в колхозах обсуждались произведения советской литературы, проводились дискуссии, вырабатывались наказы читателей писателям. Перед рабочей и крестьянской аудиторией с творческими отчетами выступали А. Серафимович, Ф. Гладков, А. Новиков-Прибой, Ф. Панферов, А. Караваева, М. Шагинян и другие писатели. К съезду готовилась вся страна, проявляя живой интерес к развитию своей литературы.
«С гордостью и радостью открываю первый в мире съезд литераторов Союза Советских Социалистических Республик, обнимающих в своих границах 170 миллионов человек,— говорил М. Горький.— Литература стала частью жизни страны, а художники слова — строителями социализма». С яркой речью «Советская литература — самая идейная, самая передовая литература в мире» выступил от имени ЦК партии А. А. Жданов. Он подчеркнул, что советские литераторы уже давно связали свое творчество с классовой борьбой пролетариата, с большевистской партией.
Глубокое обоснование принципов советской литературы дал в своем докладе М. Горький. Съезд обсудил доклады о детской литературе, о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества, о международной художественной литературе, а также доклады о развитии национальных литератур Украины, Белоруссии, Татарии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Живую творческую дискуссию вызвали доклады о драматургии, о литературной молодежи и работе издательств с начинающими авторами.
Участники съезда говорили о сдвигах в сознании художественной интеллигенции, о больших и почетных задачах, стоящих перед советской литературой. «Нам дано удивительное счастье, — говорил Л. Леонов,— жить в самый героический период мировой истории... Отсюда вытекают и наши обязанности, и наши права, и наша гордость, и трудности наши, и наше будущее гражданское удовлетворение, что в конце концов мы одолеем эти трудности. Конечно, ни в одну эпоху литератор не испытывал такой почетной и высокой ответственности, как сейчас. Это наше основное дело — показать в образах, глубоких и запоминающихся, великое столкновение идей, разработать хотя бы вчерне принципы новой морали и запечатлеть рождение еще неслыханного мира».
На съезде говорилось о решительном преодолении рапповщи-ны: командования, администрирования, «вождизма» в литературе, о борьбе против упрощенной и схематичной трактовки советской жизни и советского человека. Советские литераторы твердо защищали принципы социалистического реализма от различных извращений и догматических наслоений. А. Фадеев опровергал на съезде схемы догматиков, стремившихся ограничить этот метод лишь пафосом героизма, и подчеркивал, что «социалистический реализм, утверждая новую, социалистическую действительность, новых героев, в то же время является наиболее критическим из всех реализмов». Тенденция приукрашивания действительности в литературе и искусстве приводила нередко к тому, что критика отвергала даже возможность конфликтов в нашей жизни, противоречия между идеалами и действительностью. Это вызывало решительный протест лучших литераторов, «Наша литература не должна бояться конфликтных положений,— заявлял А. Макаренко. — Секрет и прелесть нашей жизни не в отсутствии конфликтов, а в нашей готовности и умении их разрешить».
М. Кольцов в своем выступлении на съезде остроумно высмеял тех, кто боялся сатиры и юмора, придерживаясь формулы: «Пролетариату смеяться еще рано; пускай смеются наши классовые враги». Он рассказал, как пришлось «доказывать право па существование в советскохг литературе писателей такого рода, как Ильф и Петров, и персонально их».
Писатели единодушно выступали против попыток возродить рапповские проработки и наклеивание ярлыков, против сковывающих регламентаций художественного творчества.
Подводя итоги творческого обсуждетхя проблем советской литературы на съезде, М. Горький говорил: «Партия и правительство отнимают у нас и право командовать друг другом, предоставляя право учить друг друга. Учить — значит взаимно делиться опытом. Только это, и не больше этого».
Съезд утвердил устав Союза писателей СССР и избрал Правление Союза.
1-й Всесоюзный съезд советских писателей единодушно признал социалистический реализм основным методом советской литературы и записал это в своем уставе. В уставе говорилось, что принципы социалистического реализма сложились в результате критического освоения литературного наследия прошлого и изучения опыта строительства социализма. Будучи связан с литературой критического реализма, социалистический реализм знаменует более высокую ступень литературного развития. Он не только отражает силы и тенденции истории и положительного героя, но и находит реальный путь к осуществлению идеала в действительности. Определение социалистического реализма содержало два основных требования: «правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» и «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Подчеркивалось, что этот метод указывает лишь основные идейно-художественные принципы, обеспечивая широкие возможности проявления «творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».
1-й Всесоюзный съезд писателей имел большое международное значение. 40 прогрессивных писателей 13 стран мира были гостями съезда; среди них: Мартин Андерсен-Нексе, Вилли Бредель, Эми Сяо, Луи Арагон, Жан Ришар Блок, Иоганнес Бехер и др.
«В чем вижу я победу большевизма на съезде писателей?— говорил М. Горький, закрывая Первый съезд советских писате-ле1х.— В том, что те из них, которые считались беспартийными, «колеблющимися», признали,— с искренностью, в полноте которой я не смею сомневаться,— признали большевизм единственной боевой руководяще идеей в творчестве, в живописи словом» | |
Просмотров: 2384 | |