Во второй половине 30-х годов интенсивно развивались все виды и формы музыкального творчества, значительно вырос их художественный уровень. Крупнейшие произведения создали в эти годы композиторы старшего поколения Н. Мясковский, Р. Глиэр, С. Василенко, А. Гедике. Ярко расцветал талант С. Прокофьева.
Азербайджанский композитор У. Гаджибеков создал оперу «Кер-Оглы» и оперетту «Аршин мал алан», М. Магомаев — оперу «Наргиз», вошедшие в золотой фонд советского музыкального искусства.
Достиг творческой зрелости и мирового признания композитор Д. Шостакович, Д. Кабалевский создал третью симфонию «Реквием памяти Лепина». Выдвинулись молодые советские композиторы Т. Хренников и В. Мурадели. В 1934 г. со своей первой симфонией выступил только что окончивший консерваторию А. Хачатурян. В 1936 г. написал свою первую симфонию выпускник Московской консерватории Т. Хренников.
Молодой композитор И. Дзержинский создал оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» на сюжеты М. Шолохова, Д. Кабалевский — оперу «Кола Брюпьон» по Р. Роллану. Хореографическое искусство обогатилось балетом С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», Б. Асафьев создал балет «Пламя Парижа», А. Крейн'—балет «Лауренсия» на сюжет Лопе де Вега «Овечий источник».
Симфонии Н. Мясковского, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, сюиты С. Прокофьева, театральная музыка Т. Хренникова, песенное творчество А. В. Александрова, В. Соловьева-Седого, А. Новикова, И. Дунаевского — все это разнообразие жанров обогащало музыкальное творчество Советской страны.
В честь 20-летия Октября в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Тбилиси с большим успехом прошли первые декады советской музыки.
В середине 30-х годов во многих советских республиках создаются музыкальные и оперные театры. Белорусский государственный театр оперы и балета ставит первые национальные оперы: «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого и «В гущах Полесья» А. Богатырева. На базе труппы при Таджикском театре в 1937 г. создается самостоятельный музыкальный театр; организуется киргизская филармония; Узбекский театр ставит свою первую музыкальную драму «Гюльсара».
Повсеместно организуются музыкальные школы, училища, консерватории; начинается планомерная подготовка музыкантов-исполнителей, певцов, дирижеров.
В эти годы выдвигаются молодые советские дирижеры Е. Мравинский, К. Иванов, Н. Рахлин, Б. Хайкин. Создаются музыкальные ансамбли, деятельность которых прославила советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, квартет им. Комитаса, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры Государственной филармонии, Всесоюзного радиокомитета, Государственный хор СССР, Государственный духовой оркестр и Государственный оркестр народных инструментов.
Вдохновение, гуманизм, совершенная техника характеризовали советскую музыкальную исполнительскую культуру. На рост этой культуры оказало благотворное влияние прежде всего развитие музыкального образования в стране, давшее возможность одаренной молодежи раскрыть свои способности под руководством признанных мастеров и педагогов.
На художественное творчество и репертуар советских исполнителей воздействовали быстрый духовный рост всего нашего народа, его тяга к художественным сокровищам, накопленным человечеством. | |
Просмотров: 2645 | |