Ликвидация неграмотности, повышение общеобразовательного уровня рабочих благоприятствовали подготовке квалифицированных кадров. Одной из основных форм подготовки квалифицированной рабочей силы были школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). За 20 лет своего существования они подготовили 2,5 млн. квалифицированных рабочих, составивших костяк кадрового советского рабочего класса. За три года пятилетки школы ФЗУ подготовили 500 тыс. квалифицированных рабочих, что составляло 29% к пятилетнему заданию. Приток учащихся в школы ФЗУ в эти годы сильно сократился в связи с тем, что городская и сельская молодежь шла учиться в среднюю школу.
Поскольку школы ФЗУ не полностью обеспечивали народное хозяйство квалифицированной рабочей силой, на предприятиях и стройках широкое развитие получила сеть производственно-технического обучения без отрыва от производства (курсы техминимума, стахановские школы и т. и.).
Стахановские школы возникли еще в 1935 г., но широкое распространение получили в годы третьей пятилетки. Рабочие называли их «университетом у станка». Стахановцы передавали свой опыт и знания товарищам. После окончания школы многие рабочие становились ударниками, производительность их труда значительно повышалась.
Разновидностью стахановских школ явилась деятельность ста-хановцев-инструкторов. Обычно инструктором-стахановцем становился рабочий с большим производственным опытом. Стахановцы учили рабочих передовой технологии, правильной организации рабочего места, культуре труда. С 1939 г. на многих предприятиях страны были созданы школы передового опыта, многостаночного обслуживания, второй профессии и т. п.
Творческая инициатива рабочего класса породила и такую форму массового повышения квалификации рабочих, как шефство передовиков производства над новичками и отстающими рабочими. Кроме того, практиковались выступления стахановцев в печати, по радио, поездки передовиков производства на другие предприятия для передачи опыта работы.
В годы третьей пятилетки продолжали функционировать и курсы мастеров социалистического труда для рабочих-стаханов-цев, добившихся высоких производственных показателей. Они готовили квалифицированных работников, способных разбираться не только в технике и организации производства, но и быть его руководителями. На предприятиях угольной промышленности в 1940 г. на курсах мастеров социалистического труда обучалось около 20 тыс. человек. Свыше 2,3 тыс. из них стали командирами производства. Многие дз окончивших курсы продолжали свое обучение на вечерних отделениях техникумов. Широкая сеть технических курсов способствовала увеличению числа квалифицированных рабочих в промышленности СССР. Только за три года третьей пятилетки было подготовлено 4,2 млн. рабочих массовых квалификаций.
Значительно выросло число квалифицированных работниц. К началу 1941 г. удельный вес женщин среди токарей составлял 17%, формовщиков — 29, кузнецов и штамповщиков — 11, электромонтеров электроподстанций — 32 %. Бурное развитие социалистической экономики, особенно тяжелой промышленности, и необходимость форсированной индустриализации восточных районов страны требовали изменения форм подготовки квалифицированных рабочих, устранения имевшегося дефицита рабочей силы, а также правильного ее распределения. Необходимо было создать для промышленности и транспорта определенный резерв рабочей силы.
2 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О государственных трудовых резервах СССР», который предусматривал ежегодную подготовку для нужд промышленности и транспорта ремесленными и железнодорожными училищами, а также школами фабрично-заводского обучения от 800 тыс. до 1 млн. молодых рабочих. Обучение в школах и училищах было бесплатное, учащиеся принимались на полное государственное обеспечение. Срок обучения в ремесленных и железнодорожных училищах определялся в два года. Училища должны были готовить металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных железнодорожников (помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, бригадиров по ремонту пути).
Подготовка рабочих массовых профессий намечалась в школах ФЗО, где срок обучения устанавливался шесть месяцев. Окончившие школы и училища составляли государственный резерв рабочей силы, находившийся в непосредственном распоряжении СНК СССР. Они распределялись по государственному плану с учетом важности и нужд отдельных экономических районов и отраслей народного хозяйства и обязаны были после обучения проработать на государственных предприятиях в течение четырех лет.
Создание ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО предоставляло городской и колхозной молодежи широкую возможность приобрести различные промышленные специальности. К декабрю 1940 г. были открыты 1550 учебных заведений трудовых резервов с общим контингентом 602 тыс. учащихся. В начале 1941 г. было открыто еще 500 школ ФЗО с трехмесячным сроком обучения с целью ускоренной подготовки рабочих для лесной промышленности, промышленности строительных материалов и железнодорожного строительства. В эти школы было принято около 106 тыс. человек. Свыше 25 тыс. высококвалифицированных мастеров передавали молодежи свои знания, опыт, лучшие традиции советского рабочего класса.
Кроме производственного обучения, большое внимание в училищах и школах ФЗО уделялось политическому воспитанию учащихся. Для усиления партийно-политической работы в учебных заведениях системы трудовых резервов была введена должность заместителя директора по политической части.
Советское государство ассигновало огромные средства на училища и школы ФЗО, создало им богатую материальную базу. Школы и училища были обеспечены производственными и бытовыми зданиями, в их распоряжении находилось более 23 тыс. токарных, фрезерных, строгальных и других металлообрабатывающих станков. Большую роль сыграло постановление СНК СССР от 27 января 1941 г., согласно которому все доходы, получаемые школами ФЗО от выполнения производственных заказов, оставались в их распоряжении. В целях повышения материальной заинтересованности учащихся в успешной учебно-производственной работе в школах ФЗО вводился порядок, согласно которому от 50 до 80% доходов от выполнения производственных заказов выдавалось учащимся, выполнявшим эти заказы. Многие учащиеся уже на четвертом-пятом месяце обучения выполняли нормы кадровых рабочих. Они дополнительно давали стране тысячи тонн топлива, металла, производили дефицитные машины, станки и т. д., выполняли ответственные производственные заказы предприятий.
Первый выпуск специалистов из школ ФЗО состоялся в мае 1941 г. В народное хозяйство страны влилось 250 тыс. рабочих массовых профессий. Новое пополнение рабочего класса, пришедшее на предприятия угольной, металлургической, нефтяной и некоторых других отраслей промышленности, было тепло встречено кадровыми рабочими. Принимая их в свою семью, старейшие производственники обращались к ним с особым наказом, проникнутым отеческой заботой. В наказе молодым рабочим завода «Красное Сормово» говорилось: «Вам вверят станки, инструменты, материалы. Все это — народное добро, которое создавали ваши отцы и братья. Лично у нас, потомственных рабочих, годами вырабатывалась привычка беречь станок, инструменты, экономно расходовать материалы. Бережливость — коммунистическая черта, присущая коммунистическим рабочим. И вам, молодым рабочим, мы наказываем беречь свой станок, инструмент, как боец винтовку. Будьте экономными везде и всюду, в том числе и в личном бюджете. Советскому рабочему чуждо всякое растранжиривание и расточительство».
Выпускники школ ФЗО, а также ремесленных и железнодорожных училищ, приняв трудовую эстафету от старших товарищей, были достойным пополнением рабочего класса. | |
Просмотров: 1139 | |