В третьей пятилетке продолжалось техническое вооружение сельского хозяйства, хотя его темпы заметно снизились вследствие перестройки работы промышленности для нужд обороны. Производство тракторов и других сельскохозяйственных машин сократилось. Если во второй пятилетке тракторный парк МТС в среднем увеличивался на 48,5 тыс. единиц в год, то в третьей пятилетке — только на 13,8 тыс. единиц. Однако и в эти годы деревня получила больше тракторов и других машин, чем в годы первой пятилетки. О мощи материально-технических средств социалистического сельского хозяйства говорят следующие данные: к началу 1941 г. на колхозных и совхозных полях работали 684 тыс. тракторов (в 15-сильном исчислении) и 182 тыс. зерновых комбайнов, 228 тыс. грузовых автомобилей. По сравнению с дореволюционным периодом энерговооруженность сельскохозяйственного труда увеличилась в 3 раза.
Значительно расширилась сеть МТС, игравших решающую роль в производственно-техническом обслуживании колхозов. Их численность возросла с 5,8 тыс. в 1937 г. до 7 тыс. в 1940 г. Теперь они обслуживали уже 85% колхозов, их техникой обрабатывалось 94,1% колхозных посевов.
С 5 февраля 1938 г. МТС стали полностью обеспечиваться за счет государственного бюджета. Их рентабельная работа была возможна лишь при строгом соблюдении финансовой дисциплины. Этому вопросу было посвящено в феврале 1938 г. Всесоюзное совещание руководящих земельных работников. Выступивший па совещании нарком земледелия СССР Р. Я. Эйхе подчеркнул, что «финансовое хозяйство МТС требует к себе самого пристального внимания». Он подверг критике тех участников совещания, которые задачу лучшего использования тракторов и других машин пытались свести к увеличению штатов МТС и земельных органов, к введению новых должностей. «Отыгрываться на увеличении штатов недопустимо,— говорил Р. Я. Эйхе,— Главное внимание сейчас следует уделить бригадиру тракторной бригады, вопросам организации работы в тракторных бригадах. Здесь — ключ улучшения использования тракторов и машин», Нарком особо подчеркнул необходимость изучения и широкой популяризации опыта передовых механизаторов и тракторных бригад.
В колхозах, МТС и совхозах выросла армия квалифицированных механизаторов, хорошо знающих свое дело. На подготовку механизаторов и других колхозных и совхозных работников государство не жалело средств. Только в 1939 г. на обучение сельскохозяйственных кадров было ассигновано государством свыше 300 млн. руб.
Большим достижением было создание женских механизаторских кадров. В начале 1938 г. П. Н. Ангелина — прославленная трактористка, одна из зачинательниц новаторского движения на селе — через газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» обратилась с патриотическим призывом к советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!» На этот призыв откликнулись свыше 100 тыс. женщин. В короткие сроки они овладели профессией механизатора и сыграли огромную роль в годы Великой Отечественной войны, когда сменили на тракторах и комбайнах своих мужей и братьев, ушедших на фронт.
В целом объем тракторных работ, выполняемых МТС, увеличивался. В 1941 г. вспашка паров была механизирована на 83%, подъем зяби — на 71, сев зерновых культур — на 56, хлопчатника— на 81, сахарной свеклы — на 93, уборка зерновых культур — на 46 %.
По уровню технической оснащенности значительно выше колхозов стояли совхозы, где к началу 1941 г. механические двигатели составляли 93,1% всей энергетической мощности, а на долю рабочего скота оставалось лишь 6,9%.
Постепенное укрепление колхозов, рост их технической оснащенности, борьба с нарушениями производственной дисциплины обеспечили улучшение использования трудовых ресурсов. Число колхознику, не выработавших ни одного трудодня, резко сократилось. В то же время повысился удельный вес колхозников, выработавших свыше 300 трудодней в год. Одновременно росла и производительность труда в колхозах. Примерные нормы выработки, установленные Наркомземом СССР в 1933—1934 гг. для конно-ручных работ, теперь значительно перевыполнялись.
Партийные организации деревни много внимания уделяли социалистическому соревнованию, распространению опыта передовиков и новаторов производства. Продолжало развиваться ефремовское движение, из года в год ширилось всесоюзное соревнование комбайнеров. В 1938 г. первенство по комбайновой уборке завоевали братья Оськины (Чкаловская область). Сцепом двух комбайнов они убрали 5238 гектаров. Для колхозных и совхозных животноводов хорошим примером служил опыт доярок П. Л. Малининой и Е. Д. Нартовой, свинарки А. Е. Лихковой, чабана И. Д. Балюк и др. Передовые животноводческие районы Московской области— Раменский и Луховицкий — в результате соревнования добились высоких результатов. В Раменском районе в 1940 г. был получен средний удой молока на фуражную корову 3174 литра, в Луховицком — 3248 литров. Всемерное развитие общественного животноводства, создание прочной кормовой базы, улучшение породистости скота, систематическая учеба колхозников — все это выдвинуло названные районы в число передовых.
Смотром достижений социалистического земледелия и животноводства явилась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, открывшаяся в Москве 1 августа 1939 г. Только за 30 дней выставку посетили 1 255 тыс. человек, в том числе более 260 тыс. колхозников. Большой интерес выставка вызвала у иностранцев. В первый же месяц работы ее посетили девять зарубежных делегаций (эстонская, болгарская, итальянская, польская, монгольская и др.). ВСХВ сыграла большую роль в пропаганде передового опыта. Приезжавшие на выставку колхозники слушали квалифицированные лекции и доклады, получали консультации по вопросам интенсификации сельского хозяйства, беседовали с передовыми людьми лучших колхозов и совхозов страны.
ВСХВ послужила толчком для дальнейшего развития социалистического соревнования в сельском хозяйстве.
В 1939—1940 гг. социалистическим соревнованием за право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке было охвачено более половины колхозов и МТС страны, более трети совхозов, 256 тыс. бригад, 620 тыс. звеньев, свыше 1 млн. передовиков, специалистов и организаторов сельского хозяйства. Многие из них добились действительно высоких показателей в развитии социалистического сельского хозяйства. В 1940 г. на выставке было представлено 252 района, в то время как в 1939 г.— только 48 районов. Резко увеличилось число персональных участников ВСХВ. Если в 1939 г. их было 168 тыс. человек, то в 1940 г.—286 тыс.
В первый год работы выставки колхозы, МТС и совхозы демонстрировали свои достижения, как правило, по одной-двум отраслям сельского хозяйства. С 1940 г. право участвовать на выставке стали получать только те колхозы, которые добились успеха во всех основных отраслях хозяйства. Колхоз «Червоный гончар» Запорожской области — участник ВСХВ 1940 г.— добился высоких урожаев зерновых, кормовых, фруктово-ягодных культур. В колхозе имелись фермы крупного рогатого скота, свиноводческая, овцеводческая, коневодческая, кролиководческая и птицеводческая. В среднем за четыре года колхоз получил по 16 центнеров зерновых с гектара, по 3390 литров молока на одну корову, по 16 поросят на одну свиноматку. Денежный доход колхоза составил в 1940 г. 2 029 тыс. руб.
В 1939 г. во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке участвовало почти 12 тыс. передовиков совхозов, а в 1940 г. число их более чем удвоилось. 490 работников совхозов были награждены за образцовую работу орденами и медалями Советского Союза, 664 — значком «Отличник социалистического соревнования НКСХ».
Борьба за дальнейший подъем хлопководства вызвала к жизни такую замечательную форму творческой инициативы, как сооружение методом народной стройки грандиозных оросительных систем, каналов и водоемов. Пионерами этого движения были колхозники Ферганской области Узбекской ССР, построившие ко дню открытия XVIII съезда партии Лягланский канал протяжением 32 километра. Почин был подхвачен колхозниками почти всех районов Узбекистана и вылился во всенародное движение за дальнейшее расширение и улучшение оросительных систем. К середине сентября 1939 г. был сооружен Большой Ферганский канал длиной 273 километра. В 1940 г. методами народной стройки были построены Урало-Кушумский канал и Каратальская оросительная система в Казахстане, Пахваншаватский и Советьябский каналы в Туркменской ССР, Самур-Дивичинский канал в Азербайджанской ССР и другие ирригационные сооружения. | |
Просмотров: 815 | |